Человек как предмет естественно – научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Начиная с XVIII в. и до современности вопрос о природе человека оставался весьма популярным у философов, в трудах которых можно найти немало весьма оригинальных взглядов на эту проблему. Но, как ни странно, философы меньше говорят о возникновении человека, и больше - о его месте, значении и предназначении во Вселенной. Зачастую философская мысль черпает вдохновение из религии. Стройность же своих построений она заимствует у науки.

Оглавление

1.Введение……..…………………………….…………………….3
2.Человек – дитя Земли…………………………………………...5
3.Сущность проблемы антропогенеза……………...……………6
4.Этапы антропогенеза…………………. ……………………….12
5.Заключение……………………………………………………...16
6.Список литературы………………………………….………….17

Файлы: 1 файл

Человек как предмет естественно – научного познания.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

     Куда более резкий общественный и научный резонанс вызвала теория эволюции Ч. Дравина, опубликованная в 1859 г. в книге "Происхождение видов путем естественного отбора", в 1871 г. в книге "Происхождение человека и половой подбор" и в других работах. С момента опубликования, взгляды Ч. Дарвина получили как горячих сторонников, например, Т. Гексли и Э. Геккеля, так и яростных противников - епископа Уильберфорса, натуралиста Майварта и др. Теория продолжала развиваться, а после открытия генетического наследования и его законов, стала называться синтетической теорией эволюции. Краткая ее суть заключается в следующем. Генетический материал живых организмов имеет свойство изменяться под воздействием разнообразных факторов. Эти изменения могут быть вредными или полезными. Если организм оказывается более приспособленным, чем его сородичи, то имеет шанс оставить больше потомства, передав ему свои генетически закрепленные качества. С изменением среды полезнее оказываются признаки, бывшие до того нейтральными или даже вредными. Организмы, имеющие такие признаки, выживают, и признаки остаются у потомства. Существуют несколько видов отбора. Так происходит изменение наследственности со временем, хотя длится оно обычно очень долго - в течение многих поколений. Предки человека, будучи частью окружавшей их природы, по причине изменения внешних условий постепенно видоизменялись, что и привело к появлению современного человека.

     В настоящее время синтетическая теория эволюции не является единственной научной теорией эволюции. Можно вспомнить, например, разнообразные варианты мутационизма. Согласно им, изменения наследственности происходят не в течение длительного времени, а практически одномоментно и дают сразу новую форму организмов. Однако именно синтетическая теория эволюции имеет в настоящий момент наиболее доказательную базу и подтверждается большинством биологических исследований.

     Относительно конкретных факторов, действовавших на предков человека в процессе эволюции, существуют разные взгляды.

     В 1876 г. Ф. Энгельс опубликовал статью "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека". В ней он сформулировал идею, по которой эволюция человека происходила в основном по социальным причинам. Главной движущей силой преобразования обезьяны в человека, одновременно отличающей их друг от друга, Ф. Энгельс считал трудовую деятельность. "Труд создал человека", а также и его современную анатомию. Переход к прямохождению привел к освобождению рук от функции передвижения. Руки стали использоваться для изготовления и применения орудий труда. Усложнение трудовых операций приводило к увеличению головного мозга, что вновь вызывало усложнение деятельности. Труд также содействовал сплочению коллектива, возникновению речи и, наконец, общества. Конкретным механизмом влияния социокультурной среды на биологическую эволюцию Ф. Энгельс считал закрепление в наследственности приобретенных в процессе труда морфологических признаков. Такое объяснение не согласуется с современными представлениями о генетической наследственности, однако некая связь социокультурной и биологической эволюции несомненна и выявляется вполне определенно.

     Альтернативную социокультурной, сугубо биологическую концепцию эволюции человека выдвинул в 1918 г. анатом Л. Больк. Она получила название "гипотеза фетализации". Согласно Л. Больку, человек представляет собой как бы "неповзрослевшую" обезьяну. Множество признаков взрослого человека - большой мозг относительно малого лица, отсутствие шерсти на теле и наличие ее в виде волос на голове, слабая пигментация у некоторых рас - соответствуют таковым у эмбриона шимпанзе. Явление замедление развития (ретардация) эмбриона известно у многих животных. Выпадение из жизненного цикла у животных взрослой стадии, когда размножается личинка, называется неотенией. Таким образом, человек, по Л. Больку, представляет собой половозрелый зародыш обезьяны.

     Данная концепция подверглась серьезной критике. Так, например, замедлением развития невозможно объяснить большие абсолютные размеры мозга у человека. Сейчас ясно, что положения гипотезы фетализации нельзя понимать буквально. Однако собранный Л. Больком сравнительный материал не может быть отвергнут, а идеи эволюции за счет эмбриональных изменений находят своих последователей.

     Влияние внешних условий на эволюцию предков человека получило освещение в концепции Г. Вейнерта, опубликованной впервые в 1932 г. Основными движущими силами он считал климатические изменения на планете. Современный человек возник под воздействием суровых условий ледникового периода. Бороться с этими условиями человеку помогал огонь. Огонь играл огромную роль в жизни первобытных людей - согревал, защищал от свирепых хищников... Человек потерял волосяной покров на теле из-за постоянного ношения одежды и обогревания огнем, большие клыки и челюсти из-за нового способа приготовления пищи на огне и использования огня для борьбы с хищниками. Люди собирались вокруг очагов, что способствовало общению и привело к возникновению речи. Концепция Г. Вейнерта слишком сильно ограничивает возможные факторы эволюции предков человека условиями ледникового периода и, учитывая новейшие знания об изменениях климата на планете и этапах заселения Земли, не может быть полностью принята. Однако идея о важности климатических изменений для биологической эволюции и возникновения общества весьма продуктивна и имеет множество сторонников среди современных антропологов.

4.Этапы антропогенеза

Существует три этапа антропогенеза:

Древнейшие люди (архантропы)

Австралопитеки, населявшие Африку 1,5–5,5 млн. лет назад, были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

Древнейшие люди (питекантропы, синантропы) имели объем мозга 700–1 200 см3, при такой массе мозга становится возможным овладение речью (появляется примитивная речь в виде выкриков). Архантропы могли изготавливать хорошо выделанные орудия труда из камня, поддерживать и использовать огонь, вести общественный образ жизни. Расселение древнейших людей по земному шару привело к образованию отдельных изолированных форм: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, атлантроп, олдовайский питекантроп и телантроп. У ранних архантропов сохранялись примитивные обезьяньи признаки, у поздних – появлялось больше человеческих черт, хотя сохранялся мощно развитый надбровный валик и отсутствовал настоящий подбородочный выступ.

Наряду с добыванием растительной пищи большую роль у архантропов играла охота, о чем свидетельствуют находки в местах жизни древнейших людей костей мелких грызунов, оленей, медведей, диких лошадей, буйволов.

Одной из самых замечательных была знаменитая находка первого питекантропа, или человека прямоходящего (Homo erectus), обнаруженного голландским исследователем Эженом Дюбуа в 1891 г. Увлеченный идеями Ч. Дарвина, Дюбуа поехал на Яву, чтобы попытаться найти там «связующее звено» между человеком и обезьяной. Он сделал открытие, которое было оценено учеными как важнейшее доказательство правильности теории происхождения человека от высших обезьян. Уже в нашем веке на Яве найдены еще несколько питекантропов, в Китае – близкие к ним синантропы (от лат. «Сина» – Китай) и т.д. В пещере Чжоу-Гоу-Дянь близ Пекина, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы костров (угли, зола, обожженные камни). Умение пользоваться огнем было огромным завоеванием человека. Оно позволило сделать пищу более усвояемой, способствовало лучшей защите от врагов и холода, расширению ареала древнейших людей.

Все они представляют собой различные географические варианты человека прямоходящего, существовавшего приблизительно от 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад.

Естественный отбор сохранял, по-видимому, именно те группы древнейших людей, у которых быстрее и лучше развивались мышление, речь, трудовая деятельность.

 

Древние люди (палеоантропы)

Древнейших людей сменили древние люди, которых называют также неандертальцами (по месту первой находки в долине реки Неандр, Германия). Ареал древних людей, как показывают находки в Африке, Азии и Европе, был достаточно велик. В находках часто встречаются каменные орудия, следы костров, кости убитых животных.

Первый череп человека этого вида был найден в 1848 г. в Гибралтаре, но находка осталась незамеченной. В 1856 г. в долине р. Неандр был найден второй череп.

Неандертальцы жили в ледниковую эпоху от 200 до 30 тыс. лет назад. Широкое распространение древних людей не только в областях с теплым благоприятным климатом, но и в суровых условиях подвергшейся обледенению Европы свидетельствует об их значительном по сравнению с древнейшими людьми прогрессе. Древние люди умели не только поддерживать, но и добывать огонь.

Древние люди по сравнению с древнейшими людьми представляли собой более прогрессивный тип человека. Древние люди имели объем мозг до 1 500 см3, рост 160 см, у них появились подбородочный выступ, пока еще слабо развитый, и крупные зубы. Особое развитие получили отделы мозга, связанные с логическим мышлением. Палеоантропы уже умели добывать огонь, изготавливали разнообразные орудия труда из камня, они создали так называемую культуру скребел и наконечников. У древних людей отмечается возникновение элементарных социальных взаимоотношений, для них была характерна коллективная деятельность, продвинутая речь в виде лепета, забота о ближних, они хоронили своих близких и украшали могилы.

Естественный отбор обеспечивал дальнейшее прогрессивное развитие многих признаков. В результате совершенствовалась биологическая организация древних людей. Но влияние социальных факторов на развитие неандертальцев становилось все сильнее.

 

Современные люди (неоантропы)

Возникновение людей современного физического типа (Homo sapiens), сменивших древних людей, произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Остатки ископаемых людей современного типа обнаружены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В 1868 г. в гроте Кро-Маньон во Франции было обнаружено сразу несколько скелетов людей этого типа. По месту находки ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Но первой находкой был обезглавленный скелет, найденный в Уэллсе (Англия) в 1823 г. В нашей стране уникальные находки этих людей сделаны около Воронежа и Владимира.

Ископаемые люди современного типа обладали всем комплексом основных физических особенностей, которые имеются и у наших современников. Новые люди (кроманьонец, современный человек) имели объем мозга около 1 400 см3, мозговой череп преобладал над лицевым, подбородочный выступ был хорошо развит.

Неоантропы изготовляли сложные орудия труда, у них была развита настоящая речь, абстрактное мышление, интеллект. Изучение орудий труда кроманьонцев показывает, что уже в то время человек умел сшивать шкуры животных и изготавливать из них одежду, жилье. Все это сделало человека менее зависимым от климатических условий. Именно поэтому люди начинают осваивать ранее недоступные для них районы земного шара, переносить неблагоприятные условия окружающей среды. На этом этапе произошло еще одно крупное событие в жизни людей – возникло искусство. Совершенствование производственной деятельности, развитие сельского хозяйства, техники, науки, искусства (строились примитивные жилища, новые люди начали приручать животных, создавали рисунки на стенах пещер, носили одежду) привели к возникновению человеческого общества. На этом закончилась биологическая эволюция вида Человек разумный.

 

 

 

5.Заключение

 

В моей работе были рассмотрены основные теории происхождения жизни на Земле, все это конечно связано с человеком, являющимся венцом творения природы. Ведь именно человек — субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим, и со­циальным, а главное — обладающим разумов — высшим результа­том развития мира. Несомненно, в модели происхождения жизни, будут включаться новые знания, и они будут всё более обоснованными. Но чем более качественно новое отличается от старого, тем труднее объяснить его возникновение. Для понимания сущности человека требуется комплексной подход, который может быть выработан только на совокупной основе различных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Список литературы

 

1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.

2. Харитонов В.М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита. М., 1995.

3. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. М., 1999.

4. Вейнерт Г. Происхождение человечества. М.; Л., 1935.

5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление. М., 1977.

6. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

7. Шарден Тейяр П. де. Феномен человека. М., 1965.

3

 



Информация о работе Человек как предмет естественно – научного познания