Психолингвистический анализ текстов писем серийных убийц

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 09:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в психолингвистическом анализе текстов писем серийных убийц.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
определить понятия «психолингвистика» и «психолингвистический анализ»;
изучить типы текстов и соотнесенные с ними акцентуации;
изучить психолингвистический анализ как метод идентификации преступника.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

По психиатрической классификации, серийные киллеры относятся к психопатам (в англоязычной литературе их называют социопатами). Психопат (социопат) — это асоциальная личность без очевидных психических расстройств, но с аномалиями характера и поведения.

Для некоторых киллеров убийство является своеобразной эмоциональной разрядкой, высвобождающей глубоко подавленные, тщательно скрываемые (даже от себя самого) переживания. В сознании серийного киллера связь с жертвой существует, но природа этой связи эмоционально-опосредованная. Жертва служит как бы пусковым механизмом, пробуждая воспоминания о том, кто когда-то давно (в детстве или юности) кто-то унизил, оскорбил будущего киллера, каким-то образом надругался над ним. (По свидетельству зарубежных исследователей, в биографии почти всех серийных киллеров имеются такие факты.) Свой гнев, страх, ненависть киллер переносит на невинную жертву. Убивая ее, он на какое-то время освобождается от мучительных воспоминаний о некогда пережитом унижении и беспомощности. В глазах убийцы совершенное им преступление — это акт возмездия за прошлое. Тем самым он оправдывает свое поведение, избавляясь от чувства вины.

Подавляющее большинство серийных убийц являются сексуальными садистами. Убийство и полная власть над другим человеком в этот момент дают им ощущение полноты жизни, вызывают своего рода эмоциональный катаклизм, который сродни оргазму (этот феномен известен под названием «синдром Дракулы»).

Приведенные данные, с одной стороны, характеризуют личность и поведение убийц исследуемой категории, с другой стороны, во многом определяют своеобразие форм, средств и методов раскрытия совершаемых ими преступлений и те многочисленные трудности, с которыми сталкиваются при этом сотрудники правоохранительных органов при поиске и изобличении сексуальных маньяков-убийц и близких к ним субъектов, родственных по духу и стилю криминальной активности.

 

§1. Психолингвистический анализ текста как метод распознавания и идентификации преступника

 

Профессор Сиракузского университета Мюррей С. Майрон положил начало методу психолингвистического анализа в США. Первоначальной целью программы, созданной профессором Майроном, был анализ угроз в связи с деятельностью террористов. Как выяснилось позже, психолингвистический анализ может с успехом применяться при расследовании убийств, иных преступлений, если в распоряжении следствия имеются устные или письменные сообщения подозреваемых и обвиняемых.

Анализируемый метод реализуется следующим образом.

Получив сообщение или иную коммуникацию, эксперт-психолингвист вводит информацию в компьютер. Каждая фраза, слово, слог, пауза, запятая автоматически сканируются компьютером и относятся к одной из множества категорий. Эти категории, установленные эмпирическим путем, имеют важное значение в характеристике угрозы. Кроме того, компьютер табулирует «встречаемость» таких элементов как пунктуация, «запинки» в речи, орфографические ошибки, структура предложения.

Осуществлявшийся на протяжении ряда лет компьютерный анализ громадного количества угроз позволил составить так называемый «словарь угроз». Объем и содержание словаря постоянно пополняются. По состоянию на 1996 г. он содержал 350 категорий репрезентирующих более 250 000 слов. Эти угрозы ранжируются от записок (предсмертных) самоубийц до сообщений террористов и включают как ложные угрозы, так и угрозы, воплощенные в жизнь. Кроме того, в памяти компьютера хранится свыше 15 милл слов, собранных путем анализа обычного английского разговорного и письменного языка. Любое непривычное слово или необычное его употребление «улавливается» компьютером и подвергается углубленному анализу, сопоставляя («взвешивая») словоупотребление автора письменного текста (говорящего) со словарем «среднего человека». Эксперт-психолингвист может выделить слова-«автографы» — своеобразные «опознавательные знаки» индивида, прослеживающиеся в различных коммуникациях.

Что касается расследования убийств и других тяжких преступлений, то психолингвистические методы могут быть применены в случаях, когда преступник обращается к кому-либо (например, в прессу, полицию) с устными или письменными «посланиями».

Как полагает Майрон, типичный психолингвистический профиль (портрет) должен состоять из трех разделов. Первый, и самый важный для расследования, это демографический профиль автора сообщения (коммуникации). В нем фиксируются вероятный возраст, пол, место рождения и ряд других признаков, которые могут быть выявлены при анализе коммуникаций. Во втором разделе представлены такие особенности личности автора, как мотивация, характер, патология (если таковая имеется). И, наконец, в третьем разделе оценивается детерминация и способность автора осуществить угрозы или совершить действия, о которых он предупреждает.

Итак, психолингвистический подход имеет самое непосредственное отношение к устной речи и внутренней, содержательной части письма, его понятийно-терминологическому наполнению. В то же время, что не менее важно, активно развивается и другое направление психолингвистических исследований. Оно напрямую связано с внешней, графической составляющей письма. Этот объект традиционно разрабатывается в криминалистике в рамках научного и практического почерковедения и нацелен на установление свойств, состояния, признаков неизвестного исполнителя рукописного текста, условий, при которых осуществлялось письмо, а также для идентификации почерка. Психолингвистические почерковедческие исследования позволяют расширить круг таких задач, открывают возможность обеспечения следствия новыми видами доказательств. Имеется в виду, в частности, задача распознавания причастности проверяемого лица к совершенному преступлению путем изучения особенностей почерка подозреваемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Психолингвистический анализ писем серийных преступников

 

Материалом нашего исследования является работа В.П. Белянина «Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе)», где представлена психолингвистическая типология художественных текстов по эмоционально-смысловой доминанте. Проанализировав письма серийных преступников (Джека Потрошителя и Альберта Фиша) с помощью методики, предложенной Беляниным, мы смогли определить типы текстов и соотнести их с акцентуированным сознанием авторов.

 

Джек Потрошитель

— псевдоним, присвоенный так и оставшемуся неизвестным серийному убийце (или убийцам), который(-е) действовал(и) в Уайтчепеле и прилегающих районах Лондона во второй половине 1888 года. Имя взято из письма, автор которого взял на себя ответственность за убийства. Также Потрошителя называют «Убийцей из Уайтчепела» и «Кожаным фартуком».

Основными жертвами Потрошителя были проститутки из трущоб, которым убийца перерезал горло перед тем, как вскрыть брюшную полость. Из-за невероятного по своей жестокости характера убийств и различной информации, появившейся в газетах, многие были уверены, что в Лондоне действовал один серийный убийца, получивший прозвище «Джек Потрошитель».

Полицией было получено тысячи писем, касающихся поимки убийцы, однако большинство из них неприменимы.

Гораздо более интересными являлись сотни писем, написанные, как утверждалось, самим убийцей. Скорее всего, все они являются мистификацией (большинство экспертов считает, что подлинных писем от Джека Потрошителя не существует); тем не менее три из них выделяют исходя из их исключительности:

    • письмо «Дорогой начальник»;
    • открытка «Дерзкий Джек»;
    • письмо «Из ада», известное так же как «Письмо Ласка».

 

Письмо «Дорогой начальник»

 

Письмо «Дорогой начальник…» (The “Dear Boss” letter), датированное 25 сентября; проштемпелёвано 27 сентября 1888 года Центральным агентством новостей, доставлено в Скотланд-Ярд 29 сентября. Изначально было признано подделкой, но когда через три дня после даты на почтовом штемпеле Эддоус была найдена с частично отрезанным ухом, внимание полиции привлекло содержащееся в письме обещание «отрезать леди уши» (“clip the ladys ears off”, орфография оригинала сохранена). Полиция опубликовала письмо 1 октября в надежде, что кто-либо сможет распознать почерк автора, но результатов это не принесло. Имя «Джек Потрошитель», впервые упомянутое в этом письме, вскоре стало печально известным всему миру; множество последующих писем «от Потрошителя» копировали стиль именно этого письма.

Почерк автора изобилует завитушками, ему характерна витиеватость, открытые буквы, волнистые линии. Таким образом, можно сделать вывод, что человек, написавший письмо, является истероидом, то есть страдает истероидностью (желанием обратить на себя внимание).

Данная акцентуация коррелирует с таким видом текстов, как «красивый текст». Письмо наполнено красочными описаниями (На последнем деле я сохранил немного красной жидкости в бутылке из-под имбирного пива, чтобы ей писать, но она стала густой как клей, и я не могу ее использовать), речь в письме идет о страданиях и унижениях. Личность автора демонстративна, имеющая потребность в самовыражении. Мышление не столь конкретно, сколько ситуативно, то есть привязано к произошедшим недавно событиям. Автор не может подняться над ситуацией, он зависим от сиюминутных сюжетов.

Личность, написавшая письмо, рисуется, будто играет какую-то роль. Это проявляется в манере держать себя, отличающаяся вычурностью и театральностью.

Такая форма поведения показывает, как Потрошитель приписывает себе достоинства, описывает (возможно, придумав) эффектные события. Он играет главную, почти героическую роль.

Истероидную личность в нем также выделяют детали (приятный и острый нож, яркая красная ручка), которые являются средством обратить на себя внимание. Зачастую такие личности носят усы и шляпу, что соответствовало эпохи английского Ист-Энда второй половины XIX века.

По функции речь автора представляет собой вызов, оскорбление. Эпатажность личности проявляется в высказываниях, содержащими пошлости, грубости. Смех взрывной, истеричный. В письме слова, обозначающие смех, подчеркнуты (ha-ha, я бился в конвульсиях от смеха). При этом смех сопровождает собственную шутку.

 

Психолингвистические особенности

Имя собственное. Главным героем в «красивых» текстах обычно бывает женщина, которая оказывается во всевозможных трагических ситуациях. В письме «Дорогой начальник» главным героем является сам автор, но женщина играет здесь немаловажную роль. Именно женщина – жертва данного человека, содержание письма в основном направлено на нее.

Социальное положение. Важным является социальное положение героини. Как правило, она принадлежит к классу «униженных и оскорбленных»: живет в грязном районе, работает прислугой или по найму. В данном же случае героиня (она же жертва Джека Потрошителя) является проституткой. Сам серийный убийца, по исследованиям,  мог быть профессиональным хирургом, то есть принадлежать к среднему классу. И он испытывает презрение к падшей женщине.

Эмоциональность. Существенно, что в «красивых» текстах имеется значительное количество метафор и эпитетов со значением большой степени выраженности признака (великолепная работа). Логического в таком тексте минимум, мысль размыта.

Страдания. Героиня часто испытывает унижения, страдания. По ходу развития действия ее оскорбляют, издеваются над  ней. Манерность поведения героини сопутствует провокационность ее сексуального поведения (героиня занимается проституцией). Появляется адекватная реакция как домогательства и преследования, в данном случае трансформировавшаяся в убийства (У меня заканчиваются шлюхи, и я не перестану рвать их до тех пор, пока меня все-таки не арестуют).

Цвет. В «красивых» текстах высока частотность слов с обозначением цвета предмета. Часто упоминается красный цвет (красная жидкость, красная ручка, красная паста, кровь убитой).

Пространство. Перемещение происходит пространстве, но акцент не на движении, а на изменении ее статуса. В данном письме – смерть героини. Ситуация является необычной и трагической.

Время. Акцент ставится не на временных промежутках, а на изменении психологического статуса (опять же смерть). За этот период она глубоко страдает (в следующий раз я отрежу уши у девушки).

 

Стиль

Стиль излишне изысканный, приподнятый, словно копирует устную возбужденную речь, полную инверсии.

 

Таким образом, преступник страдает истероидностью. Его действия носят демонстративный характер, единственное желание – принести страдания своей жертве. Можно предположить, что это человек из среднего класса, имеющий отличительные приметы: усы, шляпу или какие-либо необычные детали одежды.

 

 

Альберт Фиш

Альберт Гамильтон Фиш — американский серийный убийца и каннибал. Также известен как «Dad of Jigsaw», «Лунный Маньяк», «Серый Призрак», «Бруклинский Вампир», «Буги-мен», «Вервольф Вистерии». Точное количество его жертв неизвестно и колеблется от семи до пятнадцати. Ему было предъявлено обвинение в убийстве девочки Грейс Бадд. Был признан виновным и казнён на электрическом стуле.

25 мая 1928 года Эдвард Бадд дал объявление в воскресный выпуск «Нью-Йорк Уорлд»: «Молодой человек, 18, ищет работу в сельской местности. Эдвард Бадд, 406 15-я Западная улица». 28 мая 1928 года пятидесятивосьмилетний Фиш явился к семейству Баддов в Манхэттен, Нью-Йорк для мнимого наёма Эдварда, назвавшись Френком Говардом, фермером из Фармингдейла, Нью-Йорк. Тут он повстречал десятилетнюю Грейс. Фиш пообещал нанять Бадда, будто он за ним вернётся через несколько дней. В следующий свой визит он «нанял» Бадда и убедил родителей — Делию Флэнэган и Альберта Бадда — отпустить Грейс с ним на празднование дня рождения вечером, в доме его сестры. У Грейс была сестра Беатрис и ещё два брата — Альберт младший и Джордж. Грейс ушла с Фишем в этот день и больше не вернулась.

Информация о работе Психолингвистический анализ текстов писем серийных убийц