Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:33, реферат
Отличительными особенностями тактики и методики расследования преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, являются их высокая степень латентности. По оценкам специалистов уровень латентности компьютерных преступлений определяется в настоящее время в 90%, а из оставшихся 10% выявленных компьютерных преступлений раскрывается только 1%. Немалые трудности заключаются в установлении факта совершения компьютерного преступления и решении вопроса о возбуждении уголовного дела, в подготовке и проведении отдельных следственных действий, сборе доказательств.
Отличительными особенностями тактики и методики расследования преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, являются их высокая степень латентности. По оценкам специалистов уровень латентности компьютерных преступлений определяется в настоящее время в 90%, а из оставшихся 10% выявленных компьютерных преступлений раскрывается только 1%. Немалые трудности заключаются в установлении факта совершения компьютерного преступления и решении вопроса о возбуждении уголовного дела, в подготовке и проведении отдельных следственных действий, сборе доказательств.
По
оценкам отечественных и
Немаловажным фактором, негативно влияющим на успешное предварительное и судебное расследование рассматриваемой группы преступлений, является недостаточный образовательный уровень оперативно-следственных и судейских работников. Так, при расследовании одного уголовного дела, связанного с несанкционированным доступом к охраняемой законом информации, следователю пришлось в течение довольного длительного времени объяснять судье термин «администратор сервера», поскольку он (судья) ранее сталкивался только с администраторами гостиниц. В другом случае потребовалось ознакомить пожилую судью с основами компьютерной грамотности и популярно разъяснить разницу между вирусной инфекции среди людей, от вирусного заражения компьютеров. Подобная популяризация зачастую отнимает намного больше времени, чем непосредственно проведение компьютерно-технической экспертизы.
Социологические опросы, проведенные В.Б. Веховым, показали, что 86% опрошенных руководителей следственных подразделений городских и районных управлений (отделов) органов внутренних дел и 90% следователей - методистов считают, что во вверенных им подразделениях нет следователей, способных успешно расследовать преступления в сфере компьютерной информации.
Тактика
и методика расследования
Статьей 272 УК РФ в качестве таких мест нахождения компьютерной информации) названы машинный носитель, ЭВМ, система ЭВМ или их сети. Считаем необходимым в этот список, учитывая транснациональный характер многих компьютерных преступлений, добавить и территорию, где (в каком государстве) наступают последствия компьютерных преступлений. В соответствии с этим, тактики и методики расследования в зависимости от вида преступления можно разделить на несколько групп.
Первую группу мы условно назовем как «локальное компьютерное преступление», в котором преступные деяния осуществляется членом (или соучастником) транснациональной организованной преступной группы, имеющим непосредственный доступ к средствам компьютерной техники (а вернее машинным носителям информации). В большинстве случаев подобные преступления совершаются с целью сбора информации, составляющей государственную тайну, коммерческую тайну («промышленный шпионаж») или банковскую тайну, а также для модификации информации (программ и сведений, содержащихся в базах данных), записанной на машинных носителях. Методики расследования правонарушений, связанных с локальным несанкционированным доступом к компьютерной информации, в настоящее время являются одними из наиболее разработанных.
В ходе расследования фактов несанкционированного доступа и копирования информации или ее модификации последовательно решаются следующие основные задачи:
Иногда
сведения о фактах несанкционированного
доступа и копирования
Немаловажную информацию для расследования преступления будут иметь сведения о способах и технологиях несанкционированного доступа и копирования информации. Одно дело скопировать файлы с винчестера на дискету, а другое – использовать специальные программные средства для этих целей, а затем и уничтожить следы своего несанкционированного вторжения (хотя в данном случае останутся «следы уничтожения следов»). В последнем случае особое внимание следует уделить высококвалифицированным в области компьютерных технологий сотрудникам потерпевшей организации.
Вторую группу преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, имеющую множество разновидностей, А.Л. Осипенко определяет как «сетевые компьютерные преступления», подразумевая под ними «предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, совершенные на основе удаленного доступа к объекту посягательства с использованием глобальных компьютерных сетей в качестве достижения цели».
В
дальнейшем будем считать, что понятие
«сетевые компьютерные преступления»
будет равнозначным синонимом к «преступлениям,
совершаемым с использованием компьютерных
и телекоммуникационных технологий»,
но при этом вышеприведенное определение
необходимо дополнить фразой, что под
ними понимаются и преступления, в которых
глобальные компьютерные сети используются
и для распространения информации, оборот
которой запрещен или ограничивается
законодательствами отдельных государств.
Таким образом, сетевые транснациональные компьютерные преступления, можно условно разделить на несколько условных групп.
В первую группу будут входить те, в которых компьютерные и телекоммуникационные технологии используются для удаленной манипуляции с информацией на машинных носителях компьютеров, подключенных к сети Интернет. Во вторую группу будут входить преступления, в которых эти же технологии используются только для распространения информации, оборот которой запрещен или ограничивается законодательствами отдельных государств. Подобное принципиальное различие будет обуславливать и различие в тактике и методиках их расследования.
Первым отличием будет являться то, что в первом случае, объектом преступного посягательства являются компьютерные информационные ресурсы, находящиеся на территории «потерпевшей страны», а во втором, средства для совершения компьютерного преступления находятся на территории другой страны. А это в свою очередь определяет характер и объем оперативно-следственных действий, проводимых правоохранительными органами государств, расследующих транснациональное компьютерное преступление. При этом необходимо учитывать и необходимое, и не всегда добровольное, участие компетентных органов третьих государств, через которые осуществлялся транзит компьютерной информации, для сбора необходимой доказательственной базы. Последнее можно пояснить на простом примере. Так, например, гражданин страны А отправляет e-mail, с прикрепленным к нему текстовым файлом, содержащим сообщение о террористическом акте, на адрес получателя в стране В. В тексте e-mail он просит переправить прикрепленный файл на адрес организации, находящейся в стране С. Проведенные опросы показывают, что 2-3% транзитных получателей проделают подобную операцию, даже не задумываясь о последствиях. В итоге оказывается, что для того чтобы установить исходную страну отправления А, необходимо провести необходимые оперативно-следственные мероприятия в стране В. И лишь получив данные о том, что гражданин в стране В всего лишь является «добросовестным» помощником, обратиться к компетентным органам страны А с просьбой о привлечении ее гражданина к соответствующей уголовной ответственности.
Особую сложность в вышеприведенном примере будет вызывать легализация в стране А доказательств, полученных в странах В и С. И это также можно показать на простом примере.
Так,
в США для того, чтобы определить
порнографический характер аудиовизуальных
произведений не требуется проведения
какого-либо специального исследования.
В уголовном кодексе США достаточно подробно описаны признаки, которым любая продукция может быть отнесена к данной группе, и поэтому любой сотрудник правоохранительных органов, используя подобную классификацию, может констатировать, что то, что он видит - является порнопродукцией.
В Российской Федерации легальное определение изображений или иных предметов порнографического характера отсутствует. Многочисленные комментарии только вносят сумятицу. Так, в одном из комментариев к УК РФ, порнография определяется как «непристойное, циничное изображение половой жизни людей». В другом - порнографические материалы определяют как «живописные, графические, литературные и иные издания, в которых крайне непристойно, цинично, вульгарно-натуралистически изображаются половые отношения, анатомические и (или) физиологические подробности полового акта, акцентируется внимание на физическом контакте половых органов в целях возбуждения половых инстинктов». Таким образом, в первую очередь необходимо установить - являются они непристойными, циничными и вульгарно-натуралистическими. И кто это будет устанавливать?
В одном из первых комментариев к Уголовному кодексу РФ писалось, что «порнографический характер материала или предмета очевиден для любого обычного человека, не обладающего специальными познаниями, и использование экспертизы для установления порнографического характера материала и предмета допустимо лишь тогда, когда такой характер не является очевидным, исходя из общепризнанных представлений о пристойном или непристойном в изображении половой жизни человека».
Отдельными учеными рекомендовалось для установления порнографического характера предметов преступления создавать комиссии в составе до 10 человек, в которые входят представители культуры, искусства, Министерства юстиции РФ, правоохранительных органов и образовательных учреждений. А для оценки видеофильма необходимо было еще привлекать и специалистов в области кино и телевидения.
Постановлением Главы Администрации Омской области были утверждены Положение и персональный состав комиссии, в задачи которой входили экспертная классификация продукции на эротическую и не эротическую и разработка критериев порнографических предметов. В Постановлении определялось, что в члены экспертной комиссии включаются специалисты в следующих областях знаний: искусствоведении, правоведении, психологии, психиатрии, сексологии, сексопатологии, педагогике, искусствоведении, а также представители правоохранительных органов, киновидеозрелищных предприятий, учреждений, общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры, искусства, общественной нравственности, воспитания детей и подростков. При этом общее заключение комиссии экспертов должно быть основано на специальных познаниях, а не «на личных оценках членов комиссии на уровне бытовых представлений …», и они не должны оценивать материалы в соответствии со своими возрастными, половыми, религиозными или национальными характеристиками. Мы более чем уверены, что подобное заключение на территории США не будет иметь какой-либо доказательственной силы.