Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 17:19, шпаргалка
Предмет, методы и система криминалистики.
1. Криминалистика – наука, изучающая закономерности возникновения информации о преступлении, собирании, исследовании, оценки и использования доказательств, исследований преступных действий, особенности деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению всех видов преступлений и разрабатываемые на этой основе средства и методы данной деятельности.
4) тонкие линии;
5) рубцы (шрамы);
6) поры.
Папиллярные узоры характеризуются общими и частными признаками.
К общим признакам относятся:
1) тип узора:
а) дуговой, в котором линии располагаются в виде одного потока линий поперек подушечки пальца, образуя в центре изгиб в виде дуги. Дуговые узоры имеют следующие виды:
– простые;
– парамидальные;
– шатровые;
– елкообразные;
– узоры с неопределенным строением центральной части;
б) петлевой, имеющий сложное строение в виде трех систем линий. Линия внутреннего узора начинается с края узора, но не доходя до другого края, изгибается в виде петли и возвращаются к тому же краю, от которого начинались. Узор составляют несколько вложенных одна в другую петель. Петлевые узоры делятся на следующие виды:
– простые;
– половинчатые;
– замкнутые;
– изогнутые;
– параллельные;
– двойные;
в) завитковый имеет три потока папиллярных линий, центральный из которых имеет форму круга, овала, спирали. Нижний и верхний потоки начинаются на одной стороне подушечки пальца и сходятся на другой, образуя тем самым две дельты. Иногда встречаются три и четыре дельты. Завит-ковые узоры бывают следующих видов:
– простые;
– спиральные;
– петли-спирали;
– петли-клубки;
– петли-улитки;
– неполные;
2) число линий между заранее установленными частями (точками) узора;
3) взаиморасположение частей
и элементов рисунка. Чаще всего
учитывается расположение
а) внутренним; б средним; в)наружным;
г) величина узора;
д) общее количество деталей в узоре или его частях;
4 направление потока
5 ширина потока;
6 крутизна изгиба потока.
Частные признаки папиллярных узоров – морфологические особенности папиллярных линий, а также: начало и конец папиллярных линий, раздвоение и слияние папиллярных линий – раздвоение, мостик; разрыв; островок; обрывок; точка; глазок; поры.
Свойства папиллярных узоров: 1)индивидуальность;
2) постоянство;
3) восстанавливаемость.
На месте происшествия от транспортных средств могут оставаться следы-отображения (следы колес на асфальте, бампера на препятствии), следы-предметы (отвалившиеся детали, осколки фарных стекол), следы-вещества (тормозная жидкость, бензин).
Среди следов транспортных средств выделяют следы ходовой части (колеса, гусеницы) и следы-отпечатки других частей транспортного средства.
Следы ходовой части позволяют определить направление движения, наличие торможений и остановок, вид автомобиля, изношенность шин. Чаще всего на твердой поверхности (асфальт) образуются следы-наслоения (следы проехавшего через лужу автомобиля), а на мягкой (грунт, снег) - объемные следы. Ввиду устройства большинства современных транспортных средств следы передних колес автомобиля при движении по прямой перекрываются следами задних, поэтому зафиксировать все следы возможно только при поворотах.
Статические следы транспортного средства образуются как отпечатки определенной части протектора. Динамические следы могут образовываться при торможении,заносе
Следы-отпечатки других частей транспортного средства образуются при столкновении с другим объектом, позволяют установить детали происшествия.
Фиксируются следы транспортных средств описанием в протоколе, фотографированием, изготовлением слепков с объемных следов шин. Изымаются в соответствии с общими правилами.
Трасологическая экспертиза – это экспертиза, целью которой является определение групповой принадлежности и идентификации различных обьектов по их следам –отображениям ( установление личности человека по следам его рук, ног, зубов), установление принадлежности частей единому целому (осколков фарного стекла – фаре данного автомобиля), диагносцирование механизма и условий следообразования, определение относимости следов к происшедшему событию, свойсв и признаков обьекта, оставившего след, установление обстоятельств, при которых был оставлен след.
Наиболее востребованным видом трасологической экспертизы является транспортно-трасологическая экспертиза – установление транспортного средства, оставившего следы, выявление существенных обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.
Вопросы, разрешаемые транспортно-трасологической экспертизой:
1. Каким видом транспорта, типом, моделью автомобиля (мотоцикла, велосипеда), какими его частями оставлены следы?
2. Какой моделью шины
оставлены следы? Каким колесом
транспортного средства
3. В каком направлении
двигалось транспортное
4. Каково взаимное расположение транспорных средств перед столкновением? Под каким углом столкнулись транспортные средства?
5. Каково взаимное расположение
транспортного средства и
6. Образовались ли следы
в результате столкновения, наезда
или переезда? Какова последовательность
образования повреждений? Каков
механизм образования
7. Оставлены ли следы данным транспортным средством?
8. Не является ли обнаруженный предмет (фрагмент) частью данного транспортного средства(обломок кронштейна, гайки, осколок стекла, частица краски), и не составляли ли они ранее единое целое?\
Обнаружение следов. успех этого процесса во всех случаях зависит от того, насколько правильно представлены следователем или другим лицом картина происшествия, его механизм в целом, а также механизм образования следов, которые могли появиться в данной обстановке. Не представляя, как преступник действовал, не умея выделить места наиболее вероятного расположения следов, не учитывая взаимосвязи различных следов и механизма их образования, трудно, а порой и невозможно обнаружить следы. Более того, в этих случаях вполне вероятна возможность уничтожения или порчи имеющихся следов.
При поиске следов применяются технические приемы и средства, помогающие их обнаружению. Предметы, на которых могут находиться следы, рассматриваются под косым углом зрения, для выявления следов пальцев предметы опыляются порошками и т. д.
При обнаружении следов решается вопрос об их причинной связи с исследуемым происшествием и о пригодности для целей идентификации. При этом всегда лучше обратить внимание на лишние следы, чем пройти мимо следов, причинно связанных с происшествием. Нельзя торопиться и с определением идентификационной значимости следов. Даже неполные или нечеткие следы могут оказаться не лишенными криминалистического значения.
В процессе образования следов орудий взлома и некоторых других следов появляются опилки, частички краски и другие микровещественные доказательства, которые также должны быть собраны и подвергнуты исследованию.
Фиксация и изъятие следов. Обязательным для всех случаев способом фиксации следов является описание их в протоколе. Кроме того, следы фиксируются путем фотографирования, составления схем, измерения, изготовления копий, моделей и т. д. Выбор дополнительных к протоколу средств и способов фиксации'зависит от усмотрения следователя и определяется конкретными условиями каждого случая. При выборе способа фиксации необходимо исходить из задачи сохранения в неизменном виде тех признаков и особенностей следа, которые будут использоваться при идентификации следообразующего объекта. Любому способу фиксации (при наличии к этому возможности) нужно предпочесть сохранение следа в натуре или изъятие того предмета, на котором находится след. Однако и в этих случаях необходимо след предварительно сфотографировать и подробно описать.
Процессуальное оформление обнаруженных следов. Оно производится в строгом соответствии с положениями, установленными в уголовно-процессуальном законе. Предметы — вещественные доказательства с обнаруженными на них следами должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, по возможности сфотографированы и приобщены, к делу особым постановлением . Следы, обнаруженные на месте происшествия, также описываются в протоколе. При этом указываются технические средства, примененные для обнаружения следов, условия и порядок их использования и полученные результаты. Указанные требования должны соблюдаться при производстве фотографирования, киносъемки, изготовлении слепков и оттисков следов .
Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).
Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.
Следы транспортных средств делятся:
1) по механизму образования:
а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);
б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);
в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;
2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;
3) по свойствам воспринимающего объекта:
а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);
б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.
По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).
Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.
Для них характерны дополнительные признаки: 1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;
2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;
3) расстояние между отдельными
выступами – длина оборота
колеса (окружности шины). Ее можно
определить только при условии,
если какая-либо особенность
4) ширина колеи, характеризующая
один из главных габаритов
автомашины, определяется как расстояние
между средними линиями в
5) база автомашины – расстояние между передней и задней осями.
База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.
Под взломом понимается действие, направленное на полное или частичное уничтожение, повреждение запирающего устройства, иной преграды, осуществляемое с целью проникновения в запертое хранилище.
Следы орудий взлома относятся к материальным следам. Они образуются в результате воздействия орудия взлома (следообразующего объекта) на преграду (следовоспринимающий объект). Эти следы чаще всего встречаются при расследовании уголовных дел о кражах, в том числе при угонах автотранспортных средств, а также иных категорий. Исследования следов орудий взлома позволяет установить способ взлома, вид орудия, применявшегося для взлома, механизм образования следов, профессиональные навыки лица, совершившего взлом; идентифицировать орудие взлома.
Орудия взлома делятся на: 1)общетехнические средства;
2) специально изготовленные для целей взлома;
3) подручные предметы, т. е. случайно оказавшиеся на месте совершения преступления.
Характерными индивидуальными признаками орудия взлома являются:
1) различные зазубрины;
2) дефекты, возникающие как при изготовлении, так и при использовании.
Совокупность указанных признаков, а также их расположение, вид, форма, размеры индивидуализируют конкретное орудие и дают возможность его отождествления.
Объектами взлома являются:
1) пломбы – изготавливаются из свинца или пластмассы и подразделяются на:
а) цилиндровые с двумя сквозными отверстиями;
б) цилиндровые с двумя входными отверстиями;
в) слепестком;
2) замки – классифицируются:
а) по особенностям запирающего механизма: пружинные, сувальдные, цилиндровые, реечные, кодовые, винтовые, магнитные;
б) по способу крепления: врезные, накладные, навесные;
в) по назначению: общего назначения и специального назначения.
Следы орудий взлома подразделяются в зависимости от:
1) величины силы, действующей на орудие взлома; твердости применяемого орудия; материала и преграды: поверхностные (наслоения и отслоения) и вдавленные;
2) механизма образования следа, в результате:
а) давления – образуются от удара орудия взлома по поверхности преграды, направленного перпендикулярно по отношению к последней. В форме следа отображается конфигурация общих признаков орудия (его форма и размер) и признаки отдельных его частей;