Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 21:56, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в изучении специализированных учётов, объединённые в систему криминалистической регистрации.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать понятие криминалистической регистрации.
2. Рассмотреть состав и классификацию криминалистических учетов.
3. Охарактеризовать возможности криминалистических учетов при расследовании деятельности преступных структур.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика криминалистической регистрации как системы криминалистических учётов 5
1.1 Понятие криминалистической регистрации 5
1. 2 Состав и классификация криминалистических учетов 9
2. Возможности криминалистических учетов 14
2.1 Дактилоскопический учёт неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учёт 14
2. 2 Учет лиц, пропавших без вести 17
2.3 Учёт утраченного и выявленного огнестрельного оружия 21
2.4 Учёт пуль, гильз и патронов со следами оружия, обнаруженных в ходе раскрытия и расследования преступлений 23
2. 5 Учёт следов орудий взлома и инструментов 26
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список литературы 30
Централизованные учёты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах: Главном информационном центре МВД РФ (ГИЦ МВД РФ), Экспертно-криминалистическом центре МВД РФ (ЭКЦ МВД РФ) и охватывают регистрацией всю территорию РФ. Те подучетные объекты, количество которых относительно невелико, учитывать на уровне области, республики нецелесообразно, поэтому данные на них сосредоточены только в центре (поддельные денежные знаки).
Централизованно-местные учёты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Этих учётов большинство.
Не все одноимённые объекты, учитываемые на местах (ЗИЦ, ИЦ, ЭКУ, ЭКО), регистрируются в центральных аппаратах (ГИЦ или ЭКЦ МВД РФ), чтобы не загромождать их массива. Используя централизованно-местный учёт, следует помнить, что подучётный объект мог быть зарегистрирован только на местном уровне в другой республике, крае, области, и поэтому запрос необходимо сделать в ИЦ или ЭКО этого региона, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД РФ и свой информационный центр или криминалистическое подразделение.
Это учёты регистрационно-справочного (алфавитно-дактилоскопический учёт) и оперативно-розыскного назначения (учёты лиц, пропавших без вести, неизвестных больных и неопознанных трупов; утраченного, похищенного и выявленного огнестрельного нарезного оружия; похищенных и изъятых номерных и неномерных вещей, предметов старины и изобразительного искусства (антиквариата); похищенных, утраченных паспортов и паспортов скрывшихся преступников и тд.).
К ним относятся следующие виды: дактилоскопический учёт неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учёт; пуль, гильз, патронов со следами оружия; поддельных бумажных и металлических денежных знаков; поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов, транспортных средств, а так же микрообъектов, изъятых с мест совершённых преступлений. Криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются.5
От вида криминалистического учёта следует отличать форму учёта, под которой понимается способ и форма фиксации и хранения регистрационной информации: картотеки, коллекции, магнито- и видеозаписи, альбомы, списки.
Причем, накопление информации производится, как и в любой другой информационной системе, с использованием информационно-поискового языка - искусственного языка, предназначенного для формализованного описания содержания данных и (или) отработки запросов, поступающих в систему. Перевод информации с естественного языка на информационно-поисковый осуществляется по определенным правилам в соответствии со словарем поисковых признаков (тезаурусом системы).
Разнообразны и способы фиксации криминалистической информации:
- описательный (алфавитный, по признакам внешности, по способу совершения и т.п.);
- изобразительный,
т.е. изготовление
- графический
(схемы, чертежи,
- коллекционный
(сбор натурных коллекций
На практике нередко применяют смешанные формы и способы учетов: рекомендации дополняются альбомами, картотеками; описательный способ фиксации информации сочетается с изготовлением фотоснимков, дактилокарт и т.д.
В зависимости от названных способов определяются средства и методы фиксации криминалистической информации. Это простейшие средства письма, более сложные - фотосъемка, микрофильмирование, дактилоскопирование, наконец, сложнейшие инструментальные методы получения и фиксации информации о признаках объектов учетов.
Эффективность
использования
Формирование
централизованных учетов по
В соответствии с данной классификацией в органах внутренних дел ведутся следующие виды централизованных криминалистических учетов:
а) учеты
лиц (антропо -
- особо опасных преступников;
- без вести пропавших,
- неопознанных трупов граждан;
б) учет преступлений (обстоятельства и способы совершения) с "окраской":
- межрегиональная
- международная направленность;
- профессионализм и
- особая жестокость;
- серийность;
- в отношении детей;
- в отношении государственных деятелей, депутатов;
- в отношении сотрудников
Перечисленные виды централизованных учетов составляют основу информационного обеспечения органов внутренних дел. Их ведение и использование осуществляется на основании законодательства Российской Федерации.
ГИЦ совместно с заинтересованными службами и ИЦ МВД, ГУВД, УВД совершенствует структуру и содержание учетов, отрабатывает методику и тактику их применения в предотвращении, раскрытии и расследовании преступлений. В дополнение к указанным учетам МВД, ГУВД, УВД могут создавать свои, не противоречащие действующему законодательству, специальные учеты - в зависимости от территориальных (межрегиональных) криминогенных особенностей.
2.Возможности криминалистических учетов
2.1 Дактилоскопический учёт неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учёт
Дактилоскопические
учеты экспертно-
- лиц, оставивших следы рук на месте происшествия;
- фактов оставления следов рук одним и тем же лицом на нескольких местах происшествий.
Дактилоскопический учёт неизвестных преступников, скрывшихся с мест нераскрытых преступлений, и лиц, взятых на учёт органами внутренних дел, состоит из двух картотек:
1) фотоснимков следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотеки).
2) дактилокарт
лиц, взятых органами
Дактилокартотеки включают два раздела.
Первый содержит дактилокарты лиц, состоящих на учёте в органе внутренних дел. По нему подлежат проверке следы пальцев рук с установленным типом и видом узора, обнаруженные на местах нераскрытых преступлений на обслуживаемой территории.
Второй раздел комплектуется из дактилокарт, поступающих из служб уголовного розыска, ОЭП, следствия и т.д. Этот массив используется для проверки дактилокарт лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.
По решению
руководителей органов
Следотеки также состоят из двух массивов.
Первый содержит
фотоснимки следов пальцев рук с
установленным типом и видом
папилярного узора, обнаруженных на
месте нераскрытых
Их помещение в массив осуществляется только после проведения дактилоскопической экспертизы. Дубликаты фотоснимков экспертно-криминалистические подразделения горрайорганов направляют в вышестоящие экспертно-криминалистические подразделения МВД, в 10-дневный срок. Проверке по этому разделу подлежат дактилокарты, направленные в экспертно-криминалистические подразделения для сравнения со следами рук, изъятыми с мест нераскрытых преступлений, а также вновь помещаемые в дактилокарты лиц, взятых на учёт в органах внутренних дел.
Этот раздел может дробиться по времени, способу и иным дополнительным признакам, облегчающим проверку дактилокарт по следотеке.
Второй раздел следотеки – фотоснимки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом узора, а также следов ладоней – используется только для поверки дактокарт лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.8
Следы рук, изъятые
при осмотре места
Остальные следы сравниваются с массивом дактилокартотеки и следами первого раздела следотеки. При установлении тождества об этом также информируется следователь и начальник подразделения уголовного розыска. При отрицательном результате следы фотографируют, наклеивают на информационную карту и регистрируют в журнале.
Кроме того, фотоснимки следов рук в 2 экз. направляют и в другие ОВД по месту совершения преступления. Из следотек дубликаты направляются также в учеты ЭКО МВД, УВД .
При наличии
в следотеке не менее 6 следов
пальцев рук одного лица, они
наклеиваются на бланки
При наличии в следотеке 8 следов они направляются в ЭКЦ МВД России для проверки по централизованному дактилоскопическому учету ГИЦ МВД России.
По поручению руководителя ОВД ЭКО направляет дубликаты фотоснимков следов рук для проверки и помещения в картотеки других ОВД. В сопроводительном письме подробно указываются сведения о преступлении, уголовном деле, об объекте и о следах. Ответ должны дать в течение 15 суток.
Оперативные аппараты в обязательном порядке направляют с письменным заданием для проверки по следотеке отпечатки пальцев и ладоней следующих лиц:
- задержанных;
- взятых
на учет по делам
- других лиц из числа задержанных и доставленных в ОВД при наличии оснований подозревать их в совершении преступлений.
Направляемое в ЭКО задание на проверку дактилокарт по следотеке должно содержать сведения: на территории обслуживания какого органа внутренних дел и в какой период времени подозреваемые могли совершить преступления и по каким видам преступления их необходимо проверить.
Фотоснимки изымаются из следотеки, если установлено лицо или за истечением срока давности.9
Формирование массивов дактокартотек осуществляется сотрудниками оперативных аппаратов, принявших решение о постановке лица, находящегося в оперативной разработке, на картотечный учет в ОВД не позднее 15 суток с момента заполнения алфавитно-справочной карточки. Формирование массивов дактокартотек возлагается на специально выделенного сотрудника криминальной милиции.
Не реже одного раза в год производится сверка массивов дактилокартотеки с картотекой лиц, находящихся в оперативной разработке.
Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей осуществляется на уровне ГИЦ МВД РФ, а также на региональном уровне и представляет собой систему взаимосвязанных картотек на лиц, пропавших без вести, неопознанные трупы, неизвестных больных и детей, которые неспособны по возрасту или состоянию здоровья сообщить о себе необходимые сведения.
Учёту подлежат лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными; несовершеннолетние, самовольно ушедшие из дома, бежавшие из школ-интернатов, детских домов и других учреждений, в которых они содержались; душевнобольные, ушедшие из дома или медицинских учреждений; лица, покинувшие без ведома администрации дома инвалидов и престарелых; трупы неизвестных граждан, ставших жертвой преступления или несчастного случая; лица, находившиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных.
Учёт перечисленных объектов ведётся в виде 3 самостоятельных, параллельных картотек, в которых концентрируются опознавательные карты единого образца. Учетно-опознавательные документы в картотеках расположены в хронологическом порядке по времени исчезновения пропавших без вести либо обнаружения неопознанных трупов или же по дате поступления в медицинские учреждения неизвестных больных. Мужчины и женщины в этих картотеках учитываются раздельно.
1. Картотека лиц, пропавших без вести, аккумулирует сведения о: исчезнувших без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых неизвестны, в том числе о несовершеннолетних, ушедших из дома и детских учреждений; покинувших дома инвалидов и престарелых без ведома администрации; душевнобольных, ушедших из дома или медицинских учреждений.
Опознавательная карточка на пропавших без вести лиц включает следующие данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, последнее место жительства; описание внешности; состояние зубного аппарата; характерные приметы голоса (речи); заболевания, группа крови; описание одежды и обуви на момент исчезновения, размеры головного убора и обуви. Сведения о других предметах, документах и ценностях, имевшихся у него; профессия, род занятий, время и обстоятельства исчезновения; дата подачи заявления (сообщения) об исчезновении; где и когда зарегистрировано заявление, номер розыскного дела.