Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:28, доклад
Время зарождения астрологических представлений восходит к самому раннему периоду истории человечества. Уже в нижнем палеолите, судя по дошедшим до нас следам жизнедеятельности людей, начались наблюдения за небом, были выделены сезоны года. Имеются данные о том, что в мустьерскую эпоху (около 40–100 тыс. лет назад) произошли фиксация простейших наблюдений за движением Солнца, а также развитие первоначальных навыков счёта и геометрических построений различными способами в разных районах Евразии.
Время зарождения астрологических
представлений восходит к самому
раннему периоду истории
Веру в одушевлённость природы называют анимизмом, и мы будем называть древнейший период становления астрологии анимистическим.
Древние люди, как и современные
дикари, всегда рассматривали природу
как часть общества, а общество
– включённым в природу и зависящим
от космических сил. Для них природа
и человек не противостоят друг другу,
а потому им и не должны соответствовать
два различных способа
Скоро, однако, у человека зарождается некое ощущение причинности; оказывается, определённые факты всегда следуют один за другим. Теперь он даёт наименования не только вещам, но и отношениям между ними. Причём, основное отношение, которое он знает по личному опыту, – это отношение кровного родства. Так создаётся мифология, в которой природные силы сочетаются браком и производят потомство; оформляются представления об иерархии этих сил. Характерным примером такой иерархии является деление неба на слои, каждому из которых соответствует своё божество. Подобные представления мы находим, к примеру, в древней мифологии народов Центральной Азии.
Выделение небесного свода из всего многообразия объектов окружающего мира было закономерным, равно как и его соотнесение с обителью богов.
Солнце и Луна – важнейшие носители света. Скоро первобытными наблюдателями устанавливаются и фазы Луны, и на этом цикле начинает строиться чувство времени и периодичности. “Духов” лучше всего вызывать при её свете, возбуждающем воображение. Луна становится магической силой, силой таинственных ритуалов. Как доказано, лунный календарь мог существовать со времён палеолита: палеолитические охотники и собиратели, по суровой жизненной необходимости тонкие наблюдатели и стихийные материалисты, следили за фазами Луны и за движением её по звёздному небу, чтобы, во-первых, выбирать наиболее удачные для охоты и собирательства периоды и, во-вторых, иметь надёжные ориентиры для возвращения домой после многодневной охоты.
Определённые периоды года довольно рано могли ассоциироваться и с небесными явлениями, и с важными для первобытного охотника моментами поведения животных.
По отношению к Солнцу и Луне, а позже, вероятно, и к самым ярким звёздам человек на анимистической стадии испытывает какую-то неясную тождественность. Он чувствует их как живых существ, стремится ко всё большему единению с ними, стремится преисполниться их сущностью. Это почитание звёзд (или, скорее, отождествление себя со звёздами) соответствует культуре тотемов. Тотемами чаще всего являются животные, но ими могут быть и звёзды, и даже облака или горы.
Солнце и Луна помогали
человеку ориентироваться во времени
по-разному. Если годичный период Солнца
наглядно проявляется в смене
сезонов, то динамика чередования лунных
фаз чаще заметна и вследствие
краткости цикла более
“Магическая семёрка” ещё в палеолите связывалась с лунными ритмами, с представлениями о времени, о космосе, о плодородии, жизни и смерти (аналогия с “умиранием” и “возрождением” Луны на небе через одинаковые промежутки времени) – представлениями, получившими столь значительное развитие в позднейшей астрологии.
Здесь следует отметить, что, систематически наблюдая прежде всего за движением Солнца и Луны, люди эпохи палеолита не могли оставлять без внимания другие небесные светила. Такой важный ориентир, как Полярная звезда, был выделен очень рано – в связи с формированием представления о четырёх сторонах горизонта; в искусстве и всей материальной культуре верхнего палеолита разделение северного, южного, западного и восточного направлений стало устойчивой традицией.
Зарождение концепции мировых стихий стало играть ключевую роль в астрологии позднейшего времени. В древнейших пластах фольклора и мифологии мы видим, что мир, согласно ранним представлениям, создавался в яростном борении полярных стихий и сил, а упорядоченному космосу предшествовали хаос и ожесточённые схватки богов, героев и чудовищ. Более того, сама Вселенная, прежде чем приобрести современный облик, не раз разрушалась и вновь возникала из небытия.
Сопоставляя и анализируя окружающие явления и предметы, человек закономерно приходил к выводу о том, что если мир существует в ожесточённом внутреннем противоборстве и тем не менее не гибнет, распадаясь на составные элементы, то, значит, есть нечто такое, что удерживает его в постоянном равновесии, существует некая универсальная первооснова бытия, из которой некогда возникло всё сущее и в которую всё обратится вновь в конце времён. Проблема исходного вещества, праматерии по праву была в глазах древних мыслителей одной из важнейших и первостепенных.
Значительное сходство обнаруживается в качественных и количественных характеристиках стихий. Чаще всего их насчитывали четыре: огонь, воздух, земля и вода. Древние полагали, что именно из этих компонентов складывается Вселенная, из них образованы все без исключения предметы и существа.
Важнейшим практическим мотивом
первобытной календарной
Краткий итог. Заканчивая обзор древнейшей эпохи, подчеркнём, что уже на анимистической стадии человек ощущает связь событий своей жизни с небесными светилами, пронизанность мира единым принципом жизни, что во многом связано с выделением циклов, общих для всего живого; на основании противопоставления Солнца и Луны он приходит к выводу о глобальности действия принципа полярности мужского и женского начал; многообразие проявлений мира сводится к нескольким основным первоначалам; уже на этом этапе формируются представления о мистической значимости чисел и магической силе имён; на небе выделяются участки (созвездия), имеющие индивидуальную мифологему; появляются зачатки восприятия мира как иерархической системы. При этом, все указанные особенности мироощущения были характерны для подавляющего большинства ранних культур, о которых имеются достаточные сведения. Иначе говоря, все основные астрологические представления сформировались уже в каменном веке. Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что уже в доклассовом обществе сознание человека было “астрологичным”, и представления современных учёных о древнейшем происхождении “космического мироощущения” вполне обоснованы. Любопытно, что и оккультная традиция, не признающая современной научной теории эволюции, ведёт историю астрологии с “допотопных” времён, считая, что астрологические знания были переданы человечеству Учителями предшествующих Рас (выходцами из Атлантиды, Арктиды, и т.п.).
Глоссарий
Астрология – система теоретических и практических знаний, основанная на принципе корреляции земных процессов и состояний земных объектов астрономическими факторами. Древнейшими её разновидностями являются календарная астрология и астрология предзнаменований, зародившиеся ещё на этапе протоастрологии.
Календарная астрология –
одна из ранних разновидностей астрологии,
интерпретирующая земные события через
их соотнесение с циклической
динамикой небесных событий, которая
систематизирована в
Карта (гороскоп) – в астрологии:
схема расположения планет относительно
горизонта в конкретном географическом
пункте в конкретный момент времени.
Основными разновидностями
Циклический календарь – термин, принятый в востоковедении и хронологии для обозначения традиционной календарной системы Китая (и ряда других азиатских стран), которая основана на 60-летнем цикле. (Строго говоря, данное название является некорректным, поскольку любой календарь является циклическим.)
Список используемой литературы