Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:34, контрольная работа
Цель изучения мозга — понять механизмы поведения и научиться ими управлять. Знания о процессах, происходящих в мозгу, необходимы для лучшего использования умственных способностей и достижения психологического комфорта.
Введение.
Нервная система как основа деятельности человека.
Естественнонаучное преставление о строение мозга человека.
Функциональные особенности структурных элементов головного мозга человека.
Заключение.
Список использованной литературы
Вегетативный
отдел нервной системы
В
состав вегетативной нервной системы
входят симпатический и
Симпатический отдел активизируется в стрессовых ситуациях. Его центры находятся в верхней и средней части спинного мозга. От них идут нервы к нервным узлам, расположенным вдоль позвоночника. Это парные узлы нервного ствола. Кроме того, есть дополнительные узлы в области живота (солнечное сплетение) и др. Под влиянием этого отдела сердце усиливает свою работу, кожные сосуды сужаются, повышается кровяное давление. Органы пищеварения, наоборот, затормаживают свою деятельность.
Парасимпатический отдел нормализует деятельность сердца, давление, расширяет сосуды кожи. Центры этого отдела находятся в стволе головного мозга и крестцовом отделе спинного мозга. Самый крупный из них центр - центр блуждающего нерва находится в продолговатом мозге.
Соматический отдел нервной системы. Этот отдел специализируется на восприятии информации и управляет движениями тела. Высшим центром соматического отдела является кора больших полушарий. Соматический отдел подчиняется воле человека.
Функциональные
особенности структурных
элементов головного
мозга человека.
Головной мозг поделен на два полушария, которые соединяются плотным образованием, называемым мозолистым телом. По сути, оба полушария являются отдельными органами, действующими как одно целое, благодаря нервным волокнам, проходящим в мозолистом теле и координирующим действия обоих полушарий. Но потенциально каждое полушарие остается независимым.
Обычно каждое полушарие отвечает за свою часть тела: левое полушарие головного мозга — за правую половину тела, правое полушарие — за левую. Если полушария сохранить, но перерезать соединение между ними — мозолистое тело, — то координированность действий между обоими полушариями полностью нарушится и правая и левая половины тела станут контролироваться в значительной степени независимо. Иными словами, мы получим случай, когда у животного будут функционировать одновременно как бы два мозга.
Если проделать подобную операцию на обезьянах (при этом для полной уверенности в том, что каждый глаз соединен только с одним полушарием, дополнительно следует проделать небольшую операцию и на зрительном нерве), то можно научить каждый глаз животного выполнять свою задачу. Если перед такими обезьянами размещать несколько мисок, закрытых крышками, из которых только в одной будет находиться пища, то животные быстро обучаются правильно выбирать миску с пищей, если крышку на этой миске пометить каким-либо знаком, например крестиком. После нескольких тренировок обезьяна будет воспринимать крестик на крышке как знак того, что под ней лежит банан. Если такое же обучение проводить на таких же животных (с разделенными полушариями), но так, чтобы при этом только один глаз обезьяны, допустим правый, был открыт, а левый — постоянно закрыт, то обезьяна также быстро научится правильно выбирать миску с пищей. Если после этого у обезьяны закрыть правый глаз и открыть левый, то она не сможет сразу найти пищу и сделает это только после нескольких проб и ошибок. То есть у оперированного животного вырабатывается однополушарная память (в данном примере обучалось только правое полушарие). Если каждый глаз обучить выполнять несовместимые задачи и затем открыть их оба, деятельность обезьяны, направленная на выполнение этих задач, будет чередоваться, так как полушария будут проявлять свою активность по очереди.
Естественно, в такой ситуации, когда на равных правят двое, возможны путаница в действиях животного и возникновение конфликтов. Однако этого не происходит, так как одно из соединенных вместе полушарий является доминантным (у человека это левое полушарие). Извилина Брока, которая контролирует речь, как раз и находится в левом полушарии. Гностическая зона, которая является общей ассоциативной зоной, также находится в левом полушарии. Поскольку левое полушарие контролирует двигательную функцию правой половины тела, то нет ничего удивительного в том, что большинство людей — правши (правда, у левшей доминантным является также левое полушарие).
Полушария — это еще не весь головной мозг. Существуют участки серого вещества, расположенные под корой головного мозга. Это базальные ганглии, в число которых входит таламус. Таламус действует как центр, воспринимающий все виды чувствительности. Наиболее сильные чувствительные стимулы, такие, как боль, большой перепад температуры в ту или иную сторону, неприятные прикосновения, отфильтровываются. Чувствительные стимулы средней величины, идущие от мышц, — мягкие прикосновения, средние перепады температуры — пропускаются в чувствительную зону коры. Все происходит так, будто работу со стимулами средней величины таламус доверяет коре, где они сначала анализируются, и только после анализа, через некоторое время, организм реагирует на этот стимул. С грубыми чувствительными стимулами, на анализ которых нет времени, поскольку они требуют быстрых ответов, таламус более или менее автоматически справляется сам.
Ниже таламуса расположен гипоталамус — место, в котором сосредоточены различные центры, осуществляющие контроль над всем организмом. Вышеупомянутый «аппестат» осуществляющий контроль над аппетитом человека, находится как раз в гипоталамусе, здесь же осуществляется и регуляция температуры тела. Посредством гипоталамуса мозг контролирует активность гипофиза; это указывает на то, что оба типа контроля над функциями организма — посредством нервной системы и посредством эндокринной системы (через гормоны) — могут объединяться в единую генеральную управляющую систему.
В гипоталамусе также локализована область, которая регулирует цикл сна и бодрствования; частичное разрушение этой зоны вызывает состояние подобное спячке. Точный механизм, позволяющий гипоталамусу выполнять свои функции, неизвестен. Согласно одной из теорий, гипоталамус посылает сигналы в кору, которая в ответ, в свою очередь, посылает сигналы обратно, то есть происходит взаимная стимуляция двух отделов мозга. Длительное бодрствование нарушает их координацию, в результате чего человеку хочется спать и он засыпает. Резкий стимул (тряска за плечо, громкий шум или, наоборот, внезапное прекращение постоянного шума) вызывает его пробуждение. В отсутствие подобных стимулов координация активности коры и гипоталамуса со временем восстанавливается, тогда сон самопроизвольно заканчивается или становится таким поверхностным, что любой, даже самый незначительный стимул, из тех, которые постоянно проявляются в обычной жизненной ситуации, становится достаточным, чтобы разбудить человека.
Во
время сна человек видит
Поэтому весьма резонно предположить, что сновидения играют важную роль в работе мозга. Считается, что во время сновидений мозг перебирает все, что произошло за день, и удаляет из памяти незначительные повседневные события, которые только перегружают мозг и тем самым снижают эффективность его работы. Сон — самое подходящее время для проявления деятельности такого рода, ведь проделанная ночью работа облегчит мозгу выполнение многих функций во время бодрствования. Невозможность выполнить эту задачу в течение длительного времени (из-за постоянного прерывания быстрого сна) приводит к такому засорению мозга, что он попытается освободиться от ненужного во время бодрствования — как следствие у человека могут возникнуть галлюцинации (можно сказать, сновидения в состоянии бодрствования) и другие неприятные симптомы.
Фаза быстрого сна обнаруживается и у новорожденных, причем у них она занимает около половины времени сна. Возможно, в младенчестве быстрый сон важен для другого: он способствует развитию у младенцев нервной системы. Фаза быстрого сна, помимо человека, выявлена также у других млекопитающих.
Ниже головного мозга располагаются меньший по размеру мозжечок, также разделенный на два мозжечковых полушария, и ствол мозга, который, сужаясь, постепенно переходит в спинной мозг — нервный тяж длиной около 45 сантиметров, расположенный внутри спинномозгового канала позвоночника.
Спинной мозг состоит из серого вещества, расположенного в центре, и белого вещества, расположенного снаружи. К спинному мозгу подходят нервы, идущие от внутренних органов — сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, органов малого таза, — органов, находящихся под более или менее независимым от воли человека контролем нервной системы.
При повреждении спинного мозга вследствие травмы или заболевания та часть тела, которая иннервируется сегментами спинного мозга, расположенными ниже места повреждения, перестает функционировать, говоря бытовым языком, «отключается»; В этой части отсутствует чувствительность, в ней не проявляются и двигательные реакции — эта часть тела парализована. При повреждении спинного мозга в области шеи наступает смерть вследствие паралича дыхательных мышц груди и как итог этого — остановка дыхания. Отсюда и возникло выражение «сломать себе шею», по этой же причине повешение является способом быстрой казни. При переломе шеи смерть наступает из-за повреждения спинного мозга, а не из-за нарушения целостности этого отдела позвоночника.
Совместное действие всех отделов центральной нервной системы — головного мозга, мозжечка, ствола мозга и спинного мозга — точно скоординировано. Белое вещество спинного мозга состоит из пучков нервных волокон, тянущихся вверх и вниз вдоль спинного мозга, образуя единое целое. Волокна, которые тянутся от головного мозга вниз, образуют нисходящие пути, а волокна, по которым импульсы по спинному мозгу проходят в головной мозг, образуют восходящие пути.
В 1964 году специалисты из кливлендской городской главной больницы доложили результаты исследований, согласно которым изолированный мозг обезьян резус способен жить еще в течение 18 часов после удаления его из организма. Это наблюдение положило начало широким исследованиям метаболизма мозга. При этом исследователи пропускали через кровеносные сосуды мозга питательную среду и сравнивали состав среды, входящей в мозг, с составом той же среды, выходящей из него.
Год
спустя эти же исследователи пересадили
голову одной собаки на тело другой,
соединив сосуды, питающие мозг, — в
этом эксперименте трансплантированная
голова не только жила, но и функционировала
в течение двух дней. В 1966 году ученые
уже умели на 6 часов понижать температуру
мозга собаки до точки, близкой к замерзанию,
после чего при нагревании до исходной
температуры в мозгу восстанавливалась
нормальная химическая и электрическая
активность. Мозг оказался гораздо более
прочным органом, нежели предполагали
ранее.
Заключение.
Мозг человека - самое совершенное из всего, что создала природа и самое сложное, а у нас нет ничего, кроме мозга, чтобы его познать. И все же человечество успешно движется по пути к истине. Может ли мозг познать сам себя? Во всяком случае познавать может, это ясно. Но ведь у каждого из нас мозг рождается заново, начиная от одной единственной материнской клетки.
Наш
мозг настоящее чудо! Он состоит из миллиардов
особых нервных клеток. Их там больше,
чем людей на земном шаре. Одни клетки
нам помогают петь, другие танцевать, третьи
- рисовать. А еще у нас в голове настоящий
компьютер. Клетки «помнят» то, что ты
когда-то узнал, и все, чему научился.
Список
использованной литературы.