Алгоритм осмотра места происшествия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 01:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи работы. Целью данной курсовой работы является изучение алгоритма осмотра места происшествия. Необходимость достижения данной цели предопределила постановку следующих задач:
- проанализировать, обобщить и уточнить предложенные научные подходы к понятию «осмотр места происшествия», её существенным признакам, основаниям классификации;
- рассмотреть следственное действие «осмотр места происшествия», его специфические черты, а также недостатки уголовно-процессуальной регламентации, основания классификации видов осмотра места происшествия;
- разработать структуру, определить этапы и раскрыть содержание тактической операции «Осмотр места происшествия»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Процессуальный порядок производства осмотра места происшествия 6
Алгоритм осмотра места происшествия 12
Тактические приемы осмотра места происшествия 26
Заключение 32
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Алгоритм осмотра места проишествия.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительног права

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Криминастика»

 

тема: «Алгоритм осмотра места происшествия»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

3 курса, 313 группы заочной формы обучения,

      

(фамилия имя, отчество)


 

Научный руководитель:

_______________________________

(ученая степень,  звание,

_______________________________

фамилия, имя, отчество)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Место происшествия всегда образуется в результате определенной человеческой деятельности, однако на момент его образования мы не всегда в состоянии точно определить, была ли то преступная или просто человеческая деятельность. Однако одним из существенных признаков преступной деятельности выступает ее строение, которое, в свою очередь, определяет необходимое, обязательное наличие субъекта (субъектов) этой деятельности — социально определенного человека (конкретного, реального, характеризующегося по полу, возрасту, образованию, связям и т.д.). Данный субъект должен испытывать потребность в противоправных отношениях, которые в результате определенной реализации преобразуются в предмет преступной деятельности. Между потребностью в противоправных отношениях и предметом преступной деятельности всегда создаются противоречивые отношения, образующие мотив, который и побуждает к различной деятельности определенного индивида. Но, выступив побудителем определенной деятельности и направив ее в цель, мотив оканчивает свою функцию. В сознании человека из-за его воздействия на исходное состояние объектов (людей, животных, природы, растительного мира, культуры, информации и т.д.) образуется предвосхищенный результат искомой действительности, возникающий в связи с желанием на его обладание. При выполнении действий (операций и движений), направленных на установление различных состояний объектов, с помощью системы средств и методов в определенных сложившихся условиях и познается измененное состояние объектов, т.е. исследуется реально сложившаяся обстановка места происшествия. Важность осмотра места происшествия заключается еще и в том, что это единственное следственное действие, возможность проведения которого уголовно-процессуальный закон предусматривает до возбуждения уголовного дела, подчеркивая тем самым его важность и значимость.

Актуальность темы исследования. На протяжении последних лет в России наблюдалась тенденция к увеличению числа преступлений. Ситуация изменилась только в 2007 году: уровень преступности в России достиг наивысшей отметки в 2006 году, когда было зарегистрировано 2706 преступлений в расчете на 100 тысяч человек постоянного населения. Начиная с 2007 года, он устойчиво снижается, опустившись в 2011 году до 1683 на 100 тысяч человек. Определенный вклад в улучшение показателя внесло увеличение численности населения в соответствии с итогами Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), однако он не очень значителен (на 0,7%).

Постоянно повышается профессиональный уровень преступников, возрастает степень противодействия расследованию преступлений. Одновременно с этим ощущается острая нехватка работников следственного аппарата, имеющих надлежащий профессиональный уровень, вызывает опасение их серьезная загруженность, обуславливающая невозможность добиться максимально эффективного результата расследования преступлений.

Написанное выше дает основания утверждать о необходимости совершенствования методико-технического обеспечения деятельности правоохранительных органов, консолидации их усилий и тесного взаимодействия между собой, а также с представителями гражданского общества в ходе реализации мер по борьбе с преступностью.

С целью оптимизации  такого взаимодействия в ходе досудебного производства правоохранительными органами применяются тактические операции, включающие в себя совокупность следственных (иных процессуальных) действий и различных мероприятий непроцессуального характера. Наиболее эффективное и плодотворное взаимодействие подобного рода, осуществляется на месте происшествия, причем оно не регламентируется и не охватывается в полной мере уголовно-процессуальными нормами и криминалистическими рекомендациями по производству осмотра места происшествия.

Объект и  предмет курсовой работы. Объектом являются неотложные следственные действия, их порядок, направленные на установление, фиксацию и исследование обстановки места происшествия, следов преступления и преступника и иных фактических данных, позволяющих в совокупности с другими доказательствами сделать вывод о механизме происшествия и других обстоятельствах расследуемого события, а предметом - уголовно-процессуальное законодательство и иные нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения, доктринальные источники, посвященные отдельным вопросам взаимодействия на месте происшествия, а также практика деятельности следователя и взаимодействующих с ним лиц на месте происшествия.

Цель и задачи работы. Целью данной курсовой работы является изучение алгоритма осмотра места происшествия. Необходимость достижения данной цели предопределила постановку следующих задач:

- проанализировать, обобщить  и уточнить предложенные научные  подходы к понятию «осмотр места происшествия», её существенным признакам, основаниям классификации;

- рассмотреть следственное действие «осмотр места происшествия», его специфические черты, а также недостатки уголовно-процессуальной регламентации, основания классификации видов осмотра места происшествия;

- разработать структуру,  определить этапы и раскрыть  содержание тактической операции  «Осмотр места происшествия»;

- сформулировать предложения  по совершенствованию действующего  уголовно-процессуального законодательства  и криминалистические рекомендации по практике его применения.

Теоретическую основу работы составляют научные труды по криминалистике и уголовному процессу.

Правовой основой данной работы являются Конституция Российской Федерации, уголовно-процессуальное, уголовное и другие отрасли законодательства, федеральные законы, регламентирующие деятельность органов прокуратуры, оперативно-розыскную деятельность, производство судебной экспертизы, подзаконные нормативные правовые акты министерств и ведомств.

 
 

 

 

 

 

 

 

  1. Процессуальный порядок производства осмотра места происшествия

Следственный осмотр процессуальное действие, предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ), состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников от людей и вещей.

Первые это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи все иные объекты материального  мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение  и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления.

Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них  не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра.

Поэтому руководство  российских правоохранительных органов  неоднократно подчеркивало необходимость  повысить качество неотложных следственных действий, в первую очередь осмотров.

Основания и порядок  следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ). Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:

1. разобраться в обстановке места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия преступника;

2. выявить и изъять следы совершенного преступления;

3. установить возможные источники получения других доказательств;

4. получить информацию для выдвижения следственных версий;

5. решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;

6. проверить другие источники доказательств по делу [2].

По последовательности производства следственный осмотр классифицируется на первичный и повторный. Повторный  осмотр производится в тех случаях, когда первоначальный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью), в связи с чем важные для установления истины следы и предметы могли быть не обнаружены, был проведен недоброкачественно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались сведущие лица и т.д.

По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования  выясняется, что отдельные объекты  были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы [3].

Осмотр места происшествия зачастую включает как составные  элементы все другие виды следственного  осмотра. На месте происшествия нередко  присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением. В такой ситуации осмотр всех составляющих будет производиться в рамках одного следственного действия и оформляться одним протоколом. Поэтому, несмотря на отдельные особенности и специфику каждого вида осмотра, все они представляют собой единство однородных явлений, что и позволяет выделить общие тактические положения их производства: единое руководство осмотром; своевременность; объективность; полнота; планомерность осмотра; использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов и оперативных подразделений; безопасность осмотра [4].

Единое руководство  осмотром необходимо потому, что следственный осмотр сложное действие, связанное  с привлечением значительного числа лиц, выполняющих различные функции. Успех в работе зависит от того, насколько четко и криминалистически грамотно будет организована деятельность каждого участника осмотра, что осуществимо лишь при едином руководстве осмотром. По закону оно возлагается на следователя. Все остальные лица, в том числе и руководящие работники правоохранительных органов, должны исходить из того, что он ответственный за результаты осмотра. Задача руководителей обеспечить следователю необходимую помощь. В противном случае возможна несогласованность действий участников осмотра, ведущая к изменению обстановки, уничтожению следов преступления и утрате предметов, имеющих важное доказательственное значение.

Следователь как самостоятельная  процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Своевременность осмотра заключается  в том, что после сообщения  о происшествии следователь и  другие лица безотлагательно выезжают на место происшествия для его  осмотра. Это требование направлено на обеспечение максимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияет на эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр места происшествия относится к неотложным следственным действиям [5].

Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.

Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени[6]. Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены[7].

Планомерность осмотра состоит  в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра[8].

Использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов оперативных подразделений. При  производстве осмотра необходимы полностью  укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.

Безопасность осмотра обеспечивается его правильной организацией; четким распределением функций между его  участниками; использованием знаний специалистов, например, баллиста (оружейника), пожарного, химика, взрывотехника, специалиста  по работе с радиоактивными материалами, своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-розыскной собакой для обнаружения взрывных устройств; правильным применением криминалистических средств, приемов и методов[9].

Все виды осмотров проводятся в присутствии  понятых (ч.1 ст.170 УПК РФ), наименьшее число которых - два.

В случае производства следственного  действия без участия понятых  применяются технические средства фиксации его хода и результатов. При невозможности их использования следователь вносит соответствующую запись в протокол и поясняет, почему это нельзя было сделать[10].

Осмотр местности, помещений, места происшествия производится в  пределах их границ и требует предварительной  подготовки. Она зависит от содержания события и физических пределов помещений, участков местности[11].

Получив известие о происшествии, следователь должен оценить характер события, сведения о том, где оно  произошло, о лице, сообщившем о том, что случилось, выяснить, охраняется ли место происшествия. Обычно следователь действует не в одиночку, он руководит оперативно-следственной группой, имеющей в своем составе работников дознания, специалистов-криминалистов, судебно-медицинского эксперта. К группе по мере осмотра происшествия могут присоединиться и другие силы - патрульно-постовая служба, участковый инспектор, сотрудники ГИБДД. Перед выездом на место происшествия должен быть решен вопрос об охране оперативно-следственной группы, поскольку возможно сопротивление осмотру, нападение на лиц, производящих осмотр. Вопросы создания оперативно-следственных групп и организации их работы, в том числе и защиты, решаются руководителями органов дознания, прокурорами - руководителями и начальниками следственных отделов. Одному следователю для осмотра места происшествия выезжать не следует.

Непосредственно на месте  происшествия после оказания помощи пострадавшим, беседы с потерпевшим, очевидцами, организации охраны места  происшествия и защиты группы от возможных  нападений, привлечения понятых  и распределения обязанностей между участниками осмотра следователь начинает осмотр.

Осмотр предполагает применение технических средств - общее, узловое, детализированное фотографирование, видеосъемку, применение средств поиска и изъятия следов, микрочастиц, измерения  расстояний, осмотра документов и других - перечень в данном случае не исчерпывающий. Надо определить исходное место осмотра - по общему правилу это место начала движения преступника или его проникновения в помещение. Затем выделяются отдельные участки осмотра и производится их последовательное изучение[12].

Во время осмотра  обнаруживаются вещественные доказательства. Громоздкие (мебель, телевизор, холодильник, машина, и т.п.) и не подлежащие в силу этого изъятию вещественные доказательства осматриваются на месте.

Изымаемые вещественные доказательства могут быть осмотрены  позднее. В любом случае они должны быть показаны понятым и всем участникам осмотра, индивидуализированы, упакованы, причем их упаковка опечатывается печатью следователя, подписывается следователем, понятыми, лицами, участвующими в осмотре.

В осмотре места происшествия могут участвовать, специалисты, эксперт, потерпевший, представители организаций, в здании которых совершено преступление. В состав участников следует включить командира подразделения, охранявшего место происшествия, и оперативно-следственную группу, включая всех ее сотрудников, как прибывших вместе со следователем, так и присоединившихся позднее.

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст. 23 Конституции  РФ устанавливается, что ограничение  права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции  Российской Федерации гласит: «Жилище  неприкосновенно. Никто не вправе проникать  в жилище против воли проживающих  в нем лиц иначе как в  случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В УПК судебный порядок  получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ).

Таким образом, можно  сделать вывод, что законодатель придает следственному осмотру  огромное значение, наделяя органы предварительного расследования значительными  полномочиями на ущемление прав граждан в ходе данного следственного действия. Такое положение обусловлено важностью данного следственного действия для закрепления следов преступления.


 

 

 

 

 

 

  1. Алгоритм осмотра места происшествия

 

Алгоритм осмотра места  происшествия должен преследовать главным образом методическую цель, содержать современные тактические и технико-криминалистические рекомендации. Кроме режима "подсказки", должно быть предусмотрено обращение к частным и специальным алгоритмам. В интерактивном режиме предусматривается изготовление протокола и иной документации при осмотре, а также решение некоторых тактико-криминалистических задач.

Практически при разработке алгоритма осмотра места происшествия, учитывая специфические черты этого  действия, можно построить основной алгоритм с блоками широкого диапозона. Детализация предписаний, разветвление направлений могут быть осуществлены в компьютерных подпрограммах, детальных блоках .

Как и в алгоритме  допроса, предписания (операции), направленные на решение промежуточных целей, объединены в условные циклы, которые могут проходить однократное исполнение, а при невыполнении задачи - повторяться.

Представляется целесообразным выделить шестьнадцать стадий.

Начальной стадией алгоритма  осмотра места происшествия, по нашему мнению, должна быть стадия решения вопроса о производстве осмотра.

Получив сообщение о  происшествии, следователь должен определить, достоверен ли сигнал, осуществить, при  необходимости, проверку сигнала через  оперативные и дежурные службы. Далее  осуществляется анализ полученного сигнала. Объем сведений, находящихся в распоряжении следователя, зависит от их источника и неодинаков по разным категориям уголовных дел. Чаще всего объем предварительных данных ограничен: время обнаружения происшествия, место, краткое содержание случившегося, некоторые данные о потерпевших, о сообщившем о случившимся. Эти сведения дают возможность приблизительного определения времени, необходимого для прибытия к месту происшествия, необходимого круга участников осмотра, включая состав и профиль специалистов, состава оперативной группы для проведения оперативно-розыскных мероприятий на месте; необходимых научно-технических и технико-криминалистических средств.

Анализ практики показывает, что успех осмотра места происшествия в значительной мере зависит от того, насколько хорошо подготовился следователь к проведению данного следственного действия. Следователь обязан проявить максимум распорядительности и обеспечить наиболее благоприятные условия для предстоящей работы. Неподготовленность к осмотру приводит к серьезным упущениям; не дает возможность произвести осмотр активно и планомерно, полно и всесторонне; осложняет и замедляет расследование.

В этой связи представляется важным ввести в разрабатываемый  алгоритм цикл подготовка до выезда, который  показывает, какие конкретные операции выполняются на стадии подготовки до выезда на место происшествия.

На этом этапе следователь, исходя из полученных сообщений, выясняет, вызвана ли скорая помощь, приняты  ли меры к тушению пожара, необходимы ли меры по обеспечению безопасности для окружающих на месте происшествия, приняты ли меры к сохранению неизменной обстановки на месте происшествия.

Следователь дает распоряжение об охране места происшествия и недопущении  к месту происшествия посторонних  лиц; о сохранении в неприкосновенности места происшествия; о принятии мер по сохранению следов и вещественных доказательств. Следует обеспечить удаление всех посторонних лиц с места осмотра. В связи с этим, предлагается ввести операцию"распоряжение об удалении посторонних лиц с места происшествия

На этой же стадии оперативным  службам даются указания о розыске  преступников "по горячим следам", выявлении очевидцев и свидетелей происшествия, принятии иных оперативно-розыскных  мер (постановка задач оперативным  службам).

Составив для себя четкое представление о происшедшем событии, следователь решает вопрос о круге участников осмотра.

К участникам относятся: субъект, производящий осмотр (следователь  или лицо, осуществляющее дознание), понятые (не менее двух), если в числе  объектов осмотра имеется труп -специалист в области судебной медицины или иной врач.

Участниками осмотра  также могут быть: специалист, потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый, защитник и некоторые другие участники  уголовного процесса.

Понятых можно подобрать  после прибытия на место, но это требует времени, и иногда связано с известными трудностями. Кроме того, в чиле понятых могут оказаться оказаться лица, заинтересованные в исходе расследования. Поэтому зачастую целесообразно подбирать понятых еще до выезда на место происшествия.

Представляется необходимым, чтобы лица, приглашенные в качестве понятых, были совершеннолетними, достаточно грамотными; не имели физических недостатков, которые препятствуют выполнения возложенных  на них обязанностей (например, слабое зрение, слух); а также были бы способны в дальнейшем при необходимости выступать в качестве свидетелей. Мы согласны с позицией авторов, критикующих негативные отношения к понятым, как к "элементу недоверия к следователю", к бесполезным участникам действий. Понятые способствуют сохранению доказательств, полученных при осмотре, подтверждают наблюдавшиеся факты, помогают опровергать ложные версии о неправильной фиксации данных и т.п. [15]

Информация о работе Алгоритм осмотра места происшествия