Правоотношения, виды правоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 23:58, контрольная работа

Краткое описание

1. Дайте понятие «правоотношение». Назовите виды правоотношений и дайте их характеристику.
2. Дайте понятие «форма государства». Охарактеризуйте форму правления – республика (президентская, парламентская, смешанная).
Задача: Министерству юстиции, правотворческий орган поручил упорядочить нормативные правовые акты последних 5 лет, без изменения их содержания в соответствующем собрании, что и было сделано. Министерство юстиции с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами высших органов законодательной и исполнительной власти страны за указанный период издало это собрание, на что официального одобрения правотворческого органа не было.
Имело ли право Министерство юстиции выпускать собрание без официального одобрения правительства? Будет ли признано выпущенное собрание?

Файлы: 1 файл

ДКР Общая теория права.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Форма государства – способ организации структуры государства, его органов; способ осуществления государственной власти, выражающийся в форме правления, форме государственного устройства и политическом режиме.

Под формой правления понимается способ организации государственной власти, ее взаимоотношения с другими государственными органами и гражданами (подданными).

Понятие формы  государства относится к важнейшим  его характеристикам. Оно позволяет  установить, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов.

Форму правления  не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом  государства. Все вместе, эти три  характеристики дополняют друг друга  и описывают форму государства.

В различных  периодах истории форма правления  имела различный смысл. Так, в  аграрном обществе значение формы правления  сводилось лишь к определению  того, каким образом замещается должность  главы государства — в порядке  наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, форма правления показывает:

как создаются  высшие органы власти в государстве,

их структуру,

какие принципы лежат в основе взаимодействия между  государственными органами,

как строятся взаимоотношения  между верховной властью и  рядовыми гражданами страны,

в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

По форме  правления государства делятся  на монархии и республики.

Республика  – такая форма правления, при которой верховная власть избирается на определенный срок.

Для республиканской формы правления характерны следующие юридические признаки:

1) высшие органы  власти формируются путем выборов  на определенный срок, либо должности  в них замещаются путем назначения  на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные  лица несут политическую и  юридическую ответственность за  невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них  полномочий. Эта ответственность  выражается в форме отставки  правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится  к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или  демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

Выделяют два основных вида республик: президентскую и парламентарную. Различие между этими двумя формами проводится в основном по порядку формирования правительства и его ответственности. Все другие признаки относятся к дополнительным.

В президентской  республике глава государства самостоятельно решает вопрос о формировании правительства, свободен в выборе министров и  может уволить любого члена правительства  в отставку или расформировать весь состав правительства. Парламент в президентской республике не имеет полномочий, касающихся формирования правительства, и последнее не несет ответственности перед парламентом. Кроме того, глава государства не обладает правом роспуска парламента, а парламент вправе возбудить вопрос об отрешении президента от должности в предусмотренных конституцией случаях. В этом виде республики президент нередко совмещает свой пост с должностью главы правительства.

В парламентарной республике правительство формируется  парламентом (партией, имеющей парламентское большинство), и оно несет ответственность за свою деятельность перед ним. Это означает, что парламент вправе объявить вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену, и это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства.

К числу президентских  в настоящее время относятся  США, Бразилия, Сирия, Мексика Франция  и др. К парламентарным республикам - Италия, Турция, Финляндия и др.

В "чистом" виде президентские и парламентарные республики сегодня встречаются редко. Широко используются смешанные формы, например, полупрезидентские или полупарламентарные республики. В таких моделях либо ограничивается власть парламента и усиливается исполнительная власть или, напротив, снижается роль президента. Например, в президентской республике устанавливается ответственность некоторых министров перед парламентом (Уругвай, Колумбия и др.), а в парламентарных республиках ограничивается вотум недоверия, который вправе вынести парламент, в частности, путем установления повышенного кворума (например, ФРГ).

Для республиканской  формы правления характерны следующие  юридические признаки:

1) высшие органы  власти формируются путем выборов  на определенный срок, либо должности  в них замещаются путем назначения на определенный срок. Это означает, что в республике нет несменяемых должностей, и они не могут передаваться по наследству.

2) должностные  лица несут политическую и  юридическую ответственность за  невыполнение или ненадлежащее  выполнение возложенных на них полномочий. Эта ответственность выражается в форме отставки правительства, роспуске парламента и т.д.

Республиканская форма правления также относится  к одной из древних. Республики были и в рабовладельческом мире, при  феодальном строе (аристократическая  республика в Древнем Риме или демократическая в Древней Греции, Новгородская и Псковская республики в феодальной Руси).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

68. Задача

Министерству юстиции, правотворческий орган поручил упорядочить нормативные правовые акты последних 5 лет, без изменения их содержания в соответствующем собрании, что и было сделано. Министерство юстиции с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами высших органов законодательной и исполнительной власти страны за указанный период издало это собрание, на что официального одобрения правотворческого органа не было.

Имело ли право  Министерство юстиции выпускать  собрание без официального одобрения  правительства? Будет ли признано выпущенное собрание?

Логика решения.

- Определить, как  называется деятельность, в данном случае министерства юстиции, по упорядочению законов и других нормативно-правовых актов.

- Установить, имело  ли право министерство юстиции  выпускать собрание без официального  одобрения правительства.

- Выяснить, будет  ли признано выпущенное собрание.

Решение

Для удобства пользования  нормативными актами и их совершенствования  осуществляется систематизация законодательства, то есть его обработка с целью  приведения в единую, согласованную  систему.

Различают несколько  видов, способов, форм систематизации. В современной правовой практике используются: учет нормативных актов, инкорпорация, консолидация, кодификация, свод законов.

В данном случае деятельность министерства юстиции  будет называться официозной инкорпорацией.

Инкорпорация  представляет собой подготовку и издание различного рода сборников (собраний) нормативных актов без изменения их содержания и непосредственно базируется на учете. При этом могут инкорпорироваться все изданные акты – как действующие, так и утратившие силу или только действующие. Официозными являются собрания актов законодательства, подготавливаемые по поручению правотворческого органа, но издающиеся без официального утверждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников:

 

  1. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права / А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский. – Мн.: ТЕСЕЙ, 2002 г.- 639 с.

 

  1. Дмитрук, В.М. Теория государства и права / В.М.Дмитрук. - М.: Новое знание, 2005. – 184 с.

 

  1. Основы права: учеб.пособие / С.Г.Дробязко, Т.М.Шамба, Г.А.Василевич и др.; под ред.В.А.Витушко, В.Г.Тихини, Г.Б.Шишко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 784 с.
  2. Основы права /под ред.В.А.Витушко, В.Г.Тихини, Г.Б.Шишко/.- Мн. Алмафея, 2002 г.- 647 с.

 

  1. Основы правовых знаний / под ред. Г.А.Василевич. – М.: Нар.асвета, 2007. – 190 с.

 

  1. Политология /под ред.В.А.Бобкова, Браима И.Н.- Мн. Алмафея, 2000. -348 с..

 

 


Информация о работе Правоотношения, виды правоотношений