Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 16:14, контрольная работа
Внешний облик (внешность) человека издавна используются при опознании и уголовной регистрации преступников. Криминалистическое учение о внешнем облике человека (габитоскопия) - это отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности запечатления внешнего облика человека в различных отображениях и разрабатывающая технико-криминалистические средства и методы собирания, исследования и использования данных о внешнем облике в целях раскрытия и предупреждения преступлений.
Выделение наиболее информативных и устойчивых признаков внешности человека и их фиксация в различных отображениях в целях установления личности практически используется в рамках оперативно-розыскных мероприятий, в частности, при розыске лиц, скрывшихся с места совершения преступления, от следствия и суда или бежавших из мест отбывания наказания, при оперативной проверке документов, удостоверяющих личность, предъявлении для опознания живых лиц и трупов, освидетельствовании.
III. Способы и средства составления словесных и субъективных портретов.
Методика систематизированного описания признаков внешности и функциональных особенностей человека в целях его идентификации, получившая название «словесный портрет», широко применяется в современной практике работы правоохранительных органов. В основе названной методики лежат положения об относительной неизменности, индивидуальности сочетания многих признаков, характеризующих особенности строения тела человека и его функциональные характеристики, а также их достоверное отображение. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Хотя внешний облик человека постоянно меняется, в каждый определенный период жизни совокупность признаков его внешности неповторима. Словесный портрет как метод описания внешних признаков человека для целей розыска и отождествления был разработан и систематизирован в конце XIX в. Альфонсом Бертильоном (Франция). Этот период был отмечен ростом преступности во всех странах мира, что и предопределило совершенствование системы регистрации и поиска преступников. В России в XX в. разработкой метода словесного портрета занимались Н.С. Бокариус, С.М. Потапов, З.И. Кирсанов, П.Г. Орлов, В.А. Снетков, А.М. Зинин и др.
Человека индивидуализируют не только особенности строения отдельных частей тела, но и функциональные особенности (походка, мимика, жестикуляция и т.п.), устойчивые привычки, выработанные им в процессе определенной деятельности, а также предметы одежды, обуви, украшений и других вещей, которые он использует. Иными словами, под личностью как объектом идентификации понимают всю совокупность признаков, присущих определенному человеку и отличающих его от всех прочих людей.
Использование данных о внешнем облике человека в работе органов внутренних дел обусловлено возможностью фиксировать их с помощью различных отображений.
Отображения, содержащие информацию о внешнем облике человека, могут быть размножены и использованы для его розыска или для отождествления.
По своей природе отображения внешнего облика человека могут быть либо объективными, либо субъективными.
Объективное отображение внешнего облика человека образуется в результате воздействия внешности человека (или инфоносителя о ней) на различные материальные объекты. Такими объектами могут быть фотоснимки, фотопленки, видео- и кинопленки, рентгеноснимки, слепки, костные останки, сканированное изображение в памяти компьютера.
Субъективное отображение - это мысленный, т.е. возникающий в человеческом мозгу относительно устойчивый образ предмета, явления, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств, а также основанные на этом представлении различные материальные объекты. К ним относят: мысленный образ, словесные описания, субъективные изображения, скульптурные (пластические) реконструкции лица по черепу.
Словесный портрет - это криминалистический метод описания внешности человека с использованием единых терминов, осуществляемый по определенной системе в целях уголовной регистрации, розыска и отождествления живых лиц и трупов8.
Изучение обнаруженных на месте происшествия следов и других вещественных доказательств позволяет иногда получить сведения о внешности преступника, его физических особенностях. Наиболее ценны в этом отношении дорожка следов ног, следы рук, зубов, орудий взлома и некоторые другие следы и предметы. Они иногда дают возможность судить о росте, половой принадлежности, телосложении, физических недостатках преступника. Вот основные правила, которых следует придерживаться при составлении словесного портрета.
1. Описание внешности по методу
словесного портрета должно
2. Внешность человека в целом и ее элементы описываются обязательно на основе двух позиций: спереди «анфас» и сбоку «в правый профиль». Дополнительно могут быть использованы и описания в иных положениях, например, при наличии особых примет или при описании повреждений на трупе.
3.Последовательность описания. Для
более легкого запоминания, уменьшения
возможности улучшения
а) анатомические данные человека в целом (рост, телосложение) и отдельные анатомические элементы (голова, шея, руки, ноги).
б) функциональные элементы (при их наличии)
в) во внешнем облике человека выделяют и описывают особенности, то есть элементы, которые резко отличаются от нормы, и особые приметы (шрамы, родимые пятна и т. п.).
г) сопутствующие элементы.
При описании внешности человека основное внимание обычно уделяется характеристике головы, и в частности, лица, как части тела, имеющей наибольшее количество устойчивых признаков, доступных для наблюдения.
Так, при фиксации элементов лица вначале характеризуют волосяной покров (прическу), затем лоб и другие элементы. Завершается описание указанием признаков подбородка.
4. Употребление при
5. Отдельные элементы внешности описываются по признакам, размер, форма, контур, положение, особенности, цвет. Размер определяется визуальным сравнением с размером других частей тела и выражается в трехчленной системе сравнения, например, малый, средний, большой (существуют также более подробные - семи- и пятичленые системы).
Форма выражается применительно к формам геометрических фигур (круглый, овальный, треугольный, квадратный и т.д.) или в сравнении с формой общеизвестных предметов (грушевидный, миндалевидный).
Контур может быть выражен сравнением с очертаниями линий (прямой, дугообразный, извилистый, и т.д.).
Положение определяется по отношению к вертикали, горизонтали и другим частям тела и выражается в таких понятиях, как горизонтальный, скошенный, приподнятый, выше, ниже, правее, левее и т.п.
Цвет характеризуется в общепринятых понятиях. Например, волосы черные, светло-русые, рыжие и т.д. (для определения цвета спектра, можно использовать криминалистический атлас цветов).
Следует иметь ввиду, что для одних элементов внешности основным будет, например, размер, для других форма и положение и т.п.
6. Достаточная полнота описаний, но без излишней легализации. Это означает, что не во всех случаях нужно очень подробно описывать все признаки. Полнота списания, прежде всего, зависит от того, для каких целей составляется описание. Для проведения отождествления требуется более подробное описание, чем для розыска. Подробно целесообразно описывать лицо без вести пропавшего неопознанный труп, неизвестного больного, то есть лиц, которые будут поставлены на учет.
В другом случае, если мы, производим списание внешних признаков скрывшегося преступника для розыскной ориентировки, следует указать наиболее характерные приметы, т.к. очень подробное, перегруженное незначительными деталями списание, данное в ориентировке, вряд ли запомнят работники, принимающие участие в розыске.
Если опознанию подлежит труп, то следует крупным планом с масштабом сфотографировать индивидуальные приметы трупа: физические недостатки, татуировки, рубцы, родимые пятна и т.д.
Составляется словесный портрет (с участием судебно-медицинского эксперта и специалистов). Изготавливается посмертная маска (с участием судебно-медицинского эксперта и специалистов). Если личность потерпевшего не установлена, следователь в ходе осмотра описывает также внешность потерпевшего по методу словесного портрета и с помощью специалиста дактилоскопирует труп10. «Словесный портрет» используется также при разработке и применении метода комбинированных портретов – «фоторобота», «изоробота».
Таковы основные правила описания внешних признаков человека по методу словесного портрета. Преимущество данного метода перед другими описаниями заключается в единообразии. Метод словесного портрета дает возможность шифровать признаки элементов внешности, что позволяет использовать для розыска и установления личности, автоматизированные поисковые системы11.
К недостаткам словесного портрета, как и любого другого словесного описания, следует отнести отсутствие наглядности. Не случайно, поэтому в последнее время значительное распространение получают субъективные портреты, дающие цельное зрительное представление о внешнем облике человека (в некоторых источниках они называются синтетическими портретами).
Субъективные портреты - это изображения лица, фигуры человека, изготовленные в соответствии с представлением очевидца о внешности изображаемого лица. В силу того, что субъективные портреты дают зрительное представление о лицах, неизвестных к началу организации розыска, по существу, они заменяют фотографические изображения в тех случаях, когда необходимо разыскать и установить лицо, фотоснимок которого отсутствует. Поэтому особое значение приобретает работа по актуализации мысленного образа.
Всю работу по составлению субъективных портретов можно разделить на несколько этапов, которые реализуют свои задачи при помощи определенных психологических приемов.
1 этап. Предварительный
Задачи:
1. Получение от инициатора
2. Продумать работу с очевидцем на основе имеющихся данных (антропологический тип, пол, возраст, роль очевидца - потерпевший, свидетель, участник и т.д.).
2 этап. Беседа с очевидцем
Задачи:
1. Установление психологического контакта с очевидцем.
2.Активизация процессов
3.Определение типа человека по сенсорным предпочтениям (модальности и субмодальности: визуальный, аудиальный, кинестетический, обонятельный и вкусовой.
Основные приемы: назвать имя очевидца при знакомстве и не забывать в процессе работы над портретом обращаться к очевидцу по имени; проявлять вежливость (предложить раздеться, показать место работы); во время рассказа очевидца об обстоятельствах дела смотреть в глаза, быть внимательным; корректно направлять рассказ очевидца (избегать не относящихся к делу деталей и подробностей, задавать наводящие вопросы); использовать выражения «я вас понимаю», «хорошо», «у вас хорошая память», «вы мне очень помогли», «у нас получится хороший портрет» и т.д., проявляя искреннюю заинтересованность в хорошем результате; если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия; после рассказа очевидца дать ему «отдохнуть», переключив на рассказ о себе (профессия, род занятий); сделать «комплимент-профессия»; перед началом составления портрета использовать фразу «уверенность в хорошем результате».
3 этап. Изготовление (составление) субъективного портрета
Задачи:
1. Поддерживать установленный
2.Активизировать процессы
3. Получить органичное изображение разыскиваемого человека.
4. Добиться типажного сходства
субъективного портрета с
Основные приемы: ориентировать память очевидца на типажное сходство с известными людьми; начинать работу с той части лица, которую очевидец, по его мнению, запомнил лучше; прибегать к сравнению формы элементов лица с известными геометрическими фигурами, в случае, если процесс воспроизведения зрительных образов затруднен, то можно использовать воссоздание эмоционального фона очевидца во время происшествия и вопросы на контрасте («Нос длинный или короткий?»); предлагать очевидцу карандаш для рисования (не может описать словами, нет в базе нужного элемента и т.д.); использовать выражения, одобряющие совместную работу; в процессе дорисовки субъективного портрета специалист периодически согласовывает свою работу с очевидцем при помощи вопросов «Стало лучше или хуже?» или «Что, на ваш взгляд, еще нужно изменить?» и т.п.; избегать излишней детализации изображения.
Информация о работе Криминалистическое исследование признаков внешности человека