Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:40, курсовая работа
Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Существует несколько аспектов в понимании понятия "норма". Норма - это а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Социальная сущность девиантного поведения……………………………..5
2. Виды девиантного поведения………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….18
18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ СПЕЦИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННОГО, ГРАЖДАНСКОГО И
ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «КРИМИНОЛОГИЯ»
на тему: «Преступность и иные формы девиантного поведения (алкоголизм, наркомания, проституция)»
Выполнил студент Ю з.с. -10 | Мордвинова Я.В. |
№ |
|
Преподаватель | К.ф.н., доцент Гелашвили И.Н. |
Дата сдачи работы методисту факультета: | _______________ |
Дата поступления работы на кафедру: | _______________ |
Дата защиты: | _______________ |
Оценка: |
|
Балашиха – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Социальная сущность девиантного поведения……………………………..5
2. Виды девиантного поведения………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. Существует несколько аспектов в понимании понятия "норма". Норма - это а) оптимальное состояние объекта, предполагающее наиболее устойчивое его существование, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования; б) исходное начало для сравнения (оценки) данных; в) отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий); г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий).
Отклоняющееся (или девиантное) поведение (от лат. deviatio - отклонение) - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным нормам или нормам психического здоровья. Социальная норма - предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Психическая норма - общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявлений психической активности человека.
Какое же поведение следует считать нормальным. От ответа на этот вопрос зависит то, как следует определять отклонение, какой смысл нужно вкладывать в это понятие и, главное, в каких случаях поведение человека можно расценивать как "отклоняющееся".
Объективного ответа на этот вопрос не существует. Он зависит исключительно от тех критериев нормы, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов. Например, поведение людей, выразителей определенных передовых политических взглядов, вначале может быть расценено обществом, отторгающим эти взгляды, как девиантное.
Отклонение в поведении – девиантное поведение – является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения. Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1) дать определение понятию девиантное поведение;
2) рассмотреть виды девиантного поведения.
1. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личного социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение – это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права.[1]
Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако, девиантное отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.
Нормы – правила поведения, принятые в том или ином обществе и существующие как в законодательных актах, так и на уровне бытового сознания. Таким образом, нормы – это не только предписания, указывающие на социально одобряемые алгоритмы поведения и наказания за нарушения данных алгоритмов, но и отражение фактического поведения.[2]
Соответственно, любое поведение, отклоняющееся от существующих общественных правил, девиантное поведение, трактовалось как недопустимое. Следовательно, девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением.
У истоков изучения девиантного поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились».[3]
Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана, прежде всего, Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению.
Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями»[4], а Д. Уолш утверждает, что «социальное отклонение – это в значительной степени приписываемый статус»[5], то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение – это не внутреннее, присуще определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций.
Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.
Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А. Аванесов: «Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам»[6], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.
Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.
Как пишет профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, «девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий». Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет 3 основных компонента девиации:
1) человека, которому свойственно определенное поведение;
2) норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного;
3) другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.[7]
Таким образом, под девиантным поведением понимают:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
2. ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.[8]
Девиантное поведение может выражаться в форме:
а) поступка (ударить человека по лицу);
б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:
преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.
пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.
самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).[9]
Преступность
Преступление – это противотравное, виновное наказуемое общественно-опасное деяние, посягающее на охраняемые законом общественные отношения и приносящие им существенный вред. Проступок- это то же противоправное и виновное деяние, но не представляющее большой общественной опасность. Проступки регулируются нормами административного, гражданского, трудового и др. отраслями права. Правонарушение в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей манере поведения, сквернословии, драчливости, мелком воровстве, пьянстве, бродяжничестве.