Астрология как феномен древней культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:28, доклад

Краткое описание

Время зарождения астрологических представлений восходит к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите, судя по дошедшим до нас следам жизнедеятельности людей, начались наблюдения за небом, были выделены сезоны года. Имеются данные о том, что в мустьерскую эпоху (около 40–100 тыс. лет назад) произошли фиксация простейших наблюдений за движением Солнца, а также развитие первоначальных навыков счёта и геометрических построений различными способами в разных районах Евразии.

Файлы: 1 файл

сем1.docx

— 22.92 Кб (Скачать)

Время зарождения астрологических  представлений восходит к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите, судя по дошедшим до нас следам жизнедеятельности  людей, начались наблюдения за небом, были выделены сезоны года. Имеются данные о том, что в мустьерскую эпоху (около 40–100 тыс. лет назад) произошли фиксация простейших наблюдений за движением Солнца, а также развитие первоначальных навыков счёта и геометрических построений различными способами в разных районах Евразии. И интенсивное собирательство, и охота требовали внимания к пространственно-временным ориентирам, среди которых важнейшую роль играло небо, а на нём – прежде всего звёздные узоры и движение Луны, а также её изменения по фазам.

Веру в одушевлённость природы называют анимизмом, и мы будем называть древнейший период становления  астрологии анимистическим.

Древние люди, как и современные  дикари, всегда рассматривали природу  как часть общества, а общество – включённым в природу и зависящим  от космических сил. Для них природа  и человек не противостоят друг другу, а потому им и не должны соответствовать  два различных способа познания.

Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности; оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но и  отношениям между ними. Причём, основное отношение, которое он знает по личному  опыту, – это отношение кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются  представления об иерархии этих сил. Характерным примером такой иерархии является деление неба на слои, каждому  из которых соответствует своё божество. Подобные представления мы находим, к примеру, в древней мифологии  народов Центральной Азии.

Выделение небесного свода  из всего многообразия объектов окружающего  мира было закономерным, равно как  и его соотнесение с обителью богов.

Солнце и Луна – важнейшие  носители света. Скоро первобытными наблюдателями устанавливаются  и фазы Луны, и на этом цикле начинает строиться чувство времени и  периодичности. “Духов” лучше всего  вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической силой, силой таинственных ритуалов. Как доказано, лунный календарь мог существовать со времён палеолита: палеолитические охотники и собиратели, по суровой жизненной необходимости тонкие наблюдатели и стихийные материалисты, следили за фазами Луны и за движением её по звёздному небу, чтобы, во-первых, выбирать наиболее удачные для охоты и собирательства периоды и, во-вторых, иметь надёжные ориентиры для возвращения домой после многодневной охоты.

Определённые периоды  года довольно рано могли ассоциироваться  и с небесными явлениями, и  с важными для первобытного охотника моментами поведения животных.

По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к  самым ярким звёздам человек  на анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные, но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы.

Солнце и Луна помогали человеку ориентироваться во времени  по-разному. Если годичный период Солнца наглядно проявляется в смене  сезонов, то динамика чередования лунных фаз чаще заметна и вследствие краткости цикла более практична. Из двух систем времяисчисления –  по Солнцу и по Луне – первая проще  из-за наглядной связи с чередованием сезонов, вторая удобнее для измерений  как меньшим числовым рядом, так  и большей наглядностью – счёт дней подтверждался изменением формы  лунного диска. Хотя лунный месяц  не выразить точно целым числом суток, а год – целым числом суток  или лунных месяцев, история не знает  народов, не умеющих определять время  с помощью Солнца и Луны. Год  делился на две части – летнюю и зимнюю, на сезоны и на месяцы.

“Магическая семёрка” ещё  в палеолите связывалась с  лунными ритмами, с представлениями  о времени, о космосе, о плодородии, жизни и смерти (аналогия с “умиранием”  и “возрождением” Луны на небе через  одинаковые промежутки времени) – представлениями, получившими столь значительное развитие в позднейшей астрологии.

Здесь следует отметить, что, систематически наблюдая прежде всего за движением Солнца и Луны, люди эпохи палеолита не могли оставлять без внимания другие небесные светила. Такой важный ориентир, как Полярная звезда, был выделен очень рано – в связи с формированием представления о четырёх сторонах горизонта; в искусстве и всей материальной культуре верхнего палеолита разделение северного, южного, западного и восточного направлений стало устойчивой традицией.

Зарождение концепции мировых стихий стало играть ключевую роль в астрологии позднейшего времени. В древнейших пластах фольклора и мифологии мы видим, что мир, согласно ранним представлениям, создавался в яростном борении полярных стихий и сил, а упорядоченному космосу предшествовали хаос и ожесточённые схватки богов, героев и чудовищ. Более того, сама Вселенная, прежде чем приобрести современный облик, не раз разрушалась и вновь возникала из небытия.

Сопоставляя и анализируя окружающие явления и предметы, человек  закономерно приходил к выводу о  том, что если мир существует в  ожесточённом внутреннем противоборстве и тем не менее не гибнет, распадаясь на составные элементы, то, значит, есть нечто такое, что удерживает его в постоянном равновесии, существует некая универсальная первооснова бытия, из которой некогда возникло всё сущее и в которую всё обратится вновь в конце времён. Проблема исходного вещества, праматерии по праву была в глазах древних мыслителей одной из важнейших и первостепенных.

Значительное сходство обнаруживается в качественных и количественных характеристиках стихий. Чаще всего  их насчитывали четыре: огонь, воздух, земля и вода. Древние полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная, из них образованы все без исключения предметы и существа.

Важнейшим практическим мотивом  первобытной календарной традиции было, видимо, представление, что процессы воспроизводства в человеческих коллективах и в мире животных являются двумя сторонами единого  хода времени, а этот ход времени приводился в конечном счёте к динамике движения небесных светил.

Краткий итог. Заканчивая обзор древнейшей эпохи, подчеркнём, что уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий своей жизни с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с выделением циклов, общих для всего живого; на основании противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности мужского и женского начал; многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам; уже на этом этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было “астрологичным”, и представления современных учёных о древнейшем происхождении “космического мироощущения” вполне обоснованы. Любопытно, что и оккультная традиция, не признающая современной научной теории эволюции, ведёт историю астрологии с “допотопных” времён, считая, что астрологические знания были переданы человечеству Учителями предшествующих Рас (выходцами из Атлантиды, Арктиды, и т.п.).

 

Глоссарий

 

Астрология – система  теоретических и практических знаний, основанная на принципе корреляции земных процессов и состояний земных объектов астрономическими факторами. Древнейшими её разновидностями  являются календарная астрология и  астрология предзнаменований, зародившиеся ещё на этапе протоастрологии.

Календарная астрология –  одна из ранних разновидностей астрологии, интерпретирующая земные события через  их соотнесение с циклической  динамикой небесных событий, которая  систематизирована в календарной  системе.

Карта (гороскоп) – в астрологии: схема расположения планет относительно горизонта в конкретном географическом пункте в конкретный момент времени. Основными разновидностями астрологических  карт являются натальная карта (гороскоп рождения), хорарная карта (гороскоп, составленный на момент задания астрологу вопроса), элективная карта (гороскоп, составленный на определённый момент будущего, наиболее оптимальный для начала того или иного дела), мунданная карта (гороскоп значимого события, затрагивающего большие группы людей).

Циклический календарь –  термин, принятый в востоковедении и хронологии для обозначения  традиционной календарной системы  Китая (и ряда других азиатских стран), которая основана на 60-летнем цикле. (Строго говоря, данное название является некорректным, поскольку любой календарь  является циклическим.)

 

Список используемой литературы

 

  1. Авени, 1998 - Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры / Пер. с англ. Д. Пальца. - Киев: София, 1998.
  2. Богуцкий, 1998 - Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Сост., комм. и пер. К. Богуцкого. - Киев; М.: Ирис; Алетейа, 1998.
  3. Броль, 1999 - Броль Р. В. Астрология в истории мировой культуры: подход к изучению // Полигнозис. - 1999. - №2. - С. 117-127.
  4. Гриненко, 2000 - Гриненко Г. В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. - М.: Новый Век, 2000.
  5. Джонсон, 1998 - Джонсон К. Мудрость ягуара. Календарная магия майя / Пер. с англ. И. Митрофановой. - Киев: София, 1998.
  6. Касавин, 1999 - Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. / Под ред. И. Т. Касавина. - М.: Канон+, 1999.
  7. Краснопевцева, 1999 - Краснопевцева Е. Д. Астрология: возможность философского подхода // Полигнозис. - 1999. - №2. - С.128-135.

Информация о работе Астрология как феномен древней культуры