Понятие и основные черты преступлений среди военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:30, контрольная работа

Краткое описание

Вооруженные Силы России - не изолированный социальный механизм, а органическая и неотъемлемая часть нашего общества. В условиях резко обостряющихся общественных противоречий, постоянно углубляющихся дезинтеграционных процессов происходит резкое падение престижа и популярности воинского труда, растет число правонарушений, совершаемых военнослужащими всех категорий: от рядового до генерала.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1.Понятие и основные черты преступлений среди военнослужащих......4

2. Причины преступности среди военнослужащих...................................6

3. Предупредительные мероприятия в вооружённых силах...................10

Заключение ............................................................................................................16

Список использованной литературы...................................................................17

Файлы: 1 файл

Криминология реферат Преступность среди ВС.docx

— 34.24 Кб (Скачать)

     Среди профилактических мер непосредственно  в Вооруженных Силах следует  выделить:

     1) переход на призыв в Вооруженные  Силы один раз в году с  тем, чтобы сломать традиционную  возрастную градацию среди военнослужащих;

     2) повышение призывного возраста  до 21 года или хотя бы до 20 лет.  Психологи утверждают, что окончательно  личность человека формируется  только к 21 году. Возникает очень  сложная проблема. Мы даем человеку  в руки оружие и приказываем  выполнять боевую задачу, связанную  в последнее время с участием  в вооруженных конфликтах, т.е. с применением боевого оружия «на поражение», причем никто не задумывается о социальных и психологических последствиях для молодого человека, так как окончательно формирование его как личности еще не завершено. Кстати, во многих странах мира призывной возраст как раз равен 20-21 годам (Турция, Швейцария).

     3) совершенствование института офицеров-воспитателей, чтобы военнослужащим, особенно  в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в  трудную минуту. Так, 13% военнослужащих  отметили, что за время их службы  были периоды, когда жизнь казалась  им невыносимой и они были готовы «свести с ней счеты». Офицеры-воспитатели должны быть тесно связаны с военкоматом, откуда призывались юноши, знакомиться с личными делами призывников;

     4) реальное введение альтернативной  гражданской службы. Действующее  конституционное положение (п. 3 ст. 59 Конституции РФ) должно быть  не декларативным, а реальным. Не случайно еще Петр I говорил: «Всуе законы писать, кои исполняться не будут». Провозглашенный, но не исполняющийся закон развращает законопослушных граждан, вызывает социальную апатию и безразличие, неверие в возможность построения правового государства. Кстати, в 1919 г. Советская Россия стала одним из первых государств, гарантировавших право на отказ от военной службы по убеждениям. Правда, эта «гарантия» на деле обернулась гонением инакомыслящих, в основном по религиозным убеждениям;

     5) улучшение работы органов военной  юстиции и прежде всего военных  дознавателей. С этой целью необходимо  принять нормативный акт о  военных дознавателях, которые должны  быть подчинены непосредственно  министру обороны и выполнять  функции работников милиции в  условиях Вооруженных Сил.

     Военный дознаватель должен: а) иметь юридическое  образование; б) обладать навыками оперативно-следственной работы; в) быть выведенным за штат воинской части и из подчинения командира; г) действовать в строгом соответствии с законом и направлением деятельности военной прокуратуры, выполнять  все указания и требования прокурора  и следователя.

     В этой связи представляется, что концепция  проекта Закона о военной полиции  изначально порочна, поскольку предполагает главным образом осуществление  патрульных функций, а не оперативных, в чем прежде всего и нуждаются  органы военной юстиции для борьбы с преступностью в армии;

     6) ответственность военнослужащих  должна быть дифференцируема,  т.е. в зависимости от общественной  опасности содеянного наступает  дисциплинарная или уголовная  ответственность.

     В Дисциплинарный устав необходимо ввести специальную статью об ответственности за правонарушения в сфере межличностных отношений («дедовщина»), в которой следует предусмотреть достаточно суровые виды взысканий, например: а) неувольнение из части до двух недель; б) обычный арест; в) строгий арест; г) сверхурочные работы; д) лишение половины месячного оклада; е) увольнение из Вооруженных Сил за неправомерное поведение. Кстати, в США увольнение из армии по негативным основаниям может повлечь лишение американского гражданства.

     В Дисциплинарном уставе следует также  предусмотреть ответственность  за совершение проступков корыстной  направленности, которые не подпадают  под сферу действия уголовного закона. Кроме того, необходимо продумать  систему мер, позволяющих увольнять  из армии офицеров, замеченных в  нарушении этических норм. Это  дает возможность успешнее бороться с фактами коррупции на самой  ранней стадии ее зарождения;

     7) улучшение жизнедеятельности дисциплинарных  батальонов. Большинство находящихся  в дисбатах осуждены по ст. 337 нового УК РФ (самовольное оставление  части). Средний срок содержания  осужденных - от 2. до 3 лет. Заметим, что все осужденные делятся на несколько категорий: лидеры (как правило, 5-6 человек в каждой роте), специалисты (повара, кочегары, художники), бесконвойные (отсидевшие не менее 1/3 срока и работающие за пределами части), склонные к побегу по различным причинам (от притеснений со стороны сослуживцев до сложных семейных обстоятельств), люди с расстроенной психикой. Характерно, что такое деление во многом совпадает с делением военнослужащих в войсковой части.

     Улучшение жизнедеятельности дисбатов, должно идти по следующим направлениям: а) законодательное закрепление положения  о том, что в дисбатах продолжают действовать воинские правоотношения со всеми вытекающими отсюда последствиями; б) к работе в дисбатах должны привлекаться только профессиональные военные, причем самим этим работникам требуется  социально-психологическая поддержка, поэтому им должны быть предоставлены  определенные льготы; в) в дисбатах следует создать специальную  психологическую службу по реабилитации военнослужащих-правонарушителей; г) необходим  гибкий подход в вопросе о совместном отбытии наказания «дедами» и военнослужащими, которые оставили воинские части из-за их притеснений; д) освобождение из дисбата должно быть строго индивидуализировано;

     8) применение социально-поощрительных  мер. Службу в Вооруженных Силах  следует поощрять. Опыт рекламы  воинской службы на телевидении  оказался отрицательным. Это связано  с тем, что до последнего  времени Министерство обороны  не может сделать службу социально  привлекательной. Открыто публикуются  различного рода брошюрки, рассказывающие, как можно уклониться от призыва.  Существующий порядок можно изменить, если следовать некоторым направлениям: военнослужащие должны иметь  льготы при поступлении в высшие  учебные заведения; рекламировать  необходимо не саму воинскую  службу, а профессии, которые она  позволяет получить и которые  ценятся работодателями; необходимо  широко оповещать о возможных  вариантах службы, в том числе  за границей, например в составе  Вооруженных Сил ООН или на  территории наших военных баз.  К слову, один из главных  стимулов службы в армии США  - это возможность побывать на  военных базах в экзотических  местах; необходимо строго соблюдать  порядок посылки военнослужащих в «горячие точки» только с их письменного согласия, а в случае, если военнослужащий является единственным ребенком мужского пола в семье, - и с письменного согласия родителей.

     Особо следует сказать о проблеме перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу. Существует некоторая путаница в терминах, поскольку «профессиональная» и «наемная» армия - это не одно и то же. Например, Великобритания только в XX в. несколько раз принимала решение о переводе на наемную службу (т.е. службу исключительно добровольную и контрактную) и несколько раз отказывалась от этой идеи. Окончательный переход к наемной службе был завершен только в 1960-1963 годах

     Будущей Российской армии следует быть профессиональной, но не наемной. Иначе говоря, служба, как и прежде, должна быть обязательной, но с условием возможного альтернативного выбора у призывника (альтернативная гражданская служба). У солдат срочной службы должны быть контракты с достаточно высокой оплатой их труда. Это позволит существенно повысить степень их прежде всего материальной ответственности (возмещение причиненного ущерба армейскому имуществу и технике). Уровень затрат на содержание профессиональной армии следует просчитать, но он не будет существенно превышать сегодняшний, если учитывать борьбу с «уклонистами», ущерб, причиняемый хищениями, порча дорогостоящей боевой техники и т.д. Криминологи систематически занимаются проблемами преступности в Вооруженных Силах. Например, в 1990 г. на одной из первых конференций, посвященной проблемам преступности в Вооруженных Силах, были рассмотрены негативные факторы, устранение которых могло бы способствовать снижению уровня преступности (прежде всего так называемой «дедовщины»). Среди них отмечались недостатки в организации деятельности конкретного воинского коллектива, недостатки управленческой деятельности офицеров и др. Как видно, эти негативные факторы оказывают существенное влияние на преступность в Вооруженных Силах и сегодня. Однако к мнению криминологов не прислушались. В новом УК РФ достаточно нововведений. Однако раздел XI «Преступления против военной службы» практически не претерпел никаких изменений. Исключение составляют лишь ст. 337 и 338 (самовольное оставление части и дезертирство), которые дополнились примечаниями о возможности освобождения военнослужащих от уголовной ответственности. Произошло это не случайно и говорит о том, что серьезных изменений в подходах к проблемам преступности в Вооруженных Силах не произошло.

     Таким образом, проблема преступности в Вооруженных  Силах в настоящее время требует  к себе самого пристального внимания ученых и практиков. Ситуация складывается так, что мы можем говорить только о более-менее серьезном уровне социального контроля за преступностью в Вооруженных Силах. Однако даже такая сложная обстановка не снимает ни с ученых, ни с практиков ответственности за то, как развивается криминологическая обстановка в Вооруженных Силах сегодня. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Преступность  среди военнослужащих в РФ одна из самых важных проблем современного общества так как армия является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние национальной безопасности. Устранение данной проблемы должно занимать одну из ведущих направлений деятельности политиков. В ходе изучения мной данной темы могу придти к однозначному выводу: для того чтобы искоренить преступность среди военнослужащих нужно прибегнуть к интенсивным предупредительно-профилактическим мерам. А так же немаловажным обстоятельством для получения больших плодородных результатов должен служить тот факт, что предупредительная работа по борьбе с противоправными проявлениями в войсках должна носить не разовый, от случая к случаю, а постоянный и целенаправленный характер, использующий достижения социологии, педагогики, психологии, психиатрии, криминологии и различных отраслей права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Лунеев  В.В. Криминология. «Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах». - М., 1986.
  2. Серебрянников В.В. «Военная социология: опыт и проблемы». Социологические исследования. - 1993. - № 12. - С.27
  3. Янин С.В. «Факторы социальной напряженности в армейской среде». Социологические исследования. - 1993. -№ 12.-C.44-49

Информация о работе Понятие и основные черты преступлений среди военнослужащих