История возникновения и развития дактилоскопии в Российской Империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 00:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить историю развития дактилоскопии, разделив ее при этом на следующие этапы:
Отпечатки пальцев рук в древности (сведения в священных писаниях, результаты археологических раскопок и пр.);
Возникновение и принятие дактилоскопии в качестве средства криминалистического учета в Европе и Латинской Америке. (XVI - начало XX века);
Развитие дактилоскопии в дореволюционный период; (1867-1917 г.)

Оглавление

Введение……………………………………………………………...3-4
Глава 1. История возникновения и признания дактилоскопии как средства криминалистического учета…………………………….5-13
Первые упоминания о следах пальцев рук в древности..…………..5-8
Развитие научного взгляда на отпечатки пальцев рук, признание дактилоскопии в качестве средства криминалистического учета…8-16
Глава 2. История возникновения и развития дактилоскопии в Российской Империи……………………………………………...17-24
2.1. Методы идентификации преступников, применявшиеся до введения дактилоскопии…………………………………………….17-19
2.2. Дактилоскопия в Российской империи……………………......19-21
2.3. Образование и деятельность центрального дактилоскопического бюро…………………………………………………………………..21-24
Заключение………………………………………………………...25-26
Список использованных источников………………………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая дактилоскопия.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………...3-4

Глава 1. История возникновения и признания дактилоскопии как средства криминалистического учета…………………………….5-13

    1. Первые упоминания о следах пальцев рук в древности..…………..5-8
    2. Развитие научного взгляда на отпечатки пальцев рук, признание дактилоскопии в качестве средства криминалистического учета…8-16

Глава 2. История возникновения и развития дактилоскопии в  Российской Империи……………………………………………...17-24

2.1. Методы идентификации преступников, применявшиеся до введения дактилоскопии…………………………………………….17-19

2.2. Дактилоскопия в Российской империи……………………......19-21

2.3.  Образование и деятельность центрального дактилоскопического бюро…………………………………………………………………..21-24

Заключение………………………………………………………...25-26

Список использованных источников………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дактилоскопия («пальцерассмотрение») – раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника.

Криминалистика с давних пор изучала возможности идентификации личности в раскрытии и расследовании преступлений. Издано множество учебников по криминалистике, в которых наряду с изложением устоявшихся разделов криминалистики появляются тенденции углубленного изложения ее теоретических основ, поиска новых путей развития, сближения науки с практикой борьбы с преступностью.

Содержащиеся в данной работе сведения позволяют получить представление об истории развития дактилоскопии, ее становлении в качестве средства криминалистического учета в мире.

Актуальность темы исследования обусловлена интересом многих авторов к вопросам возникновения и развития дактилоскопии. При написании курсовой были исследованы работы таких авторов как Ищенко В.П., Образцова Е.А., Кострова А.И., Белкина Е.С., Майлиса Н.П., Коршунова В.М. и других.

При рассмотрении вопроса о временных рамках исследования, было принято решение использовать в качестве объекта изучения

  1. древние сведения об отпечатках пальцев рук;
  2. историю возникновения дактилоскопии как средства криминалистического учета в различных частях мира;
  3. способы идентификации, используемые на территории современных России, Беларуси, Украины до идентификации по отпечаткам пальцев рук;
  4. возникновение и становление дактилоскопии в Российской Империи;
  5. организация и деятельность Центрального дактилоскопического бюро, образованного в дореволюционном Санкт-Петербурге, как центра по сбору, обработке, учету дактилоскопических сведений в дореволюционный период;

 

Цель данной работы – изучить историю развития дактилоскопии, разделив ее при этом на следующие этапы:

  1. Отпечатки пальцев рук в древности (сведения в священных писаниях, результаты археологических раскопок и пр.);
  2. Возникновение и принятие дактилоскопии в качестве средства криминалистического учета в Европе и Латинской Америке. (XVI - начало XX века);
  3. Развитие дактилоскопии в дореволюционный период; (1867-1917 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История возникновения и развития дактилоскопии

 

 

2.1. Первые упоминания о следах пальцев рук.

 

В настоящее время в основе уголовной  регистрации лежит дактилоскопия, которая имеет большое значение в криминалистике для розыска и учета лиц, совершивших преступление.

Первые доказательства появления дактилоскопии как «зародыша научного знания» находятся в старейшей библиотеке мира, в черепках 22 тысяч глиняных таблиц, которые были найдены в руинах старой Ниневии. На этих многочисленных документах, принадлежащих Ассирии и Вавилону, рядом с именем автора присутствует и глиняная печать. В Европе было найдено древнее изображение человеческой руки, нацарапанное на камне. Причем, линии ладони и кончиков пальцев были выполнены хоть и примитивно, но очень скрупулезно. В Южном Китае, Сиаме, Камбодже, Бирме и Тибете были найдены древнейшие «складные книги», запечатанные глиняными печатями. На этих печатях нет никаких изображений, за исключением обыкновенного рисунка линий пальцев, принадлежавших лицу, которое поставило эту печать.

Интерес к отпечаткам пальцев появился давно. Существуют свидетельства того, что отпечатки использовались уже несколько тысячелетий назад в Вавилоне, Древнем Египте и Ассирии. Но речь идет лишь о своеобразных глиняных печатях с отпечатком ногтя, скрепляющих различные прообразы современных юридических документов: это и торговые договора, и древние «брачные контракты». Принесение присяги также закреплялось печатью. И даже священнослужители не могли обойтись без печатей: священник или духовник высшего ранга, совершая обряды и молитвы, помещал их в виде письма перед статуей божества, подписываясь и ставя печать. Позднее появилась традиция использовать так называемые «родовые печати» [1,c.133].

В то время особого внимания на отпечатки узоров на подушечках пальцев еще не обращали. Хотя, помимо отпечатка ногтя, на печати оставалась часть рисунка подушечки пальца. Кроме того, из-за отсутствия письменных принадлежностей часто было принято писать кончиками пальцев, окуная их в краску; при этом, испачканные пальцы соприкасались с полотном письма. Тогда-то и стали невольно обращать внимание на узоры отпечатков, убеждаясь в том, что каждый палец оставляет особый отпечаток.

Первое официальное упоминание о методе установления личности по отпечаткам пальцев принадлежит китайскому писателю Киа Кунгйен (650 г. н.э). Он говорит об этом лишь мимоходом, описывая деревянные таблицы, употреблявшиеся для письма того времени, когда появилась первая бумага. Когда заключался торговый либо долговой договор, каждая из сторон получала по таблице. Затем оставляли на ребре таблиц на соответствующих местах отпечатки так, что, приложив доски одна к другой, можно было установить их тождественность. Киа Кунгйен объясняет эти действия, подчеркивая, что метод хорош для установления подлинности документа и исключения подделки.

Интерес людей к узорам на руках имеет, видимо, довольно долгую историю. Например, ещё в Библии сказано: «Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его» (Ветхий Завет, Книга Иова, гл.37 ,ст.7).

В так называемых Священных Писаниях всё иносказательно, но, возможно, имелись в виду именно эти непонятные и загадочные рисунки. В Коране, в переводе В. М. Пороховой (сура 75 «Воскресение», айат 4), сказано: «Мы можем его пальцев кончики собрать в порядке совершенном». А в другом переводе эти же айаты ещё ближе к теме и говорится уже конкретнее и определённее: «Неужели человек полагает, что мы не сможем собрать воедино его истлевшие кости? Да, у Нас хватит силы, чтобы собрать заново воедино даже рисунок на кончиках его пальцев (в Судный день)».

И действительно, многие исследователи (Бертран, Стокс и другие) нашли свидетельства того, что людей интересовали узоры на их руках ещё и в доисторическую эпоху. Например, в 1832 году, при раскопках кургана на острове Гавр-Инис (Франция), нашли каменные плиты, на которых были чертежи с изображением папиллярных узоров пальцев рук. Вначале учёные видели в них символы друидов, или буквы, которые считали буквами финикийского, кельтиберийского, кельтического, этрусского алфавитов, или думали, что они свидетельствуют о культе змей, поскольку представляли собой змееобразно извивающиеся кривые линии. И т.д. В 1885 году Александр Бертран в статье в журнале «Magasin pitrotesque» отметил сходство этих изображений с узорами на пальцах. В 1920 году французский исследователь Стокис убедительно доказал, что бретонские изображения на скалах — это рисунки папиллярных узоров. Это была чрезвычайно разнообразная и довольно-таки полная коллекция изображений папиллярных линий человеческих ногтевых фаланг и ладоней [4,c.115].

В VI—VII веках в Китае для подписания каких-то документов использовался отпечаток пальца руки. Правда, никто не приводит данных, что при этом был важен рисунок узора на пальце, что он использовался для идентификации личности. Важен был лишь «след прикосновения». Основания для таких подписей, посредством отпечатков пальцев, были не биологического характера, а мистические. Считалось важным, войдя в соприкосновение с документом, включиться в него частицей своей личности, оставить на нём след своего тела.

Известен отпечаток ладони пророка Мухаммеда на так называемом фирмане Мухаммеда — охранной грамоте, которую он дал христианскому монастырю Святой Екатерины на Синае в 620-е годы н. э., скрепив его отпечатком собственной ладони. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы. В 1517 году, когда турецкий султан Селим I захватил Египет, и безопасность монастыря была под угрозой, монахи предъявили завоевателям фирман Мухаммеда. Султан затребовал документ в Стамбул, где поместил его в султанской сокровищнице, а монахам направил перевод фирмана на турецкий язык. Копия фирмана ныне выставлена в монастырской галерее икон.

Таким образом, считается возможным сделать вывод о значении отпечатков пальцев рук в древности:

  1. В Китае отпечатки пальцев рук использовались для установления подлинности заключенных соглашений;
  2. Священные писания христиан и мусульман, в частности Библия и Коран содержат указания на следы пальцев рук;
  3. Древние наскальные изображения на британских островах имеют биологическое происхождение, а не мистическое как считалось до начала XX века.

Исходя из этого, отметим, что значение следов пальцев рук в древности носило в большей степени религиозный, нежели правовой характер (под правовым характером следов пальцев рук автор понимает их значение в идентификации).

 

 

1.2. Развитие научного  взгляда на отпечатки пальцев  рук, признание дактилоскопии в  качестве основного средства  криминалистического учета.

 

Если говорить о научном периоде развития дактилоскопии, то считается, что впервые о папиллярных узорах написал итальянский естествоиспытатель Марчелло Мальпиги (1451—1512): «рассматриваю крайнюю верхнюю часть пальца и наблюдаю те бесчисленные морщины, которые как будто идут кругообразно или извиваясь». При рассмотрении в микроскоп он наблюдал, что в этих сосочковых линиях посередине видны потовые отверстия: «видны открытые отверстия для пота, расположенные посреди хребтов извивающихся морщин». Подобные исследования делали и другие анатомы, описывали в своих трудах. Например, Кристиан Яков Гинце в 1747 году выпустил сочинение «Анатомические исследования папиллярных линий кожи, служащих для осязания» [8,c.46].

Особо отмечают работу «К вопросу об исследовании физиологии и кожного покрова человека» (1823 г.) Йогана Пуркинье, которая является первым трудом, содержащим описание и классификацию узоров кожи на пальцах. Но затем Пуркинье никогда не возвращался к этой своей работе, не предвидел последствий её для криминалистики. Его открытие не привлекло к себе тогда ничьего внимания.

Развиваться же наука об этих узорах, причём не голой теории ради, а для конкретного, практического её применения, стала лишь во второй половине XIX века. Видимо к тому времени на неё, как говорится, «созрел социальный заказ». Подтверждением этому, то есть тому, что это был «социальный заказ», что в ней возникла потребность, является то, что в течение довольно краткого периода времени разные люди в разных концах света, в некоторых случаях совершенно независимо друг от друга, не зная о работах других своих коллег, создали и развили прикладную науку дактилоскопии до уровня её практического применения и использования.

Широкому распространению дактилоскопии препятствовало отсутствие простой и надежной классификации папиллярных узоров. Первый шаг на пути ее создания сделал выходец из Далмации аргентинский полицейский чиновник Иван Вучетич (1858–1925). В сентябре 1891 г. он разработал десятипальцевую систему классификации дактилоскопических отпечатков, которую затем непрерывно улучшал и шлифовал до 1904 г.[8,c.59].

Первые сведения о применении дактилоскопии в Аргентине относятся к 1892 г., когда по кровавым отпечаткам пальцев одна женщина была изобличена в убийстве своих двоих детей. Дактилоскопическая классификация Вучетича осталась в те годы неизвестной в Европе, которая всю честь решения этой задачи приписала помощнику комиссара английской полиции сэру Эдварду Р.Генри, бывшему шефом полиции в Бенгалии. Однако речь о нем пойдет несколько позже.

В Европе дактилоскопический метод в средние века никак не использовался. В то время в Германии и Скандинавии появилась восковая печать. Но к середине 19 века был разработан новый способ подписи на документах: ноготь большого пальца левой руки покрывался черной краской, и его оттиск ставился на документ; при этом оставался след и от кончика большого пальца. Сначала так подписывались женщины и дети привилегированных классов, которые не обладали печатью, а впоследствии и представители остальных классов.

Идея уголовной регистрации уходит своими корнями в прошлое столетие и принадлежит французскому криминалисту Кетле, занимавшемуся не только криминалистикой, но и пытавшемуся доказать,  что развитие человеческого организма подчиненного вполне определенным законам. Его идею продолжил и развил не менее известный человек в мире криминалистики Альфонс Бертильон, который еще с отцом  и дедом простаивал перед “кривыми Кетле”, показывающими, как в зависимости от размеров человеческого тела можно распределить в определенном порядке всех людей, поэтому все эти антропологические изменения не давали покоя Бертильону, работавшему уже в это время клерком в Парижской уголовной полиции и занимавшегося сопоставлением фотографий преступников. Он задавал себе вопрос: ”Почему надо держаться за старые, до крайности несовершенные методы в то время, когда естествознание уже обнаружило “каинову печать”, которая позволяет безошибочно отличить одного человека от другого, а именно размеры его тела” [6,c.113].

Информация о работе История возникновения и развития дактилоскопии в Российской Империи