История происхождения и развития наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:19, доклад

Краткое описание

Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества – наркотики: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.). Первое письменное свидетельство использования интоксикантов – рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия( мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем" ).

Файлы: 1 файл

наркота.docx

— 32.91 Кб (Скачать)

                                                           Доклад подготовила: слушатель  5 курса 1 взвода Аникеева А.И.

История происхождения  и развития  наркотиков

Наркотики знакомы людям уже  несколько тысяч лет. Наркотики  употребляли люди разных культур, в  разных целях: во время религиозных  обрядов, для восстановления сил, для  изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Уже в дописьменный период мы имеем  свидетельства того, что люди знали  и использовали психоактивные химические вещества – наркотики: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.). Первое письменное свидетельство использования интоксикантов – рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия( мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: "Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем" ). Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример – использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. “злака радости” (по всей видимости, опиумного мака из которого делают наркотики). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали такие наркотики как опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры. Нужно иметь в виду, что факт использования наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что и в других культурах в это же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его. Как и сейчас, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть и сходства и различия.

На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили  благодаря торговле и войнам. Например, в результате крестовых походов  и путешествий Марко Поло европейцы  узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия  европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные наркотики, привезенные в  Европу из Америки – кокаин (из Южной  Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки). Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Добавим, что из Европы в Америку пришел алкоголь, полученный в результате перегонки, а в Чили в 1545 году появилась конопля.

У истоков ранней религиозности  сплошь и рядом стоят психоактивные растения, которые тонко вплетены в священные обряды и повседневные традиции народов и сопровождают человека с момента рождения до самой смерти. Мак снотворный из семейства маковых известен как лекарственное растение со времен глубокой древности. Обнаружение маковых семян и маковых коробочек при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе дало историкам основание считать, что плантации мака могут относиться к позднему Бронзовому веку. Древнейшие следы мака найдены на территории современной Швейцарии в свайных постройках. Первым упоминаемым в истории растением с психоактивными свойствами был мак. Еще пять тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии, это территория современного Ирака. На глиняных табличках, обнаруженных при раскопках в шумерском городе Ниппуре, обнаружены рекомендации приготовления и употребления опиума. Шумеры называли его "гиль", что означает, "радость".

Впервые человек мог открыть  одурманивающие и снотворные свойства мака или конопли вполне случайно - при вдыхании дыма во время сжигания растения. Греческий историк Геродот (V век до н. э.), сообщая о жизни  скифского племени массагетов (северное побережье Каспийского моря), писал: "Они садились вокруг дерева, бросали в разводимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллины опьяняются вином".

Головка мака фигурирует также во многих мифах Древней Греции как  символ забвения боли, мук, страданий. Древние греки верили, что он цветок мака вырос из слез Венеры, которые  она проливала, узнав о смерти своего дорогого Адониса, и считали  его необходимым атрибутом бога сна - Гипноса и его родного  брата, бога смерти - Танатоса. Вследствие этого бог сна изображался у них всегда в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки. Иногда венком из маковых головок была украшена и его голова. Бога же смерти изображали также в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Точно так же и богиня ночи всегда представлялась у древних обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя-отдохновения, а равно и бог сновидений - Морфей, даже жилище которого - царство сна - представлялось в их фантазии засаженным маковыми растениями.

"Когда Морфей, - говорили древние  римляне, - хочет кого-либо усыпить  или навеять на него приятные  грезы, то он прикасается к  нему только маковым цветком".

Засохший млечный сок надрезанных  коробочек мака - опий (опиум) - по-видимому, применяли уже в раннюю микенскую эпоху греческой культуры(XIV-XII века до н. э). Тремя коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления того времени. Название "опиум" происходит от греческого "opium" - сок. От этого слова позже образуются, по-видимому, древнееврейское "ophion" и арабское "af-yun" или "afiun", которое можно найти во многих других азиатских языках. Британский египтолог Р. Томпсон в 1924 г. сообщил об упоминании в древнеегипетских рукописях процедур сбора и медицинского использования опиума. В качестве примера он приводит текст следующего содержания: "Ранним утром старая женщина, мальчики и девочки собирали сок на разрезах (маковых капсул) небольшой железной ложечкой и затем переносили его в горшочек для пищи".

По данным историков Иудеи, в  Библии упоминается сок мака. Так, в нескольких отрывках Ветхого Завета можно встретить слово, соответствующее  древнееврейскому "голова" и может  означать головку мака. В Талмуде, этом собрании религиозно-этических  и правовых положений, сложившихся  в IV-V веках до н. э., и содержащем донаучные  сведения по медицине, есть одна ссылка на опиум, выраженная словом греческой  этимологии - "ophion" (ср. греч. - opium). Но кроме опийной наркомании в древнем мире уже встречались и иные формы стремления одурманиваться различными ядовитыми веществами. Сохранился любопытный исторический документ, в котором римский военачальник Плиний, комендант крепости Триирум (на месте современного города Трир в западной Германии) жалуется в Рим, что его солдаты бегают по прирейнским холмам, собирают "абсинтум" - то бишь, полынь, - вываривают её в котлах, после чего пьют вонючее зелье и "ходят, как в дурмане". В целях борьбы с подобной "наркоманией" Плиний просит наладить регулярные поставки вина из Италии.

В раннем средневековье, во время завоеваний арабов, для которых опиум отчасти  мог служить суррогатом запрещенного исламом вина, культура опийного мака проникла дальше на Восток. Опиум обладал  еще одним полезным в некоторых  случаях свойством - заглушать голод, практическое приложение которого оказалось  весьма кстати для мусульман, среди  которых всегда находилось некоторое  количество людей, тяжело переносивших тяготы строгого месячного поста, известного под названием "рамадан".

Активизация завоевательных походов  и торговых взаимоотношений между  народами и культурами, кроме всего  прочего приводила и к проникновению  традиций к употреблению наркотиков на новые территории. Так в результате крестовых походов и путешествий  Марко Поло европейцы узнали опиум  и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее эпоха великих  географических открытий и освоение европейцами новых континентов  познакомили цивилизованный мир  и с новыми психоактивными веществами. Только открытие Америки дало миру кокаин, различные галлюциногены и табак. Правда, освоение европейцами новых "продуктов и веществ" шло не очень быстро.

В Европе традиция употребления наркотиков присутствовала с давних времен. Например, в исторических архивах Британского  адмиралтейства есть очень любопытные упоминания, по поводу жалоб адмирала Нельсона, что его матросы курят  корабельные канаты, сделанные из конопли. Примерно в тоже время, в  самом начале девятнадцатого века солдаты  экспедиционного корпуса Наполеона, вторгшегося в Египет, познакомились  с гашишом. Естествоиспытатели, сопровождавшие Наполеона во время египетского похода, отмечали, что множество аборигенов - мужчин поражено каким-то "странным душевным параличом", и связывали это с курением гашиша. Наполеон уже тогда был обеспокоен проблемой злоупотреблений гашишом в его войсках и всячески пытался запретить его употребление своим солдатам. К тому времени в передовых странах Европы уже во всю активно входит в обиход массовое употребление различных, прежде весьма экзотических, "колониальных" товаров. Так в восемнадцатом веке потребление кофе в Англии подскакивает с 2 до 120 миллионов фунтов в год. Но надо понимать, кроме кофе, табака, чая, какао, каучука, пряностей и прочих, вполне прогрессивных и необходимых новому европейскому потребителю, в Старый Свет начинают активно проникать гашиш и опиум.

Кроме того, предприимчивые англичане  быстро осознают крайне высокую выгоду, возможную при торговле наркотиками, в частности опиумом. Если прежде традиционно ведущими мировыми центрами по поставкам и распространению  опиума были Турция и частично Аравия, то вскоре деловитые англичане перехватили "товарную" инициативу у сонных восточных деспотий и сосредоточили  всю выгоду мировой торговли наркотиками  в своих руках. Британцы на территориях  своих колониальных владений в Индии  в конце восемнадцатого века начали устраивать обширные маковые плантации  и принялись в огромных количествах  производить опиум для вывоза в соседние мусульманские страны и особенно в Китай.

Первая массовая вспышка наркомании в Европе относится к 1840 году. Именно тогда в Англии были приняты "усиленные  меры в пользу трезвости". Естественно  в процессе ограничения возможностей пития и дороговизны алкоголя, народные массы начали искать заменители спиртного и быстро нашли замену выпивке в наркотиках. Спрос на опиум мгновенно усилился и аптекари в промышленных английских городах  стали быстро наживать хорошие состояния, продавая невиданное прежде количество опиумных пилюль для рабочих, которым  спиртное стало не по карману. Ежегодное  употребление опиума в Англии в 1859 году составляло 61 тысячу фунтов, то есть приблизительно 27 с половиной тонн. Средней дозой для взрослого человека считаются 30 граммов в день. Исходя из ежедневного приема этой дозы, опиум употребляли 5 процентов британцев. Количество точек розничной торговли, где продавался опиум, в Англии в это время оценивается от 16 до 25 тысяч. В Ирландии в то же время началась эпидемия эфиромании, в результате которой было открыто явление общего наркоза.

Во Франции все началось в  конце тридцатых - начале сороковых  годов, когда французский врач Моро де Тур по возвращении из Алжира предложил своим друзьям попробовать "давамеску" - печенье из гашиша. Эффект был ошеломляющим, особенно для группы литераторов, среди которых был Шарль Бодлер и Теофил Готье. Вскоре был организован несколько необычный клуб, известный как "Клуб любителей гашиша". Гашиш настолько быстро распространился в Парижском обществе, что во время Парижского восстания в 1848 году, смутьяны из студенческой среды прошли по улицам с плакатами, требуя свободной продажи конопли.

Следующими событиями, которые  способствовали активному развитию морфинизма в девятнадцатом столетии, историки считают Крымскую (1856-1857) и  Франко-Прусскую войны (1870-1871). Большое  число ранений и операций, проведенных  под морфиновым наркозом, способствовало популяризации морфина. С ним стали связывать большие надежды практические врачи. Заблуждение врачей состояло в ложном мнении о том, что морфин в отличие от опиума якобы не будет вызывать наркомании, поскольку бытовало мнение, что наркомания к опиуму "обусловлена свойством желудка", а подкожная инъекция морфина якобы может исключить "заинтересованность" этого органа. В США подобным же образом первую вспышку морфинизма, получившего название "солдатской болезни", вызвала гражданская война, вследствие того, что морфий использовался как обезболивающее при серьезных ранениях.

* * *

В начале девятнадцатого века наука  принялась прикладывать свою руку в  совершенствование и улучшение "потребительских  свойств" наркотиков, научившись выделять чистые алкалоиды, высокоэффективные  наркотические действующие элементы из растительного сырья. Первый шаг  был сделан в 1803 году, когда ганноверский аптекарь Фридрих Сертюрнер смог разложить опиум и выделить белый кристаллический порошок который оказался в 10 раз сильнее опиума. Свой препарат он назвал в честь греческого бога сна морфием.

Изобретение шприца для инъекций, сделанное в 1853 году Шарлем-Габриэлем  Правазом, открыло следующий этап в новейшей истории наркотиков. Действие веществ, попадавших прямо в кровь, усиливалось в несколько раз.

В 1859-1860 гг. Альберт Ниманн выделил из листа коки алкалоид кокаин и установил его структуру. В 1878 г. американский врач Бентли выступил с идеей использования кокаина в качестве "заменителя" для борьбы с морфинизмом. Такое "лечение" переродилось в новый порок - кокаинизм, а в некоторых случаях больные становились жертвами двойной наркомании - морфинизма и кокаинизма.

А в конце века в 1898 году другой немецкий фармацевт Генрих Дрезер, изобретатель аспирина, преобразовывая морфин, получил новое химическое соединение, которое было почти в 10 раз сильнее морфия. Это был героин, поначалу с воодушевлением воспринятый медиками как средство с крайне широким спектром терапевтических возможностей. Его немедленно начали использовать для лечения кашля, обезболивания и еще много другого. Тут же немецкая фирма "Bayer" наладила массовое производство "обезболивающего порошка". В 1896 А. Хаффтером из мексиканского кактуса, который ацтки называли пейотль, был выделен алкалоид мескалин, а в 1919 Э. Спат установил его химическое строение и воспроизвел его при помощи синтеза. Мескалин стал первым галлюциногеном который был получен как чистое вещество, доступное для изучения состояний "умственных иллюзий" и иных изменений чувственного восприятия вызываемых химическим путем.

Очень интересно и поучительно  будет рассмотреть историю развития наркомании в Китае. Впервые появление  и использование опийного мака в  Китае отмечено в древних текстах  по медицине, датируемых Х веком  н. э. Долгое время опиум экспортируется в страну в основном из Индии, а  с началом эпохи великих географических открытий - из Португалии. При этом до второй половины ХVII века опиум ввозится исключительно как лекарственное средство, в основном против дизентерии. В XVII веке испанцы, торгуя на Филиппинах и в Южном Китае, завозят в эти страны табак. Тогда же голландцы вводят обычай добавлять в табак опиум. Голландцы считали это верным средством борьбы с малярией, китайцы же поняли его как способ опьянения. От курения табака с опиумом до курения чистого опия был один шаг: и вскоре в Китае укоренился обычай курения чистого опия. В стране развилось опиокурение, скоро приобретшее бедственный характер. В 1729 г. указом императора Юнг Чанга, а в 1800 г. - императора Киа Конга запрещаются продажа опия для курения и содержание опиумных курилен в Китае. Невзирая на законы, Англия и Голландия в погоне за прибылью продолжают контрабандный ввоз в Китай огромных количеств опиума. В конце XVIII века вся опийная торговля монополизируется в руках Ост-Индской компании, которая владела обширными опиумными плантациями в Бенгалии в Индии. Англичане могли регулировать поступление этого наркотика на рынок. Сначала много и дешево, потом еще больше, но уже дороже. Классическая схема "посадки на иглу", но в размерах целой китайской цивилизации.

Информация о работе История происхождения и развития наркотиков