Социаьная адаптация

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 00:48, доклад

Краткое описание

Долгое время и по сегодняшний день высокий уровень преступности и рост криминала является одной из основных проблем Российской Федерации. Большинство преступлений представляют собой рецидив, вследствие чего становится явной проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
В соответствии с УИК РФ на администрации учреждений, исполняющих наказание возлагаются обязанности по трудовому и бытовому устройству осужденных. Подготовка к освобождению начинается за 6 месяцев до истечения срока наказания. С осужденным проводятся воспитательная работа, которая направлена, в частности, на привитие навыков общения с людьми, законопослушного поведения в обществе.

Файлы: 1 файл

сдавать.docx

— 23.32 Кб (Скачать)

Долгое время и по сегодняшний  день высокий уровень преступности и рост криминала является одной  из основных проблем Российской Федерации. Большинство преступлений представляют собой рецидив, вследствие чего становится явной проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

В соответствии с УИК РФ на администрации учреждений, исполняющих наказание возлагаются обязанности по трудовому и бытовому устройству осужденных. Подготовка к освобождению начинается за 6 месяцев до истечения срока наказания. С осужденным проводятся воспитательная работа, которая направлена, в частности, на привитие навыков общения с людьми, законопослушного поведения в обществе.

В результате беседы с осужденным выясняется, нуждается ли он в помощи в трудовом и бытовом устройстве. Осужденный обращается с письменным заявлением, в котором указаны  избранное им местожительство и  желание трудоустроиться через  государственную службу занятости. На основании заявления осужденного  администрация учреждения уведомляет органы местного самоуправления и федеральную  службу занятости по избранному им месту жительства о предстоящем  освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся  специальностях. 
Но как правило на практике, данные обязанности не выполняются или выполняются не в полном объеме.

Протекание социальной адаптации  зависит от множества факторов. Одни из них благоприятствуют успешному «вхождению» лица, освобожденного от наказания, в новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют.

Освобожденному приходится преодолевать  многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или адаптационные проблемы). Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две категории.

Первая категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением  насущных потребностей в жилье, пище, одежде, заработке, т. е. с созданием  внешних условий жизнедеятельности субъекта.

Другая группа проблем  связана с вхождением освобожденного в новую микросреду — семью, трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило, преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в трудоустройстве). Во второй — решающую роль играют личные качества лица и его поведение, т. е. факторы субъективного плана.

И те, и другие проблемы решаются освобожденными по-разному, исходя из сложившихся условий и личных возможностей. А они в определенной мере зависят от возраста, пола, образования, профессии и других социально-демографических параметров личности.

Если говорить об осужденных женщинах и осужденных мужчинах, то женщинам сложнее пройти успешную социальную адаптацию. Это связано с тем  что, женщины более эмоциональные  в жизни чем мужчины. Женщины более сильно переживают о насущных проблемах в жилье, работе. Целесообразно до выхода женщины из ИУ проводить с ней психологическую подготовку к освобождению, целью которой будет являться: снижение агрессии и тревожности по поводу проблем имеющих для данной женщины жизненно важное значение. Улучшению социальной адаптации женщин в постпенитенциарный период могла бы служить организация центров социальной помощи лицам, отбывшим наказание. Если бы государство задумалось о необходимости таких центров, я думаю что преступность бы снизилась.

Повторное осуждение спустя непродолжительное время после освобождения в большинстве случаев означает неудачу социальной адаптации.

Одна из важнейших естественных потребностей человека — потребность в жилище. Основными причинами, вызвавшими жилищные проблемы у освобожденных, явились - утрата права на жилплощадь в связи с осуждением, нежелание возвращаться к семье, распад семьи, отсутствие жилья до ареста.

По закону за бывшими заключенными после освобождения должен осуществляться надзор, производимый полицейскими службами или местным участковым, но только по прибытии осужденного к месту  жительства. Но, по официальным данным половина заключенных, находящихся  в пенитенциарных учреждениях РФ попросту не имеют регистрации. Соответственно за данной категорией лиц, нарушивших закон, существенно осложняется  административный надзор. Среди данной категории граждан особенно часто  можно наблюдать преступный рецидив.

Обстоятельствами, обусловливающими возникновение жилищных проблем у отбывших наказания, являются длительность периода с момента освобождения до получения жилья; прибытие части освобожденных в местность, где отсутствует возможность бытового и трудового устройства. Жилищные трудности вызваны объективными и субъективными причинами. Необходимо было бы ужесточить контроль за фактическим передвижением освобожденных из ИУ лиц, а в некоторых случаях следует рассмотреть возможность сопровождения освобожденных к месту их жительства. Для лиц, не имеющих жилья, было бы целесообразно, используя опыт первых лет Советской власти, создавать в городах специальные общежития гостиничного типа.

Нельзя не сказать о  профессиональной реадаптации, состоящей из множества компонентов (поиск работы или выбор профессии, проблема производственного адаптирования и т.д.).

Большая часть респондентов — речь идет о побывавших в заключении — работала (58,8%), некоторые учились (10,6%). Почти 40% испытали при трудоустройстве серьезные препятствия. И хотя внушительное количество молодых людей (68,2%) владели той или иной профессией, в ряду причин, обусловивших отказ использовать их рабочие руки, чаще всего называлась судимость. Это происходит из-за абсолютного недоверия к бывшим осужденным, а также высокой роли общественного убеждения в том, что они остаются опасными для общества и после освобождения. Еще одной причиной нетрудоустройства осужденных, освободившихся из мест лишения свободы является низкий уровень образования, отсутствие у многих какой либо профессии, а также потеря интереса, отсутствие мотивации и желания для ее получения самим осужденным. Для решения данной проблемы в нашей стране предпринимается очень мало мер, которые реально действовали бы на практике. К сожалению, общество в лице конкретных его представителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложно сориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскую ущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию, способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой для рецидивной преступности.

Почти половина опрошенных экспертов — работники правоохранительных органов (46,9%) — полагают своевременным  формирование фонда материальной помощи бывшим заключенным. По их мнению, это  будет содействовать преодолению  многих трудностей. Однако 37,7% придерживаются прямо противоположной точки  зрения, считая такие финансовые затраты  излишними. Столь же неоднозначно реагируют  эксперты на вопрос, нужно ли создавать  центры социальной реадаптации

Реально оценивая возможности  в оказании содействия вернувшимся  из тюрьмы, 45% сотрудников милиции  указали, что могут в основном помочь им трудоустроиться, но 11,7% практически  признали свою беспомощность в решении  их проблем.

Следствием многолетней  карательной практики государства  явилось массовое убеждение в  неизбежности жестоких репрессий в  борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан  оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем  лучше соблюдается закон, 53% требуют  расширения рамок санкций, предусматривающих  лишение свободы. Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.

Хотя 48,4% респондентов воспринимают их спокойно, позиция многих — свидетельство  настороженности (24,2%) или ярко выраженного  неприятия как потенциальных  преступников (27,8%). Социальную опасность  отбывших уголовное наказание видят реальной около половины опрошенных. Отчетливее всех придерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов, руководители, служащие, горожане, т.е. те, от кого чаще, чем от остальных зависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных связей приемлема только для 8,2%; основная же масса пытается свести всякие контакты до минимума. Примерно 1/5 высказалась совершенно категорично: не желаем иметь рядом с собой бывших заключенных. Здесь явно обнаруживается противоречие мнению большинства (62,6%) о нецелесообразности ограничения места жительства таких граждан.

Воспроизводство нормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачи  социальной реадаптации. Подавляющее число освобожденных стремится вернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения, во многом зависит их дальнейшая судьба.

И в этом плане женщины  опять проигрывают мужчинам. Осужденную женщину никто не будет ждать, выйдя на свободу она заново будет стоить личные отношения. Осужденных же мужчин ждут их жены и девушки. Это вызвано тем что женщины более лояльны, терпимы, не очень категоричны к осужденным в прошлом.

Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются с той же житейской обстановкой, которая так или иначе способствовала их противозаконным поступкам. Если же учесть, что до заключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этих семьях, то нетрудно предположить, что условия реадаптации тут вряд ли будут благоприятными.

Воссоздание нормальных коммуникативных  связей — еще один из важнейших  процессов реадаптации бывших заключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общения чаще ведется в знакомой среде, где легче ориентироваться, получать информацию, находить сочувствие. Заметим, большинство освобожденных вновь попадают в то социальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них.

Между тем, повсеместное отсутствие специальных учреждений, центров, которые  занимались бы реадаптацией отбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию — забота об их благополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые люди после выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формы контроля не отличаются разнообразием: посещения на дому, беседы. Целесообразность подобной превентивности вызывает серьезные сомнения, ибо ставит всех без исключения освободившихся в положение подозреваемых, создает почву для досужих обывательских толков и пересудов, хотя вполне оправданной эта мера выглядит по отношению к рецидивистам или осужденным условно, как и злостным нарушителям режима в период лишения свободы, т.е. тем, кто действительно требует повышенного внимания.

Международный опыт свидетельствует  о целесообразности создания специальной  государственной службы пробации, основной целью которой является содействие социальной адаптации лиц, отбывших наказание, связанное или не связанное  с изоляцией от общества (помощь в восстановлении социально полезных связей, социально-бытовом, трудовом обустройстве, оказание психологической поддержки  и т.п.), и предупреждение совершения ими рецидивных преступлений. Такой  подход в целом снижает уровень  преступности (в том числе рецидивной) в обществе, предупреждает криминализацию личности, уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему и способствует достижению целей наказания.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. предусмотрено  создание в РФ государственной службы пробации, обеспечивающей, в частности, социально-психологическое сопровождение  лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В современных условиях это важно для обеспечения постпенитенциарной адаптации осужденных, эффективного применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и предотвращения рецидивной преступности.

В заключении хотелось бы сказать, что не нужно бросать уже и так брошенных людей. Многие из них пытаются встать на путь исправления, но общество из-за своих предубеждений и стереотипов не дает им исправиться. Необходимо больше внимания уделять лицам, которые совершили преступления впервые, так как из моральные ценности еще не сильно деформировались в заключении. И соответственно социальная адаптация пройдет успешнее.


Информация о работе Социаьная адаптация