Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 15:38, курсовая работа
Главной целью данной работы стало детальное изучение форм и порядка использования специальных знаний для расследования различных преступлении, совершаемых с применением огнестрельного оружия. Для достижения данной цели, автору потребовалось выполнить ряд задач.
Введение 1
Глава 1. Использование специальных знаний при осмотре места преступления, совершенного с применением огнестрельного оружия. 7
Глава 2. Использование криминалистических учетов огнестрельного оружия и следов его применения в расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия 13
Глава 3. Экспертизы по делам о расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия 17
Заключение 26
Список использованной литературы: 28
Оглавление
Введение
Глава 1. Использование специальных знаний при осмотре места преступления, совершенного с применением огнестрельного оружия.
Глава 2. Использование криминалистических учетов огнестрельного оружия и следов его применения в расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия
Глава 3. Экспертизы по делам о расследовании убийств, совершенных с применением огнестрельного оружия
Заключение
Список использованной литературы:
Прежде чем приступать к анализу проблемы, являющейся темой данной курсовой работы, автору хотелось бы обосновать ее актуальность, злободневность, важность исследования в наши дни.
Известно, что в незаконный оборот может быть вовлечен широкий круг разнообразных предметов, среди которых особое место занимает оружие как источник повышенной опасности. Оно зачастую служит орудием совершения таких преступлений как разбои (ст. 162 УК РФ[1]), террористические акты (ст. 205 УК РФ), убийства (ст. 105, 107, 108) и др. Так, анализ, практики расследования разбоев показывает, что в среднем около 18% подобных преступлений совершается с применением того или иного вида оружия, 62%- с использованием предметов, конструктивно схожих с оружием (обычно ножей хозяйственно-бытового назначения), и 20% - с использованием других предметов.
В целом, для современного общества характерно возрастание степени вооруженности преступной среды. В последнее время наше общество пережило буквально «бум» вооруженной преступности. Пик ее пришелся на 1997 год, когда за год в стране было зарегистрировано свыше 39 тыс. преступлений, совершенных с применением оружия, из которых около полвины составили преступления, связанные с наиболее опасными видами оружия - огнестрельным, минно-взрывным[2].
Однако, в последние пять лет, в динамике вооруженной преступности наметился некотрый спад. Однако, на этом фоне в качестве тревожной тенденции остается постоянный (из года в год) рос хищений либо высогательства оружия, и боеприпасов к нему, зврывчатых веществ и взрывных устройств(приблизительно 1,5 раза больше ежегодно).
Ежегодное пополнение количества оружия, находящегося в незаконном обороте, представляет собой существенный, дестабилизирующий оперативную обстановку фактор. По оценкам специалистов, в Росси нахоится в незаконном обороте лишь огнестрельного оружия около 1,5 – 2 млн. единиц.
Особо следует отметить, что одно из негативных проявлений вооруженной преступности - сохранение в обществе социальной напряженности, обусловленной прежде всего достаточно большим количеством преступлений (в основном террористической направленности) связанным с огнестрельного оружия[3].
Анализ современной вооруженной преступности показывает, что в ее структуре лидирующее место занимают преступления, связанные с использованием ручного стрелкового оружия (в основном огнестрельного, реже -газового или пневматического).
Таким образом, представляется достаточно обоснованным в наши дни утверждать, что изучение вопросов расследования преступлений, связанных с применением огнестрельного оружия актуально и необходимо.
В том, что касается специфики использования специальных знаний при расследовании таких преступлений необходимо указать, что в наши дни на фоне общего развития теории судебной экспертизы, формируется особая подотрасль криминалистической техники связанная с исследованием оружия и следов его применения[4]. Более того, некоторые авторы, как, например, В.А. Ручкин[5], утверждают, что данное учение должно занять свое место не в системе частных криминалистических теорий, а в общей теории судебной экспертизы в качестве одной из составляющих ее частных теорий отдельного рода криминалистической экспертизы, а именно - криминалистической экспертизы оружия и следов его применения. Таким образом, тема исследования данной работы может представлять не только практический, но и теоретический, научный интерес для исследователя.
Главной целью данной работы стало детальное изучение форм и порядка использования специальных знаний для расследования различных преступлении, совершаемых с применением огнестрельного оружия. Для достижения данной цели, автору потребовалось выполнить ряд задач.
Во-первых, еще во введении к курсовой работе, для уточнения предмета исследования дать понятие и анализ специальных знаний, форм и возможностей их использования при расследовании преступлений.
Во-вторых, охарактеризовать использование специальных знаний при первом и очень важном следственном действии - осмотре места происшествия и других первоначальных следственных действиях.
В-третьих, рассмотреть особенности использования специальных знаний при приведении последующих следственных действий, а частности вопросы назначения и проведения различных экспертиз, связанных с криминальным оружием.
В настоящее время усилиями нескольких поколений ученых и практиков в криминалистике и судебной экспертизе накоплен определенный объем знаний об оружии и следах его применения. Его требуется осмыслить, упорядочить, систематизировать с выведением соответствующих закономерностей и следствий и в виде логически организованной суммы знаний (или, иначе говоря, - учения) органически вписать в стройную систему знаний общей теории судебной экспертизы[6].
Составляющие эту сумму знания, с точки зрения участников процесса как субъектов - носителей указанных знаний, далеко не однозначны. В этом плане можно выделить два уровня знаний:
Общеизвестные, имеющие массовое распространение и потому доступные любому участнику процесса;
Специальные, то есть приобретенные в результате обучения или практического опыта и доступные узкому кругу лиц, участвующих в уголовном процессе.
Специальные знания, как известно, не включают в себя знания в области права, хотя, во многих случаях и приобретаются в процессе профессионального юридического образования. На взгляд автора специальные знания должны включать не только теоретические знания в науке, технике, искусстве или ремесле, применяемые в целях доказывания, но и умения, навыки, приобретенные в процессе как профессиональной, так и любой другой практической деятельности. Например, носителем некоторых специальных знаний в области экспертно-криминалистического исследования оружия и следов его применения может выступать лицо, помимо своей профессии получившее знания навыки и умения в процессе увлечения спортивной стрельбой или охотой[7].
Очевидно, что специальные знания в области криминалистического и судебно-экспертного исследования оружия и следов его применения нельзя ограничивать лишь знаниями в криминалистической технике, позволяющими эффективно применять научно-технические средства и приемы для собирания и исследования доказательств. Однако, главным действующим лицом в сфере применения специальных знаний является специалист- (эксперт) баллист. Содержание его знаний составляет комплкс базирующихся на положениях общей теории судебной экспертизы и криминалистики и адаптированных для решения практичексих задач данных из военно-технических наук, механики, физики, химии, металловедения и технологии производства, математики, кибернетики, судебной медицины и биологии, фотографии, топогеодезии, охотоведения, спортивной стрельбы и др. Нужно заметить, что с увеличением «оружейных» объектов этот перечень постоянно увеличивается.
Теории и практике криминалистического и судебно-экспертного исследования оружия и следов его применения в настоящее время известно несколько форм реализации специальных знаний в процессе раскрытия и расследования преступлений. Они различаются, прежде всего, по доказательственному значению результатов их использования в стадиях возбуждения уголовно дела и предварительного следствия. По этому признаку выделяют две формы использования в процессе раскрытия и расследования преступлений: процессуальную и непроцессуальную.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством можно выделит такие процессуальные формы использования специальных знаний как:
Применение в процессе следственных действий следователем, лицом, поводящим дознание, собственных специальных знаний;
1. Участие специалиста в производстве следственных действий и применении мер процессуального принуждения (наложения ареста на имущество - ст.115 УК ПК РФ)
2. Привлечение сведущих лиц для производства экспертиз;
3. Участие эксперта в допросе, проведенном получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения.
Из числа названных процессуальных форм использования специальных знаний, прежде всего следует выделить те, которые согласно УПК могут быть реализованы до возбуждения уголовного дела, то есть при производстве осмотра места происшествия, освидетельствования, а так же при назначении судебной экспертизы.
Нужно заметить, что согласно УПК РФ (ст. 168) «следователь привлечь к участию в следственном действии специалиста». Прямое указание в УПК РФ дается на участие специалиста лишь в следующих следственных действиях: осмотре трупа и эксгумации (ст. 178), освидетельствовании (ст. 179), личном обыске (ст. 148), осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений (ст. 185), контроле и записи переговоров (ст. 186), допросе несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля (ст. 191), получении образцов для сравнительного исследования (ст. 202).
Однако, это не означает, что следователь не может привлечь специалиста для участия в иных следственных действиях. Статьей 168 УПК РФ следователю такое право предоставлено.
Привлечение следователем специалистов в случаях, не предусмотренных в УПК РФ не обязательно, но зачастую желательно.
Например, по исследованиям В.Ю. Владимирова, Р.В. Бабаханяна[8] больше половины опрошенных специалистов, участвовавших в следственных действиях, указывают на слабые специальные знания следователей. Аналогичного мнения придерживается Ю.В. Кореневский[9], в частности он отмечает: «Следователь, как правило, использует ограниченный круг знаний о сохранившихся следах преступления, закономерностях их образования, существования, изменений; о методах их обнаружения, полного и правильного использования в целях получения, поверки и оценки доказательственной информации».
Практика показывает, что лица, осуществляющие предварительное расследование преступлений, связанных с применением оружия, далеко не всегда четко понимают реальные возможности и формы использования специалистов в этом процессе. Наряду с поручением специалисту выполнять действия, нередко не связанные с использованием им специальных им специальных знаний, а так же назначением экспертиз в случаях, не требующих самостоятельного экспертного исследования, допускается ряд других ошибок.
К непроцессуальным формам использования специальных знаний в области исследования оружия следов его применения при раскрытии и расследовании преступлений, можно отнести[10]:
1. Применение оперативным работником своих специальных знаний при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
2. Применение следователем собственных специальных знаний в организационно-технической работе, не связанной с проведением следственных действий;
3. Использование следователем и оперативником своих специальных знаний в разработке профилактических рекомендаций;
4. Консультации специалиста;
5. Сообщение специалистом справочных севдений пециалисту и оперативнику;
6. Оказание специалистом организационно-технического содействия следователю и оперативному в выполнении определенных работ, не связанных с производством следственных действия и оперативно-розыскных мероприятий;
7. Участие специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях;
8. Проведение специальных исследований предметов и документов до возбуждения уголовного дела.
9. Обучение специалистом следователей и оперативников современным методам исследования оружия и следов его применения, работе с научно-техническим средствами, а так же их внедрение специалистом в следственную и оперативно-розыскную деятельность;
10. Участие специалиста в разработке профилактических предложений.
Особый интерес, на взгляд автора, представляет собой такая непроцессуальная форма использования специальных знаний, как сообщение специалистом справочных сведений следователю и оперативнику. Названная справочная деятельность в частности, Государственным информационным центром МВД, ЭКЦ МВД и ИЦ субъектов и муниципальных образований (централизованные учеты оружия, пулегильзотеки).
Очень ценна помощь специалиста-криминалиста, привлекаемого для участия в осмотре места происшествия, связанного с применением оружия. Здесь он может помочь следователю выполнить следующую работу[11]:
1. Зафиксировать обстановку места происшествия, а так же обнаружить оружие, следы его применения и зафиксировать различными способами их состояние и характеристики;
Информация о работе Расследование преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия