Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:20, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение типологии личности преступника с криминологической точки зрения, а также рассмотрение различных подходов к этой проблеме, конечно стоит сразу оговориться, так как они не будут окончательными, ни один из них не претендует на полноту, в силу того что преступность динамическая категория, постоянно усовершенствующаяся и проследить за её новейшими изменениями крайне затруднительно - это требует времени.
Достижение этой цели возможно при помощи решения следующих задачь:
1.Рассмотреть и изучить личность преступника и необходимость типологии.
2.Рассмотреть актуальные проблемы решения типологии личности преступника и найти пути их решения.
3.Рассмотреть и изучить виды типологий.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Личность преступника и необходимость типологии……………..…5
Глава 2. Типология преступников и особенности преступного поведения…11
Глава 3. Виды типологии………………………………………………………18
5. Заключение……………………………………………………………………28
6.Список используемой литературы………………………………………….30
В соответствии с этой типологией преступники делятся на следующие типы:
1. Профессиональный тип.
Самый опасный тип личности. Направленность
личности деформирована и
2. Привычный тип. Для
этого типа характерна
3. Неустойчивый тип. Этот
тип не имеет каких-либо
4. Небрежный тип. В данном
типе преобладает позитивная
направленность личности, т.е. присутствует
минимум негативной
5. Случайный тип. Этот тип характеризуется абсолютной позитивной направленностью, без каких-либо деформаций. Имеет устойчивый уровень правосознания, преступление же совершает только в силу давления жизненных обстоятельств. Преступники данного типа совершают преступные деяния в состоянии сильного душевного волнения, вызванного неправомерным действиями потерпевшего, или с превышением пределов необходимой обороны.
Исследуя личность преступника, возникает весьма сложный вопрос: что именно положить в основу типологии, с целью раскрытия причин преступного поведения применительно к отдельным однородным группам преступников? Как отмечается в литературе, ответ может быть только один: то, что является личностной причиной совершения преступления. Нами разделяется такое мнение. Мы согласны и с тем, что такой ответ не означает игнорирования иных, внешних факторов (причин), способствующих преступному поведению, роль которых в механизме такого поведения может быть значительной. Но коль скоро речь идет о личности преступника и проблемах типологии, необходима именно личностная оценка.
Основное здесь — это мотив преступного поведения. В нем отражается то, ради чего совершаются преступные действия, в чем их личностный смысл для преступника. В мотиве, как замечают некоторые авторы, опредмечиваются потребности и интересы, он формируется под влиянием влечений и эмоций, потребностей, установок. В ходе удовлетворения потребностей мотивы могут изменяться и обогащаться. Поведение обычно полимотивировано, т.е. определяется рядом мотивов, но они не равнозначны. Одни являются ведущими, основными, другие выступают в роли дополнительных. Личность руководствуется, как правило, основными (господствующими, доминирующими) мотивами. Именно в таких мотивах больше всего отражена личность преступника. Она такова, каков мотив ее преступного поведения. Ведь мотив — явление личностное, связанное с индивидуальными особенностями человека.
Иногда в литературе вопрос ставится так: существуют ли специфические мотивы преступного поведения, отличные от всех других мотивов?
Думается, что такие мотивы есть. Возможно, подавляющее большинство мотивов преступлений не является специфическими и могут вызывать иные действия. Все зависит от направленности черт личности, предопределяющих выбор цели и средства ее достижения. Обычно в литературе указывается на то, что в основу типологии преступников должны быть положены мотивы их уголовно наказуемых поступков. При этом, однако, имеются в виду главным образом насильственные и корыстные преступления. Нельзя сбрасывать со счета и другие мотивы — месть, ревность и т.д. Они также могут быть связаны с насилием и корыстью.
Применительно к разным типам преступников можно указать на более или менее характерные для них статистически распространенные черты. Имеется в виду сугубо количественные оценки. Но если объединить весь массив лиц, совершающих преступления, то, по сути дела, кроме вменяемости и так называемого возрастного критерия у них будет лишь одно общее свойство, притом юридического порядка: каждый из них нарушил уголовный закон. Столько же разнообразны и разновидности механизма преступного поведения. В большинстве случаев преступление не происходит спонтанно, оно почти всегда подготовлено более или менее длительным процессом формирования личности, принятия решения и выбора средств для его осуществления. Следовательно, преступлению предшествует ряд этапов психической деятельности личности, которые постепенно формируют направленность преступного действия и его фактическое осуществление. Именно в этом процессе и происходит вычленение преступного поведения из всех других форм поведения. Специфика преступного поведения заключается вовсе не в том, что в нем участвуют (или не участвуют) какие-то особые психические или физиологические механизмы, не характерные для общественно полезного поведения, — механизмы одни и те же. Специфика состоит не в форме, а в содержании функционирования этих механизмов. Любое поведение, в том числе и преступное, есть форма взаимодействия личности со средой, суть которого следующая:
1.Формирование личности с преступной ориентацией;
2.Мотивация преступного поведения;
3.Принятие конкретного решения о совершении преступления;
4.Реализация этого решения, включая совершение преступления и наступление его последствий.
Когда совершается преступление, личность занимает свое место в криминальной ситуации, находится в условиях неблагоприятных жизненных обстоятельств и ее формирование происходит под влиянием негативных явлений и в результате — отрицательно. С мотивацией же связаны потребности и интересы личности, возможности их удовлетворения. Взаимодействие личности со средой происходит в виде оценки, осознания окружающей обстановки, т.е. личность моделирует среду и собственное поведение, а потом принимает решение. При этом личность воздействует на ситуацию в негативном, нежелательном для государства и общества направлении. В итоге совершается преступление, что вызывает ответную реакцию государства и общества. Это — особого рода противостояние, противодействие. Личность преступает закон, государство наказывает ее за это.
Преступное поведение, его мотивация, потребности человека и их удовлетворение всегда связаны с тем, что личность конфликтует со средой, с обществом. Потребности могут быть самыми различными, но при изучении преступного поведения важное значение имеет анализ извращенных потребностей. Многие из них входят в те же группы, что и нормальные потребности, но отличаются от них по содержанию или интенсивности. Например, когда мотив поведения корыстный, извращенными потребностями являются стяжательство, жадность, накопительство и т.д. (это сфера материальных интересов). А если взять, к примеру, сферу социального общения, то можно говорить о таких извращенных потребностях, как стремление к превосходству над окружающими, честолюбие, карьеризм и т.д. К мировоззренческой сфере относятся, скажем, эгоцентризм и/ фанатизм, специфическими извращенными потребностями становятся у некоторых лиц алкоголизм, наркомания и даже определенного рода половая страсть. Особо выделяется (что относится к сфере социального общения) потребность в насилии над личностью. С насилием связаны весьма специфические формы поведения.
Любое поведение личности рассматривается в системе общественных отношений, а отсюда такая проблема, как обязательность поведения. Как пишут ученые, без обязанности вести себя определенным образом нет общественных отношений. Речь идет об общественно значимом поведении; это — поведение, регулируемое социальными нормами и направляемое в интересах как самой личности, так и общества. Основу общественных отношений составляет, наряду с другим, и поведение людей. Именно поэтому содержание общественных отношений можно определить как социально значимое поведение (включающее все виды и формы поведения). Каковы общественные отношения, таково и поведение членов общества. Не соблюдая нужного поведения, личность (люди) вступает в противоречия с обществом. Поведение людей, таким образом, и есть общественные отношения. Регулирование последних — это регулирование поведения.
Исследуя данные проблемы, следует исходить еще и из того, что в социальной практике вырабатываются и поддерживаются определенные нормы поведения людей; поведение, следующее этим нормам, именуется нормативным. Отношение к норме, степень соответствия ей — важная характеристика поведения. Люди сами устанавливают правила поведения. Из этого складываются общественные отношения. Но сами же люди и нарушают эти правила. Происходит это главным образом в результате несовпадения интересов личности и общества. Возникающие таким образом противоречия и вызывают необходимость социальной регламентации поведения — с помощью норм: социальных, в том числе моральных и правовых. Обязательность необходимого поведения закрепляется в норме, представляющей собой веление, закрепляемое в виде правила. Однако поведение людей часто оказывается неравноценным, т.е. отклоняющимся от установленных норм. Это такое поведение, при котором личность допускает различные отклонения от социальных норм, в том числе моральных и правовых, совершает проступки и правонарушения. Естественно, это противоречит интересам тех людей, которые не допускают нарушений, а отсюда и соответствующие социальные последствия. Появляется необходимость предупреждения отклоняющегося поведения.
Особо следует сказать о преступном поведении. Оно явно противоречит интересам общества. Имея в виду именно преступное поведение, в системе правовых норм следует выделять нормы уголовного права. Они и только они непосредственно связаны с оценкой преступного поведения.
Оценивая преступное поведение, надо иметь в виду прежде всего то, что оно не обусловлено образом жизни, в целом характерного для общества, а представляет собой аномалию, патологию, отклонение от общепринятых правил. Для личности, ведущей преступный образ жизни, характерна именно преступная направленность, установка на совершение криминальных действий. В общем, не детализируя понятия, такую личность мы и называем личностью преступника.
Преступное поведение — это своего рода социальный антипод, оно противоречит принципам, требованиям и установкам системы общественных отношений. Это — неприемлемое для общества поведение. Оно наиболее тяжкое отклонение от нормального образа жизни, который в данном случае рассматривается именно как поведенческая категория, как поведение, отвечающее требованиям общества.
Преступное поведение реально существует прежде всего в форме особого мотива. Следует иметь в виду, что мотив означает и глубокую личную причину преступного поведения. Он помогает ответить на вопрос о том, почему личность ведет себя преступно. Мотив раскрывает соотношение между внутренним и внешним миром личности, между ее потребностями и возможностями (способами) их удовлетворения, являясь именно личностной детерминацией преступного поведения. Мотивы преступного поведения всегда тесно связаны с потребностями и интересами личности преступника. Суть отличия преступного поведения в интересах, потребностях, мотивах, целях, взглядах личности. А главное — это потребности и мотивы; это движущие силы преступного поведения. Преступное поведение, как уже отмечалось, характеризует саму личность. Мотивация преступного поведения и личность преступника взаимосвязаны. Личностные черты преступника накладывают отпечаток на мотивацию, а мотивы преступного поведения, закрепившись в уголовно наказуемых действиях, деформируют личность преступника. Все это, однако, не означает, что личность зеркально отражается в мотивации поведения, а мотивация существует в виде обратной проекции на личность. Связь между мотивацией и личностью, как правило, не прямая, а опосредованная. Отсюда и их взаимообусловленность.
Еще два аспекта исследования: уголовно-правовой и социологический.
Личность должна не только усваивать и хорошо знать уголовно-правовые нормы, но и строго следовать их требованиям. Эти нормы имеют практическое значение для формирования личности хотя бы потому, что «предписывают» ей именно непреступную форму поведения.
Основное внимание следует обратить на правильное восприятие, глубокое усвоение личностью социальных ценностей, представляющих собой явления общественной жизни. И это имеет практическое значение. Социальные ценности должны рассматриваться личность с точки зрения того значения, которое им придается обществом.
Заключение
В настоящее время в условиях усиления криминального влияния на общество остро стоит вопрос защиты личности и общества от преступных посягательств. Здесь следует говорить о такой защите, в систему которой входит как социальная, так и правовая профилактика.
Профилактическая защита личности от преступных посягательств интегрируется в систему криминологии, следовательно, социологии и права. Очень важно предупредить возможность личности стать на преступный путь. Занимаясь профилактикой преступности, очень важно выявить преступника, но еще важнее установить того, кто еще не дошел до преступления, но замышляет его и подготавливается к его совершению, реально способен его совершить, в силу свойств своей личности. Профилактика преступности основывается на изучении преступления и личности преступника на основании типологии преступной личности. В этом проявляется важность изучения и развития типологии для общества.
Значение изучения этих проблем очевидно: преступность представляет собой социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения преступлений можно только при комплексном и глубоком изучении всего, что характеризует преступника как индивида, как личность.
Как видим, учение о личности преступника
имеет как научно-
Комплексное и системное изучение личности преступника не должно ограничиваться установлением отдельных признаков, которые часто поверхностно характеризуют личность, а должно проводиться с необходимой глубиной в их взаимодействии, что является гарантией более полного выявления составляющих генезиса личности преступника с целью применения адекватных средств для её коррекции и недопущения совершения ею новых преступлений.