Компьютерные преступления в отечественном законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного реферата является изучить систему компьютерных преступлений по законодательству Российской Федерации.

К задачам можно отнести:

рассмотрение истории развития законодательства России об уголовной ответственности за совершение компьютерных преступлений;
общая характеристика компьютерных преступлений, предусмотренных УК РФ (ст. 272-274).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Преступления в сфере компьютерной информации 4
1.1 История развития законодательства об уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации 4
1.2 Неправомерный доступ к компьтерной информации 8
1.3 Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ 11
1.4 Нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б.Бобкова  филиал

Российской  таможенной академии

     ______________________________________________________

     Кафедра информатики и ИТТ 
 
 

Реферат

по дисциплине: «Правовая информатика»

на  тему: «Компьютерные преступления в отечественном законодательстве» 
 

           Выполнила: студентка 322 группы

           Голубева Яна Сергеевна

           Проверила: Костюнина  Татьяна Николаевна.

             
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2011

 

      План 

 

      ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы проблема преступности в сфере компьютерной информации приобрела особую остроту. Эта проблема, заявившая о себе в нашей стране в 70 – 80-х годов, в настоящее время все больше приобретает актуальность и массовость. К причинам возникновения компьютерной преступности можно отнести: информационно-технологическое переоборудование предприятий, учреждений и организаций, снабжение их компьютерной техникой, программным обеспечением, базами данных; а также реальную возможность получения значительной экономической выгоды от противоправных деяний с использованием ЭВМ. В ХХ столетии получили развитие такие средства коммуникации, как телеграф, телефон, радио, кино, телевидение, компьютер. Параллельно проходил и иной процесс: по мере появления различных достижений науки и техники многие из них принимались на вооружение преступного мира. Опасность подобного рода деяний определяется еще и тем, что компьютер постепенно во всем мире заполняет все сферы жизнедеятельности человека, что позволяет преступникам значительно расширить свое влияние и сферу деятельности.

     Объектом  данной работы является совокупность общественных отношений, связанных с совершением компьютерных преступлений. Предметом же выступают нормы уголовного законодательства  России, статистические и справочные материалы, материалы судебной практики, учебная и научная литература.

     Целью данного реферата является изучить систему компьютерных преступлений по законодательству Российской Федерации.

     К задачам можно отнести:

  • рассмотрение истории развития законодательства России об уголовной ответственности за совершение компьютерных преступлений;
  • общая характеристика компьютерных преступлений, предусмотренных УК РФ (ст. 272-274).

Глава 1 Преступления в сфере компьютерной информации

1.1 История развития  законодательства  об уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации

     Человечеству  потребовалось немало времени, чтобы  от первых, примитивных счетных устройств XVII века перейти к использованию  сверхбыстродействующих, с огромным объемом памяти (по нынешним меркам) электронно-вычислительных машин (ЭВМ), способных собирать, хранить, перерабатывать, передавать и выдавать любую информацию. Появление на рынке в 1974 году компактных и сравнительно недорогих персональных компьютеров, по мере совершенствования которых стали размываться границы между мини- и большими ЭВМ, дали возможность подключаться к мощным информационным потокам неограниченному кругу лиц. Встал вопрос о контролируемости доступа к информации, ее сохранности и доброкачественности. Организационные меры, а также программные и технические средства защиты оказались недостаточно эффективными. Особенно остро проблема несанкционированного вмешательства дала о себе знать в странах с высокоразвитыми технологиями и информационными сетями. Вынужденные прибегать к дополнительным мерам безопасности, они стали активно использовать правовые, в том числе уголовно-правовые средства защиты1.

     В 1992 году был принят Закон России о правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных2, в 1994 году – Гражданский кодекс, который содержит ряд норм, связанных с компьютерной информацией, в 1995 году – Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации3. Логическим развитием правовой системы, создающей условия безопасности компьютерной информации, стала разработка в УК РФ 1996 года группы статей, предусматривающих основания уголовной ответственности за так называемые компьютерные преступления.

     Первой  попыткой решить вопрос о необходимости борьбы с компьютерными преступлениями стала разработка в 1991 году проекта Закона РСФСР «Об ответственности за правонарушения при работе с информацией», который предусматривал основания для дисциплинарной, гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности за подобные деяния. Однако он так и не был принят, главным образом из-за общей неразработанность законодательного поля в данной области права4.

     Прорывом  в этом направлении правотворчества  явилось принятие Верховным Советом  России 23 сентября 1992 года упомянутого выше Закона «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который содержал положение о том, что выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких продуктов влечет за собой уголовную ответственность.

     В последующие годы высшие органы власти уделяли уже повышенное внимание вопросам упорядочения отношений в  сфере информации. В 1992 году принимается  в общей сложности около 60 актов  Верховного Совета России, Президента и Правительства в данной области, а в 1993 году – уже более 1005.

     В 1994 году был разработан проект закона о внесении дополнений в УК РСФСР, которым устанавливалась ответственность  за: незаконное овладение программами  для ЭВМ, файлами и базами данных; фальсификацию или уничтожение информации в автоматизированной системе; незаконное проникновение в автоматизированную информационную систему, совершенное путем незаконного завладения парольно-ключевой информацией, нарушение порядка доступа или обход механизмов программной защиты информации с целью ее несанкционированного копирования, изменения или уничтожения; внесение и распространение «компьютерного вируса»; нарушение правил, обеспечивающих безопасность АИС. Но проект не был реализован ввиду постановки новой задачи в виде формирования уже в рамках нового Уголовного кодекса России преступлений в области компьютерной информации.

     В январе – феврале 1995 года был разработан и опубликован проект УК РФ, в  который была включена гл. 28 «Компьютерные преступления». Она устанавливала ответственность за: самовольное проникновение в автоматизированную компьютерную систему (ст. 271); неправомерное завладение программами для ЭВМ, файлами и базами данных (ст. 272); самовольную модификацию, повреждение, уничтожение баз данных или программ для ЭВМ (ст. 273); внесение или распространение вирусных программ для ЭВМ (ст. 274); нарушение правил, обеспечивающих безопасность информационной системы (ст. 275). Юристами и специалистами в области информационных технологий было указано на существенные недостатки, в частности на отсутствие единой правовой концепции в главе, недостаточную связь с отраслевыми законами, слабую проработку терминологии и стилистику6.

     Важное  место в ряду нормативных правовых актов в области информационного  права занял Федеральный закон от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации», давший определение многих терминов данной сферы деятельности. Этот Закон подготовил правовое поле для принятия нового уголовного законодательства, а в более отдаленной перспективе – и формирования целостного компьютерного права как самостоятельной отрасли. По отдельным подсчетам, за период с 1992 по июль 1995 года было издано таким образом около 500 нормативных правовых актов по вопросам информационного законодательства, в том числе 75 – полностью посвященных им7.

     В 1996 году был принят Модельный уголовный  кодекс государств – участников СНГ, содержавший нормы об ответственности  за компьютерные преступления8.

     С 1 января 1997 года был введен в действие Уголовный кодекс Российской Федерации, который содержит гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», включившую в себя ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети».

     Развитие  информационных технологий заставляет интенсивно совершенствовать законодательную  базу, вводит в юридическую сферу  понятия, ранее применявшиеся в  кибернетике и информатике. В 2006 году был принят Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»9, в котором даны новые определения информации, защиты информации и пр., сформулирован ряд новых подходов к охране информации, что не может не повлиять на содержание уголовно-правовых норм о компьютерных преступлениях.

 

1.2 Неправомерный доступ к компьютерной информации

     Неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ). Данная статья предусматривает  уголовную ответственность за неправомерный  доступ к охраняемой законом компьютерной информации, то есть информации на машинном носителе, в электронно-вычислительной машине (ЭВМ), системе ЭВМ или их сети, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.

     Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон «Об информации») определяет конфиденциальность информации как обязанность лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать ее третьим лицам без согласия обладателя. В целом свойство конфиденциальности присуще информации, доступ к которой может получать строго определенный круг лиц, установленный ее владельцем. Если такая информация становится известна иным лицам, конфиденциальность утрачивается. Для определенных типов информации конфиденциальность является одним из наиболее важных атрибутов. Например, это относится к данным стратегических исследований, спецификации новых изделий и т.п. Особое значение выполнение требования о конфиденциальности приобретает при обработке в компьютерных системах информации, содержащей один из видов тайн (государственной, коммерческой, банковской, личной и других).

     В соответствии со ст. 9 Закона «Об информации» ограничение доступа к ней устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Условия отнесения информации к сведениям, составляющим государственную, коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются соответствующими федеральными законами. Очевидно, что высшую степень защиты от утечки из информационных компьютерных систем должны иметь сведения, отнесенные к государственной тайне10.

     Иные  виды защищаемой законом конфиденциальной информации, присутствие которой  в подключенных к сети Интернет информационных системах вполне возможно, определяются Перечнем сведений конфиденциального характера, утвержденным Указом Президента РФ11.

     Сюда  отнесены: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни  гражданина (персональные данные); сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна); сведения, связанные с определенными видами профессиональной деятельности (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

     К охраняемой законом относится не вся информация в компьютерной системе, а лишь та, для которой законодателем  установлен специальный режим правовой защиты, а обладателем приняты  специальные меры защиты. В соответствии с Законом «Об информации» обладателем последней признается лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. Закон устанавливает, что обладатель информации, в частности, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа, защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами. Одновременно Закон обязывает обладателя информации принимать меры по ее защите.

Информация о работе Компьютерные преступления в отечественном законодательстве