Предмет, система и история криминологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:12, контрольная работа

Краткое описание

Криминология является сравнительно молодой наукой. Как самостоятельное научное направление она появляется во второй половине ХIХ в. Дословно криминология — это учение о преступлении (crimen — преступление и logos — учение).
В предмет криминологии входят четыре основные проблемы. 1. Преступность — специфическое социальное явление, выраженное совокупностью совершенных преступлений в данном государстве (или регионе) за определенный период времени. 2. Личность преступника — специфическое социальное качество, своеобразный продукт негативного процесса социализации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

К началу ХХ в. на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. С этого момента на развитие криминологии сильное влияние оказало социологическое учение Э. Дюркгейма, представленное теорией социальной дезорганизации. Преступность и ее причины трактовались главным образом в социальном аспекте. Наиболее известными теориями этого этапа являются: теория социальной дезорганизации, теория аномии, теория дифференциальной связи.

Со второй половины ХХ в. стала ощущаться недостаточность  одностороннего биологического или  социологического объяснения природы  преступности общества и человека. В криминологии складывается несколько  теорий, в которых проблему преступности стали объяснять на основе сочетания (интеграции) положений обоих направлений. Появляется так называемая современная криминология, которую характеризуют такие известные теории, как интеракционизм, конфликт культур; стигматизация.

6. Биологические теории  преступного поведения 

Как самостоятельная  наука криминология стала развиваться  под влиянием философского направления  позитивизма. Для позитивизма характерна сильная уверенность в том, что  с помощью методов научного анализа  можно получить точную и надежную информацию о действительных причинах разных явлений и таким образом  решить социальные проблемы. Центральное  место в таких методах должно принадлежать наблюдению.

Первым представителем периода позитивизма в криминологии считается итальянец Чезаре Ломброзо, которого иногда называли «отцом криминологии». Он заложил основы изучения преступников, используя знания биологии и теории эволюции.

Работая тюремным врачом, он исследовал физиологические  свойства как заключенных, так и  не преступников, уделяя значительное внимание строению черепа. Результатом  его изысканий стала книга  под названием «Преступный человек» (1876), в которой он сформулировал  теорию прирожденного преступника. Главная мысль его теории состояла в том, что преступники представляют собой определенный регресс в развитии человека, такой его подвид, который имеет явно отличительные физические и психические свойства. Не ограничившись констатацией общих черт (атавизмов) прирожденного преступника, Ломброзо предложил типологию, в которой каждому виду приписывались соответствующие неповторимые черты. В ней были выделены убийцы, воры, насильники, мошенники.

Вслед за этой теорией появились другие теории, объясняющие склонность к преступному  поведению в связи со строением  тела (теория конституциональной предрасположенности), с эндокринными особенностями и  др.

Продолжением  позитивистского направления в  криминологии стал психологический подход к объяснению преступного поведения. Он выразился в стремлении ученых отыскать психофизиологическую предрасположенность к преступному поведению. По их мнению, проникновение в мотивы, которыми руководствовались преступники, совершая убийства, кражи и т. п., давало ключ к разгадке истинных причин преступления. Чувства, эмоции они называли всего лишь затуманенной разновидностью мышления. В ХХ в. под влиянием работ Зигмунда Фрейда криминологи стали пытаться проникнуть с помощью психологических методов в инстинкты и побуждения преступника, дойдя до подсознательных чувственных глубинных слоев его личности. Конфликты, лежащие в сфере подсознательного, были названы истинной причиной совершаемых преступлений.

К психологическому направлению относится теория опасного состояния, основы которой сформулировал Рафаэль Гарофало, судья г. Неаполя. Резко критикуя институт наказания, основанный на принципе справедливости, пренебрежительно называя его «тарифной системой наказания», он предложил учитывать только степень вреда, причинение которого можно ожидать от преступника, т. е. степень его способности к преступлению. Именно вероятность совершения лицом преступления, вытекающая из сочетания биологических и психических состояний человека, и легла в основу понятия «опасное состояние личности». В своих работах, в частности в книге «Криминология» (1884), он приходит к заключению, что нужно отказаться от установления определенных наказаний для привычных преступников и применять к ним заключение в особых заведениях на неопределенный срок. В современный период эта теория продолжила свое развитие в рамках так называемой клинической криминологии.

7. Социологические  теории преступного  поведения 

К началу ХХ в. на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. Его наиболее известными теориями являются социальная дезорганизация, дифференциальная связь, стигматизация.

Теорию  социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм, профессор Сорбонны. В книге «Метод социологии» (1896) он обосновал тезис о том, что преступность не только нормальное социальное явление, но и что преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое тело в среде общества. В другой своей работе «Самоубийство» (1898) он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномия (безнормие). Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормально же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Если у преступника отнять возможность совершить противоправный поступок, то как сможет проявить себя гений, идеи и поступки которого также нужно признать отклонением от нормы. В обществе, где существует социальная сплоченность и человеческая солидарность, преступность находится на низком уровне. Но под воздействием чрезмерного технического прогресса и экономизации личного успеха начинают ослабевать фундаментальные нравственные чувства, на которых основаны социальные нормы, объединяющие общество. Последние теряют свое значение как рамки, сдерживающие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Таким образом, государство должно стремиться сохранять социальную сплоченность, основанную на солидарности индивидуальной и коллективной морали, препятствуя чрезмерной экономизации общественной жизни.

Теория  дифференциальной связи была предложена американским криминологом профессором Иллинойского университета Эдвином Сатерлендом, изложившим ее основы в работе «Принципы криминологии» (1939). Популярности теории в значительной степени содействовала ее привлекательность с точки зрения здравого смысла, поэтому она получила свое второе название теории «плохой компании». Согласно данной теории преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь.

Теория дифференцированной связи исходит из следующих положений.

  • Преступному поведению учатся.
  • Научение преступному поведению происходит главным образом в группах, где отношения имеют непосредственный, личный характер.
  • Возможность того, что индивид изберет систематическое преступное поведение, обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с моделями такого поведения.
  • Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.
  • Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.

Теория  стигматизации  основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации.

Эта теория знаменует буквально переворот  в традиционном криминологическом  понимании преступности, ибо отстаивает тезис, что социальный контроль порождает  клеймение, а значит, и преступление. Данный тезис действительно парадоксален: борьба с преступностью, попытка  предупредить правонарушение на самом  деле создают их.

Развитие  теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.

Теория стигматизации  весьма популярна среди западных криминологов. В теоретическом плане  ее развитие, вероятно, пока не закончилось. Сегодня, например, можно задать в  адрес этой теории следующие вопросы: исчезли бы негативные отклонения, если бы отменили социальный контроль, т. е. перестали бы люди убивать, воровать, насиловать, если бы отменили уголовный  закон? Почему есть преступники, которые  никогда не были пойманы и, следовательно, никогда не клеймились?

8. Современная зарубежная  криминология

Современную зарубежную криминологию трудно охарактеризовать с помощью какой-либо наиболее распространенной теории или даже группы теорий. По образному  выражению американского криминолога  Малиновского, существует много криминологов и много криминологий. Среди юристов  вряд ли найдется специалист, который  бы не считал себя хоть немного криминологом. С другой стороны, профессионально  занимающиеся криминологией (исследованиями) ученые стараются дистанцироваться от права, стыдливо скрывая свое юридическое  происхождение. При таких условиях количество криминологических (или  называемых так) теорий катастрофически  растет.

Условно можно  подразделить описанные в научной  литературе современные теории на две  группы: модернистские (прежде всего теория «конфликта культур», радикальная или критическая теории) и постмодернистские (феминистическая, теория «восстановленного стыда» или «уменьшающих преступность человеческих ценностей», конститутивная). Рассмотрим некоторые из них.

Конфликты между группами, классами и обществами являются мощными импульсами, порождающими социальные изменения. Если их не разрешать с помощью цивилизованных социальных методов, то они ведут к отклоняющемуся поведению и в конечном счете порождают преступность. Первым из ученых, попытавшихся на основе конфликта описать происхождение преступности, был Т. Селлин. Согласно его теории «конфликта культур», к преступлению ведут две цепочки конфликтов ценностей: внешних и внутренних. Внешние конфликты ценностей являются результатом социальной дифференциации (или стратификации) в рамках одной социальной системы. Они возникают вследствие столкновения различных ценностных ориентаций, присущих различным социальным группам, интегрированным в одно общество. Например, между ценностями культур аборигенов и мигрантов, сельских и городских жителей, представителей титульной нации и наиболее распространенных диаспор. Внутренний конфликт культур означает такое столкновение ценностей на индивидуальном уровне и представляет собой неудавшийся процесс усвоения культурных норм человеком, до этого относящимся к иной культурологической группе. Так, этнически смешанный брак может породить конфликт между культурными ценностями, по-разному оценивающими конкретный вид поведения, например сексуального, которых пытается придерживаться один из супругов (например восточный мужчина и европейская женщина).

Радикальная (или критическая) теория основана на конфликте в борьбе за власть, будь то власть экономическая, политическая. В ней подчеркивается, что криминализируется поведение тех, кто лишен власти, теми, кто ее имеет. В этой теории криминологические проблемы ставятся в зависимость от решения основных социальных и политических вопросов и заостряется внимание на том, почему одни люди в социальном процессе объявляются преступниками, а другие нет. Известно, что преступления совершают представители всех слоев населения. Однако в орбиту уголовной юстиции попадают представители низшего слоя. Удачливые преступники гораздо реже привлекаются к ответственности. К ним можно отнести организованных преступников, тех, кто совершает экономические, экологические правонарушения, лиц, облеченных властными полномочиями, совершивших политические преступления.

Основным  конфликтом в современном обществе объявляется конфликт между господствующим и рабочим классами (поэтому нередко  к этой теории относят марксистскую теорию преступности). Располагая экономической  мощью, господствующий класс использует ее как инструмент управления обществом. Поэтому криминализируется лишь поведение, которое противоречит его  интересам. «Преступления господ, противозаконные  деяния власть имущих не квалифицируются  как преступления, потому что у  капиталистов достаточно власти, чтобы  не допустить собственной криминализации. Правопорядок — это система, созданная  классом капиталистов для обеспечения  своих интересов» (Quinney).

Главная задача представителей этой теории состоит  в резкой критике существующей системы  с целью ее ликвидации. Уголовное  законотворчество и уголовная юстиция  должны быть разоблачены в ложности устремлений защищать общественные интересы. Поскольку либеральные  реформы только укрепляют капиталистическую  систему, сама идея либерализма объявляется  вредной. После свержения капитализма  законы в их нынешней форме станут ненужными, как, впрочем, и уголовная  юстиция с ее правопорядком, и  само государство. В новом равноправном обществе будет обеспечено демократическое  участие всех в жизни общества, а споры и конфликты станут разрешать малые общины с помощью  местных судов. Радикальная теория дистанцируется от криминологии, имевшей  место в странах победившего  социализма (в частности в СССР). Основной довод состоит в том, что в СССР и странах так называемого соцлагеря было построено не социалистическое, а государственно-капиталистическое общество, которое ведет свое государственное хозяйство как монополистически капиталистическое предприятие (Greenberg).

Информация о работе Предмет, система и история криминологии