А. Бертильон и его роль в развитии криминалистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы заключается в том, что рассмотреть, кем являлся А. Бертильон и какова его роль в развитии криминалистики. Указанная цель исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных научных задач:
- рассмотреть биографию А. Бертильон и какие методы он изобрел; - определить какова значимость роли Бертильона в развитии криминалистики

Оглавление

Введение.................................................................................................…......…3-4
Глава 1. Биография А. Бертильона …..………...…………….…....................5-11
Глава 2. Вклад А. Бертильона в развитии криминалистики…....................10-16
Заключение……………………………………………………………..………...17
Список использованной литературы………………............................……..18-19

Файлы: 1 файл

Курс. раб по криминалистике.docx

— 51.43 Кб (Скачать)

           Когда полицейский составлял карту на очередного задержанного, он должен был просмотреть группу близких по признакам карт, и, если находилась карта, данные которой совпадали с данными задержанного, это означало, что человек уже подвергался аресту, и позволяло установить, не пытается ли задержанный назваться другим именем.16

             Успехи Бертильона и его системы  регистрации преступников в целях  их последующего распознавания, названной бертильонажем, были настолько впечатляющими, что Париж превратился в мировую столицу передового опыта уголовной регистрации. К Бертильону приезжали криминалисты из многих стран мира, в том числе и из России, чтобы перенять опыт Франции. Везде организовывались антропометрические бюро. Однако в те же годы появился и другой метод уголовной регистрации — дактилоскопии, позволивший использовать отпечатки пальцев рук в целях идентификации преступников. Этот метод впервые стал применяться в Великобритании, причем вначале наряду с бертильонажем, а затем и заменяя его как более простой и менее трудоемкий.     

            А. Бертильон, разрабатывая свою  систему уголовной регистрации17, вряд ли предполагал, что ее вспомогательному методу — словесному портрету — суждена гораздо более долгая судьба, чем ее стержневой части — антропометрической идентификации, от которой стали отказываться в пользу дактилоскопии еще при жизни самого Бертильона.

          Система Бертильона стала вехой в развитии криминалистики. Человек мог быть арестован и описан одним полицейским и опознан несколько лет спустя другим полицейским в результате обнаружения совпадения признаков после просмотра картотеки. Бертильон создал систему, позволяющую идентифицировать человека по записям, в то время как ранее это мог сделать только человек с хорошей зрительной памятью.

 

 

 

Глава 2. Вклад А. Бертильона в развитии криминалистики

          В конце XIX века полицейская фотография была сугубо творческим процессом. Арестантов снимали в разных масштабах, с разных точек и через разную оптику. Узнать преступника по таким снимкам было практически невозможно. В результате собственных экспериментов Бертильон пришел к выводу, что каждого арестованного необходимо фотографировать дважды — в анфас и в профиль. Причем снимать следовало с одинакового расстояния, при одинаковом освещении и так, чтобы голова преступника была зафиксирована в одном и том же положении. Бертильон же по результатам поиска оптимального способа фотосъемки пришел к выводу, что именно снимок в профиль лучше всего позволяет фиксировать на бумаге неизменяемые или трудноизменяемые черты лица человека, противящегося фотографированию.18

              Его усилиями была сконструирована и специальная фотографическая установка для производства опознавательной съемки преступников, позволявшая делать их снимки в анфас и в профиль с одинакового расстояния и при идентичном освещении. Эта установка состояла из фотокамеры, вращающегося кресла, снабженного устройством для удерживания головы фотографируемого в заданном положении, и платформы, которая жестко соединяла их друг с другом. В обобщенном виде свои новшества и рекомендации по применению фотографии в борьбе с преступностью Альфонс Бертильон изложил в своей книге «Судебная фотография»19, вышедшей в свет в Париже в 1890 г.

              Альфонс Бертильон сконструировал несколько моделей специальных крупномасштабных фотоаппаратов, предназначенных для фотографирования мест происшествий, трупов, следов и других вещественных доказательств. Причем некоторые из них были снабжены специальными штативами, позволяющими производить съемку относительно больших площадей и объектов, получая их общий вид сверху. Им же впервые в криминалистике предложен способ метрической (измерительной) фотосъемки на месте происшествия с применением специальных технических средств и приспособлений, позволяющих определять по фотоснимку размеры предметов и расстояний между ними.20 В порядке реализации данного способа фотокамера располагалась на определенной высоте в строго горизонтальном положении, а полученные фотоснимки наклеивались на специальные бланки с нанесенными на них шкалами различных делений, предназначенных для определения по ним искомых параметров.

            Значителен вклад А. Бертильона и в развитие почерковедческих исследований. В данном направлении отправным пунктом принято считать каллиграфическую экспертизу, осуществляемую каллиграфами21 - людьми, умеющими красиво (художественно) писать в силу своей профессии (учителя чистописания, приказные дьяки, преподаватели рисования, архивариусы и т.п.). В связи с тем что «сличение почерков» в лучшем случае основывалось на чисто эмпирическом материале и личном опыте самого исследователя, процесс исследования сравниваемых почерков обычно сводился к выявлению сходства в конфигурации одноименных букв. При этом признаки почерка в своем большинстве как внешнее проявление свойств письменно-двигательного навыка исполнителя спорной рукописи оставались для исследователя невидимыми.

            Впервые на признаки почерка как приметы (особенности) выполнения пишущим строк, слов, букв, элементов и частей обратил внимание А. Бертильон, который стал основоположником нового направления в судебно-почерковедческой экспертизе - приметоописательного. Он разделил признаки почерка по степени их соподчиненности на общие и частные и ввел понятие повторяемости (устойчивости) признака. Для выявления и оценки признаков почерка им совместно с А. Рейссом был предложен способ их разработки, который и явился первой попыткой объективизации процесса исследования и выводов эксперта.22

             Данный способ представлял собой графическую разработку, которая размещалась на листе бумаги. Для этого лист бумаги делился посередине на две части: левую и правую. На левую часть листа последовательно в соответствии с алфавитом наклеивались увеличенные фотоизображения букв и слов из исследуемого текста. На правую часть листа наклеивались и те же самые буквы, и слова из образцов почерка подозреваемого лица (лиц). Такой способ позволил не только проанализировать конструктивное строение знаков и особенности их выполнения в словах, но и сделал процесс сравнительного исследования наглядным. Кроме того, порядок размещения букв по алфавиту позволил последовательно изучить каждую из них как в исследуемой рукописи, так и в образцах почерка подозреваемого лица, что свидетельствовало о полноте проведенного исследования. Этот порядок используется и в настоящее время в экспертной практике при составлении алфавитных разработок частных признаков почерка.

                      В систему регистрации А. Бертильоном было заложено наряду с антропометрией, сигналетической съемкой и описание внешнего облика регистрируемого, выполняемое по определенным правилам. Оно получило название словесного портрета — точного описания, при помощи специального словаря, форм внешних органов человеческого тела, черт и наружности.23 При задержании человека полицией, составлялось его описание, которое затем сравнивалось со словесными портретами ранее зарегистрированных преступников. Если одноименные признаки совпадали, проводилась дополнительная идентификация посредством антропометрии.

              Чтобы описание, сделанное одним полицейским, было правильно «прочитано» другим, использовались одни и те же термины. Описание одного и того же человека, сделанное разными людьми, должно было быть одинаково. И методика А. Бертильона позволяла это сделать. Последовательность описания по Бертильону следующая: лоб, нос, правое ухо, губы, рот, подбородок, брови, веки, глазные яблоки, глазницы, межглазье, морщины, полнота лица, овал в профиль и анфас.24 Чем больше градаций черт внешности удавалось описать, тем полнее оказывался словесный портрет. А. Бертильон писал: «...до тех пор, пока та или другая анатомическая особенность наружности индивидуума, отличающая его от тысячи других лиц и дающая возможность запечатлеть ее в памяти, не получит точного названия, она остается незамеченной и как бы не существует. Уже давно известно, что мы не можем представить себе того, чего не можем выразить словами, также запечатлеть в мозгу то, чего не можем описать»25. Но все же по словесному портрету лучше всего удавалось выявить разыскиваемого тогда, когда в описании имелось указание на особые приметы или крайние степени выраженности признаков внешности.

            Для того чтобы сделать словесный портрет более значимым для целей розыска, к описанию элементов лица стали добавлять: особенности осанки — положение головы, изгиб шеи, изгиб спины; характеристику походки, жестикуляции; особенности взгляда («бегающий», «угрюмый», «открытый»)26, мимики, бытовые привычки; особенности голоса и речи; покрой, фасон одежды и ее состояние. Методика словесного описания, несмотря на ее четкость и продуманность, оказалась довольно сложной. Только наиболее способные полицейские сотрудники могли полностью овладеть этой методикой и успешно применять ее в ситуациях розыскной работы. Тем не менее, с небольшими усовершенствованиями метод «словесного портрета» сохранился до настоящего времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

            Таким образом, Бертильон первым в мире ввёл научные методы работы в криминалистику. Он предложил и внедрил в практику методы идентификации преступников по измерениям размеров всех частей тела (метод антропометрической регистрации), сигналитической и метрической фотосъёмки на месте происшествия, системного описания внешности человека с помощью специальной терминологии («словесный портрет»). Именно он является изобретателем и создателем картотечных систем регистрации людей по каким-либо физиологическим их признакам с целью и возможностью использования этих картотек для опознания, для установления личности. И во многом, пожалуй, именно успехи изобретённого им антропометрического метода подталкивали первых энтузиастов-исследователей дактилоскопии к созданию системы такой регистрации, которая позволяла бы только при наличии лишь отпечатков пальцев рук находить в больших массивах дактилоскопических карт ту, единственную, которая являлась бы «родной» для дактилокарты, являющейся «запросной». Дактилоскопия, с системой регистрации гораздо более надёжной, и положила конец антропометрическому методу. Многие изобретения Бертильона, в частности «бертильонаж», теперь существует лишь в учебниках по истории криминалистики. Но разработанная им система полицейской фотографии и метод «словесного портрета» живут и сегодня.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

I. Литература:    

  1. Бахтадзе Г.Э. Спорные страницы истории использования исследовательской фотографии в судебно-экспертной практике // Эксперт-криминалист. М.: «Юрист», 2009. № 3. С. 39 - 42.
  2. Душеин С.В., Егоров А.Г., Зайцев В.В. и др. Судебная фотография. СПб.: «Питер», 2005. – 368с.                                                                                                   
  3. Крылов И.Ф.В мире криминалистики: Монография. - Л.: «ЛГУ», 1980. - 279с.  
  4. Полевой Н.С., Устинов А.И. Судебная фотография и ее применение в криминалистической экспертизе.- М.: ВШ МВД РСФСР, 1990. – 205 с.
  5. Рассейкин Д.П. Очерки истории уголовной регистрации. Саратов: «Изд-во Сарат. ун-та», 1976. - 60 с.
  6. Селиванов Н. А., Эйсман А. А. Судебная фотография. - М.: «Юрид. Лит.», 1965. – 96с.
  7. Торвальд Ю. «Век криминалистики» (100 лет криминалистике). - М.: «Прогресс», 1991. - 335 с. 
  8. Юрген Т. Век криминалистики / пер. с нем. Решетников Ф.М. – М.: «Прогресс», 1991. - 323с.

III. Интернет ресурсы:

 

  1. Большая советская энциклопедия. // [Электронный ресурс].URL http://bse.sci-lib.com/article113136.html (Дата обращения: 09.11.13).
  2. Кошманов П.М., Кошманов М.П. Использование разработок признаков почерка в процессе идентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей // [Электронный ресурс].URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=21894 (дата обращения: 06.11.2013).

 

1 Большая советская энциклопедия. // [Электронный ресурс].URL http://bse.sci-lib.com/article113136.html (Дата обращения: 09.11.13).

2 Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. М. 1991. С. 38.

3 Юрген Т. Век криминалистики / пер. с нем. Ф.М. Решетников. М.1991. С. 22.

4 Крылов И.Ф. В мире криминалистики. Л. 1980. С 83.

5 Торвальд Ю. Век криминалистики. М. 1991. С. 42.

6 Бахтадзе Г.Э. Спорные страницы истории использования исследовательской фотографии в судебно-экспертной практике. 2009. № 3. С. 39.

7 Юрген Т. Век криминалистики / пер. с нем. Ф.М. Решетников. М.1991. С. 23.

8 Рассейкин Д.П. Очерки истории уголовной регистрации. Саратов. 1976. С. 60.

9 Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. М. 1991. С. 38.

10 Крылов И.Ф. В мире криминалистики. Л. 1980. С 83.

11 Там же.

12 Бахтадзе Г.Э. Спорные страницы истории использования исследовательской фотографии в судебно-экспертной практике. 2009. № 3. С. 42.

13 Рассейкин Д.П. Очерки истории уголовной регистрации. Саратов. 1976. С. 60.

14 Кошманов П.М., Кошманов М.П. Использование разработок признаков почерка в процессе идентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей // [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=21894 (дата обращения: 06.11.2013).

15 Крылов И.Ф.В мире криминалистики. Л. 1980. С. 110.

16 Там же.

17 Рассейкин Д.П. Очерки истории уголовной регистрации. Саратов. 1976. С. 61.

18 Юрген Т. Век криминалистики / пер. с нем. Ф.М. Решетников. М.1991. С. 23.

19 Душеин С.В., Егоров А.Г., Зайцев В.В. Судебная фотография. СПб. 2005. С. 234.

20 Крылов И.Ф.В мире криминалистики. Л. 1980. С. 83.

21 Селиванов Н. А., Эйсман А. А. Судебная фотография. М. 1965. С.47.

22 Полевой Н.С., Устинов А.И. Судебная фотография и ее применение в криминалистической экспертизе. М. 1990. С. 14.

23  Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. М. 1991. С. 48.

24 Кошманов П.М., Кошманов М.П. Использование разработок признаков почерка в процессе идентификационного экспертно-криминалистического исследования рукописей // [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=21894 (дата обращения: 06.11.2013).

25 Цит. по: Юрген Т. Век криминалистики / пер. с нем. Ф.М. Решетников. М.  1991. С. 23.

26 Крылов И.Ф. В мире криминалистики. Л. 1980. С 101.

Информация о работе А. Бертильон и его роль в развитии криминалистики