Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 21:51, лекция
Криминология - буквально означает учение (logos) о преступлении (crimen).
Криминология — самостоятельная социально-правовая наука.
Специфика криминологического подхода к познанию того, что составляет предмет этой науки, состоит в следующем: криминология изучает преступность и связанные с нею явления как социально-правовую реальность.
К началу ХХ в. на смену биологическому позитивизму в криминологии приходит социологический позитивизм. Его наиболее известными теориями являются социальная дезорганизация, дифференциальная связь, стигматизация.
Теорию социальной дезорганизации сформулировал Эмиль Дюркгейм, профессор Сорбонны. В книге «Метод социологии» (1896) он обосновал тезис о том, что преступность не только нормальное социальное явление, но и что преступник вовсе не антисоциальное существо, не особого рода паразит, не чуждое тело в среде общества. В другой своей работе «Самоубийство» (1898) он обосновал вывод о том, что в основе состояния дезорганизации общества лежит аномия (безнормие). Рассматривая преступность как разновидность отклоняющегося поведения, он называл ее нормальным фактором общества, так как избежать такого поведения нельзя, поскольку в обществе имеется огромное количество разнообразных видов поведения. Нормально же она в том смысле, что общество без преступлений станет стагнировать. Преступность, таким образом, была включена в число основных условий социальной организации. Если у преступника отнять возможность совершить противоправный поступок, то как сможет проявить себя гений, идеи и поступки которого также нужно признать отклонением от нормы. В обществе, где существует социальная сплоченность и человеческая солидарность, преступность находится на низком уровне. Но под воздействием чрезмерного технического прогресса и экономизации личного успеха начинают ослабевать фундаментальные нравственные чувства, на которых основаны социальные нормы, объединяющие общество. Последние теряют свое значение как рамки, сдерживающие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Таким образом, государство должно стремиться сохранять социальную сплоченность, основанную на солидарности индивидуальной и коллективной морали, препятствуя чрезмерной экономизации общественной жизни.
Теория дифференциальной связи была предложена американским криминологом профессором Иллинойского университета Эдвином Сатерлендом, изложившим ее основы в работе «Принципы криминологии» (1939). Популярности теории в значительной степени содействовала ее привлекательность с точки зрения здравого смысла, поэтому она получила свое второе название теории «плохой компании». Согласно данной теории преступному поведению обучаются у тех, с кем есть связь.
Теория дифференцированной связи исходит из следующих положений.
Преступному поведению учатся.
Научение преступному
Возможность того, что индивид
изберет систематическое
Лицо становится деликвентом в результате преобладания у него оценок, благоприятствующих нарушению закона, над оценками, не благоприятствующими этому.
Процесс обучения преступному поведению включает в себя все механизмы, действующие в процессе любого другого обучения.
Теория стигматизации основана на гипотезе, что индивид формируется в преступника потому, что общество «поручает» ему такую роль. Американский ученый Ф. Танненбаум в работе «Преступность и общество» (1938) предпринял попытку доказать, что неправильная реакция общества на отклоняющееся поведение и есть тот фактор, который такое поведение обусловливает. По сути, речь идет о криминализации человека самим обществом, своеобразном клеймении его в связи с фактами неблаговидного поведения. Логика позиции Танненбаума состоит в том, что если подростка начинают оценивать негативно, то он постепенно утрачивает позитивные качества, свойственные любому человеку. Многие общественно опасные деяния совершаются подростками как шалость, а воспринимаются окружающими как проявление злой воли и оцениваются как преступления. Концепция Танненбаума лежит в основе теории стигматизации.
Эта теория знаменует буквально
переворот в традиционном криминологическом
понимании преступности, ибо отстаивает
тезис, что социальный контроль порождает
клеймение, а значит, и преступление.
Данный тезис действительно
Развитие теории стигматизации продолжилось в работах американских криминологов Т. Селлина и Г. Беккера. В книге Беккера «Аутсайдеры: социологическое исследование отклоняющегося поведения» (1963) так описывается картина преступной карьеры. В большинстве случаев первичное нарушение социальных норм носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или удовольствие, связанное с самими действиями или их результатами. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника, формально на срок судимости, фактически навсегда. В последующем происходит активная реализация социального статуса зэка, которым общество заклеймило осужденного, и он совершает серию преступлений. Пиком преступной карьеры является вступления человека в банду преступников, в которой максимально реализуются его криминальные возможности.
Теория стигматизации весьма
популярна среди западных
Криминология как наука
1) дореволюционный (до 1917 г.);
2) период становления советской криминологии (1917–1930 гг.);
3) период с 1930 по 1990 гг.;
4) современный (считая с распада СССР и по настоящее время).
Отечественная криминология в дореволюционный период активно воспринимала многие передовые идеи представителей различных школ и вносила свой вклад в исследование проблем преступности. Предвестниками отечественной криминологии были ученые и общественные деятели, жившие до официального рождения этой науки. Среди них следует упомянуть известного общественного деятеля XVIII в. А. Радищева, который впервые для России выявил показатели, характеризующие как виды преступлений, так и лиц, их совершивших, мотивы и причины совершения ими преступлений и предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин.
В разной степени вопросами преступности занимались А. Герцен, Н. Добролюбов, В. Белинский, Н. Чернышевский, критиковавшие общественный строй России и преступность как порождение этого строя.
В начале XIX в. глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К. Ф. Герман. Известные юристы И. Я. Фойницкий, Г. Н. Тарновский, Н. С. Таганцев и др. рассматривали преступность в тесной связи с уголовно-правовой проблематикой, особо обращая внимание на понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины. Опираясь на работы антропологической школы в зарубежной криминологии, дореволюционный юрист и ученый Д. А. Дриль отмечал влияние на совершение преступлений кроме особенностей психофизической природы человека также внешних воздействий на него, разделяя взгляды отечественных сторонников социального понимания преступности. В России появилась классическая школа.
В русской криминологии конца XIX – начала XX вв. происходили те же процессы роста, что и в современной ей зарубежной криминологии.
В России криминология традиционно развивалась в рамках уголовного права по социологическому направлению. Началу ее развитию положили такие видные российские ученые как профессора Духовской; Люблинский; Гернет и др., которые в своих работах уделяли значительное внимание вопросам профилактического воздействия на преступность. Так, еще в 1832 году система предупреждения преступности и преступлений в царской России была оформлена в виде Устава, который в последующие годы существенно обновлялся.
Отрицательное отношение к жестокости
наказания, примат человеческой морали,
осознание необходимости
В последней трети 19 столетия в России и ряде европейских стран появились статистические исследования преступности, были предприняты попытки научного осмысления влияющих на нее факторов, была определена позиция, отрицающая сведение многообразных причин преступности к какой-нибудь одной, главенствующей среди них; описаны специфические географические особенности преступности. В частности, отмечена повышенная в тот период преступность в Пермской губернии, объяснявшая ее соприкосновенностью с Сибирью, дававшей приток беглых каторжников; был увязан рост преступно с "неблагоприятными общественными отношениями, делающими из одного человека раба, а из другого - тирана", отсутствием прочного материального обеспечения, развращающих, людей нищетой и бедностью.
Становление криминологии в России
как относительно самостоятельной
науки отмечено в 19 веке, когда преступность
начала систематически изучаться в
рамках социологической школы
Проблема преступности в 19 веке вызвала интерес и у некоторых науки русского уголовного права. Так Духовской и Фойницкий, например, поставили перед наукой уголовного права задачу изучения не только преступности и её причин , но и разработку средств её предупреждения. При этом ими были классифицированы сами факторы преступности на физические личные и социальные, причём левое крыло этой школы, а именно российская группа Международного союза криминалистов в составе Гернет, Исаева, Полоионского и Трайнина в своих работах стремились связать причины преступности с природой капиталистического строя, с классовой борьбой, с условиями жизни в России.
Необходимо отметить, что указанных и других выдающихся юристов России того времени, таких как Таганских, Фойницкий, Чубинский и др. не смотря какого бы направления они не придерживались, объединяет общность взглядов на существование основных причин преступности и задачи наказания преступников, стремление выработать, с их точки зрения, радикальные меры, которые бы обеспечили более или менее эффективную борьбу с преступностью.
Антропологическое направление уголовного права не нашло в России такого распространения, как на Западе. Из известных юристов, тяготеющих к антропологам - последователям Ломброзо, можно назвать Д.А. Дриля (1846-1910). В учении антропологов его привлекала главным образом неудовлетворенность догматическими пострениями классической школы уголовного права, забывавшей в своих чисто юридических схемах живого человека, вставшего на путь преступлений. Дриль поставил целью своей жизни помочь этим несчастным. Отсюда его особое внимание к индивидуальным факторам преступности, которые в противоположность западноевропейским антропологам он полностью подчинял факторам социальным. Источником преступности, по его мнению, являются всегда два основных фактора - личное и социальное, причем второе определяет первое. Эта мысль проходит через все его основные работы: "Преступный человек" (1882 г.), "Малолетние преступники" (т. 1 - 1884 г., т. 2 - 1888 г.), "Психофизические типы в их соотношении с преступностью" (1890 г.), "Преступность и преступники" (1899 г.), "Учение о преступности и мерах борьбы с ней" (1912г.).
Эпоха с 1917 по начало 1930-х гг. отличалась жесткой партийной борьбой и окончилась с началом массовых репрессий; криминологические проблемы исследовались в рамках уголовного права, а криминология считалась отраслью уголовного права. В этот период она была тесно слита с родственной ей криминалистикой и судебной медициной: в 1922 г. в Саратове был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы при Управлении местами заключения; с 1923 г. в Москве, Киеве, Харькове, Одессе появились кабинеты по изучению личности преступника; в 1925 г. был создан Институт по изучению преступности и преступника при НКВД.
В 1929 г. криминология как наука прекратила свое существование. Это было связано с политическим тезисом, что в СССР построен социализм (а при социализме преступность отмирает). Был сделан вывод, что криминология больше не нужна.
В период с 1930 по 1940 гг. криминологические исследования имели полузакрытый характер, продолжались по отдельным проблемам борьбы с преступностью, были направлены на выявление врагов народа и организовывались правоохранительными органами.
В первое послереволюционное десятилетие в стране в какой-то мере еще сохранилась гласность. В системе статистики выделялся особый раздел - "моральная статистика", в котором, в частности, отражались сведения о преступлениях и преступниках, что создавало крупномасштабную эмпирическую базу для криминологических исследований.
По всей стране при различных ведомствах действовали кабинеты и клиники по изучению преступности и преступника. Их было всего двенадцать, но они оказали существенное влияние на развитие криминологических идей и становление криминологии как самостоятельной науки. Эти кабинеты были организованы при различных учреждениях и имели различные цели и задачи. Так, в Саратове в 1922 году при управлении мест; заключения был создан кабинет криминологической антропологии и судебно-медицинской экспертизы. В 1923 г. при Мосздравотделе был образован Московский кабинет по изучению личности преступника и преступности. В 1924-1925 гг. криминологические кабинеты были организованы в Харькове, Одессе, 1925 при Леноблсуде , 1926-1930 гг. - в Ростове-на-Дону, Баку , Тифлиссе. Криминологические исследования проводились также в учебных заведениях юридического профиля. В 1920 г. при МГУ был создан Институт советского права, при котором в 1921г. был образован отдел криминологии, в котором действовала секция судебно-карательного права с кабинетами: уголовной этиологии и статистики, судебной экспертизы и криминальной антропологии. В 1924г. на юридическом факультете Киевского института народного хозяйства была создана криминальная клиника, а в Московском психоневрологическом институте - специальный отдел криминальной психологии.