Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:18, курсовая работа
Почерковедческой экспертизой называют исследование почерка компетентным в этих вопросах специалистом. Необходимость в проведении такой экспертизы возникает в тех случаях, если необходимо установить время выполнения записи, если существуют сомнения, что подпись на документе выполнена тем лицом, которому она приписывается, для установления фактов подделки подписи путем подделывания чужому почерку и т.д. Почерковедческой экспертизе подвергаются различные документы, от важности которых и зависит стоимость почерковедческой экспертизы, например – завещания, договора, доверенности и многое другое.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Сущность почерковедческой экспертизы………………………………………..4
1.1. Понятие, предмет и объект почерковедческой экспертизы……………...4
1.2.Задачипочерковедческой экспертизы…………………………………………...5
2. Методика почерковедческой экспертизы………………………………………..8
2.1.Идентификационные признаки почерка………………………………………..8
2.2.Основы методики почерковедческой экспертизы…………………………….12
2.3. Заключение эксперта-почерковеда: структура, оценка и использование
следователем и судом……………………………………………………………….17
3.. Современное состояние и возможности почерковедческой экспертизы…….23
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………………27
Под идентификационным признаком письма понимают особенность письменно-двигательного навыка, отображающуюся в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретною лица.
Особенности письменно-двигательного навыка входят в так называемый идентификационный комплекс признаков, который позволяет дифференцировать почерки разных лиц и устанавливать исполнителя рукописи.
Идентификационные признаки почерка делятся на общие и частные. Общие признаки почерка характеризуют в целом почерк определенного лица, дают представление о системе графического начертания всей совокупности письменных знаков. Признаки, присущие не всем, а отдельным знакам, относятся к частным признакам почерка.
Общие признаки условно можно разделить на три большие группы:
отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка;
отражающие структурные характеристики движений;
отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений (топографические).
Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка
1. Выработанность почерка означает уровень овладения техникой письма, проявляющийся в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Пo cтeпeни выpaбoтaннocти пoчepки дeлятcя нa мaлoвыpaбoтaнныe, cpeднeвыpaбoтaнныe и выcoкoвыpaбoтaнныe.
Маловыработанные почерки отражают начальную степень образования навыка письма. К этой группе относятся: 1) школьные ученические почерки, характерные для периода обучения письму; 2) почерки лиц, оставивших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко.
О малой выработанности почерка в первые периоды обучения письму свидетельствуют низкая точность движений, угловатость овалов, неравномерность протяженности, направления, размещения движений, характер которых определяется прописями.
Средневыработанные
почерки — этo нecфopмиpoвaвшийcя
дo кoнцa пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык,
oтpaжaющий cтaдию пpaктичecкoгo ocвoeния cвязнoгo
и быcтpoгo пиcьмa. Koopдинaция движeний
xapaктepизyeтcя
Высоковыработанные почерки — это вполне сформировавшиеся почерки, отражающие приспособленный к относительно быстрому темпу и характеризующийся автоматизацией движений навык письма. Для них характерны относительно большая точность движений, значительная непрерывность письма, постепенное утолщение в начале и спад нажима в окончании штрихов, упрощенное строение букв.
2. Координация
движений при письме обычно
рассматривается с точки
Неточность движений первой группы выражается в извилистости, изломах прямых штрихов, угловатости овалов, несоразмерности отдельных частей элементов, смещенных началах и окончаниях движений.
Признаки неточности движений второй группы состоят в несоразмерности параметров движений (протяженности, направления, размещения) во всей рукописи.
3. Темп движений при письме может быть привычным и изменчивым.
Различие в темпе письма сказывается в степени непрерывности движений при выполнении букв и их сочетаний.
Темп письма – признак, тесно связанный со сложностью движений. Зависимость темпа от сложности обратная: чем больше сложность, тем медленнее темп письма, и наоборот. Поэтому сложность почерка в целом и при выполнении определенных букв иногда служит показателем темпа.
4. Степень сложности движений, отображающихся в строении почерка в целом, характеризует тенденцию в формировании почерка: подчинялось ли развитие письменно-двигательных навыков стремлению писать особенно красиво, стройно и вместе с тем своеобразно либо всецело приспосабливалось к быстрому темпу письма.
По степени сложности движений различают: 1) почерки простого строения; 2) почерки упрощенного строения; 3) почерки усложненного строения.
К группе простого строения относятся почерки, отражающие наиболее целесообразную систему движений, приспособленную к быстрому темпу письма и одновременно сохранению четкости рукописи.
Для обладателей упрощенного почерка характерен быстрый темп письма, который достигается очень часто за счет некоторого несовершенства точности (координации) движений. Нечеткость рукописи — частый спутник упрощенного почерка3.
Для группы почерков усложненного строения характерно значительное увеличение сложности системы движений при письме по сравнению с простыми почерками. Оно формируется под влиянием активного стремления лица к оригинальности, к украшательству почерка. Координация движений при этом всегда бывает высокой. Для почерка усложненного строения характерны мелкие, тонкие, точные движения, которыми воспроизводятся детали букв, элементы и буквы в целом.
Общие признаки, отражающие структуру движений по их траектории
1. Как
показывают наблюдения и
2. Преобладающее
направление движений
По данному признаку различают наклон правый, левый, косой правый и неравномерный, а также выделяют случай отсутствия наклона.
Направление движений при выполнении дугообразных элементов — левоокружное (против часовой стрелки) и правоокружное (по часовой стрелке).
Преобладающая протяженность движений (высота букв, разгон и расстановка): высота — большая (более 5мм), средняя (2-5мм), малая (менее 2мм); разгон — большой, средний, малый; расстановка — широкая, узкая.
Степень связности (непрерывности) движений – высокая (5-6 букв), средняя (3-4 буквы), малая (1-2 буквы).
Степень и характер нажима — сильный, средний, слабый. Однако силу нажима бывает довольно трудно определить при письме шариковыми ручками.
Общие признаки, отражающие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений
Размещение самостоятельных фрагментов документа (обращений, дат, подписей, резолюций) в пределах листа бумаги.
Размещение текста относительно срезов листа бумаги: наличие или отсутствие полей, их локализация, размер и конфигурация — прямолинейная, вертикальная, правонаклонная, левонаклонная.
Размещение начального движения в первой строке абзаца относительно начала других строк и предшествующей строки (размер красной строки или интервала между абзацами).
Размер интервала между строками — большой, малый.
Размещение линии письма относительно бланковой строки — на типографской линовке, под типографской линовкой.
Направление письма в строке (положение строк относительно горизонтального среза бумаги) — горизонтальное, поднимающееся, опускающееся.
Форма линии письма в строке — дугообразная выпуклая, дугообразная вогнутая, ступенчатая.
Размер интервалов между словами — большой, средний, малый.
Размещение движений при выполнении знаков препинания — относительно предшествующего слова, относительно линии письма или бланковой строки.
Среди
частных признаков почерка
- форма
движений при выполнении и
соединении букв и их
направление движений при написании. Различают движения снизу вверх, сверху вниз, левоокружные, правоокружные;
протяженность
движений. Она характеризуется
связность движений, то есть вид соединения элементов в буквах, а также вид соединения букв между собой (слитный или с интервалами);
- относительное
размещение точек начала, окончания,
пересечения и соединения
- последовательность движений, которыми выполняются различные элементы букв и их соединения;
сложность движений при выполнении букв. Различают обычные, усложненные и упрощенные движения, по сравнению с прописями.
В
следственной практике указанные признаки
почерка используются в целях
решения розыскных и
Идентификационная экспертиза включает несколько стадий: 1) предварительное исследование поступивших материалов; 2) раздельный анализ исследуемых документов и образцов; 3) сравнительное исследование; 4) оценка результатов исследования.
На стадии предварительного экспертного исследования прежде всего проверяется выполнение правил оформления материалов на экспертизу. При неправильном оформлении они возвращаются обратно. Проверяется, все ли из перечисленных в постановлении исследуемых документов направлены, не допущены ли ошибки в указании их реквизитов в постановлении, конкретно ли определены непосредственные объекты исследования в этих документах. При проверке образцов определяется их качество и необходимый объем. Изучение перечня вопросов позволяет определить объем задания и конкретные его задачи. Неграмотно сформулированные в логическом и редакционном отношении вопросы могут быть переформулированы экспертом, но без изменения их содержания, то есть объема задания. В определенных случаях для уточнения объема задания, получения дополнительных материалов может быть сделан запрос. На этой же стадии обращается внимание, не применялись ли технические способы подделки подписей (или почерка каких-то небольших по объему записей), например, выполненных путем ксерокопирования, компьютерного сканирования и др. При наличии таких признаков почерковедческое исследование не проводится. В некоторых случаях на данной стадии могут быть обнаружены признаки изменения почерка, подписей, если они неквалифицированно выполнены. Более тонкие изменения выявляются в ходе последующих стадий исследования.
В
процессе раздельного исследования
анализируются