Мотивация преступлений террористической направленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:24, реферат

Краткое описание

Такое явление как терроризм известно человечеству с того времени, когда власть над другими людьми начала приносить определенные выгоды, в этой связи некоторые индивиды стремились войти во властные структуры любыми путями. При этом их не останавливали ни мораль, ни традиции, ни интересы других людей. Цель оправдывала средства и лица, жаждущие власти не останавливались перед применением даже самых жестких мер, включая устрашение, открытое насилие, убийства, терроризм

Файлы: 1 файл

Конференция.docx

— 23.02 Кб (Скачать)

Ростовский государственный  университет путей сообщения

       Студентка факультета Экономики управления и права, группы ЮБ-III-001

                                                                                                                 Решетка Алина

Научный руководитель: к.ю.н., доцент Серегина Е.В.

 

Мотивация преступлений террористической направленности

Такое явление как терроризм  известно человечеству с того времени, когда власть над другими людьми начала приносить определенные выгоды, в этой связи некоторые индивиды стремились войти во властные структуры  любыми путями. При этом их не останавливали ни мораль, ни традиции, ни интересы других людей. Цель оправдывала средства и лица, жаждущие власти не останавливались перед применением даже самых жестких мер, включая устрашение, открытое насилие, убийства, терроризм. Никто и сегодня не застрахован от проявлений терроризма – ни простые граждане, ни политические и государственные деятели.

Проблема борьбы с терроризмом в России в настоящее  время стала одним из важнейших  направлений обеспечения государственной  безопасности. В современной науке  существует множество противоречивых подходов и оценок мотиваций, причин совершения террористических актов.

Осознание мотивов  террористов – одна из важных составляющих предотвращений подобных преступлений в будущем. Определить конкретный мотив того или иного террористического акта очень сложно, в большинстве случаев это совокупность экономических, политических, социокультурных, национальных, религиозных,  психологических и других причин.

Особое значение имеет анализ личности террористов  в контексте выявления мотивации

В этой связи Ю.М. Антонян указывает, что «мотивация терроризма носит сложный, многоуровневый, неоднозначный характер, сами мотивы необходимо различать в зависимости от личности и видовой принадлежности конкретного террористического акта».1 И.В. Лебедев увязывает «мотивы преступного поведения с мировоззрением личности террориста, интересами, социальными ориентациями, умениями, навыками, привычками. Изучая стереотипы поведения, установку и прочее, он отмечает, что все это имеет прямое отношение к мотивации преступного поведения и личности террориста»2.

Итак, рассмотрим экономический  мотив. Связывать терроризм только с социально-экономическими проблемами общества не стоит. Такие западные исследователи, как Ричард А. Крюгер, Дж. Малекова, А. Абади на статистических фактах показали, что между недостатками экономического развития, бедностью и уровнем террористической угрозы нет простого соответствия. Есть множество бедных стран и регионов, которые тем не менее не имеют внутреннего терроризма как формы протеста против удручающей социальной действительности. Терроризм - явление не только политического, но и социокультурного порядка, сводить его к одним объективным социально-экономическим, политическим или геополитическим причинам вовсе не стоит.

Также существует переоценка социальных факторов в происхождении террористических движений. Между тем, факты часто говорят об обратном. Скажем, если брать пример терроризма смертников, в академической среде общеизвестен факт, что многие смертники в Палестине отличаются от своих среднестатистических соотечественников более высоким уровнем образования (учились в университетах или окончили их) и относительным достатком своих семей.

Терроризм - всегда форма пассионарного социального  протеста. Даже несмотря на то, что террористические структуры могут заниматься криминальной деятельностью, а часть их лидеров - лишь прикрываться идеологией для  достижения корыстных целей, ядром  террористических движений выступают  носители идейного радикального сознания. Для того, чтобы уйти в экстремистское подполье, нужно быть глубоко убежденным в том, что существующий социальный порядок принципиально порочен и исправить его путем частичных изменений нельзя. К тому же необходимо иметь силы и волю для активного противодействия этому порядку, в котором человек не видит для себя места. В контексте Северного Кавказа религиозный экстремизм часто переплетается с этническим фактором, когда межклановое соперничество и кровная месть облекаются в форму борьбы за религиозные и политические идеалы.

Также хотелось рассмотреть  такой феномен, как женский терроризм смертниц. Мотивация "черных вдов", также как и мужчин-смертников - это комплекс сложно переплетающихся мотивов. В нем можно выделить этнонационалистическую, религиозную, этическую составляющие, к которым следует добавить психологически травмирующие обстоятельства личной и семейной жизни. В исламистском терроризме смертников можно выделит несколько типов женщин. Первый тип - вполне обычная, нормативная для родного сообщества женщина, погруженная в идеологическую среду исламизма, у которой ярко выражены этнонационалистические чувства и вера в райскую жизнь "мученика". Как правило, к этим мотивам добавляются проблемы, связанные с честью семьи или переживанием за страдания и гибель близких, ставших боевиками. Приведем пример: 18-летняя Айат Аль-Акрас. Молодая, красивая девушка, готовившаяся выйти замуж за любимого человека, шокировала семью внезапной смертью "мученицы" (взрыв в супермаркете Иерусалима в марте 2002 года). Оказалось, что целью ее поступка было желание снять пятно позора с семьи и устранить угрозу жизни ее членам из-за сотрудничества ее отца с израильтянами в сфере бизнеса. На Северном Кавказе многие смертницы - вдовы, чьи мужья были боевиками. Мотив мести и преданности супругу вплоть до собственной гибели здесь имеет весомое значение.

Второй тип представлен  ненормативной женщиной для родного  сообщества. Для традиционного этнического общества, в котором семейная жизнь и продление рода - важнейшие ценности, главным признаком не нормативности может быть отсутствие семьи и детей. Социальное давление в случае "ненормативной" женщины играет крайне важную роль в формировании мотивации смертницы, которая не видит возможностей исполнить свою обычную жизненную миссию супруги и матери.

В условиях Палестины  подобными смертницами стали  Вафа Идрис, Дарин Абу Айша, Ханади Джарадат. Что касается северокавказской разновидности исламистского терроризма, стоит заметить, что те девушки, которые  становятся женами представителей экстремистского  подполья, выпадают из традиционной социальной среды и обратного пути, как  правило, уже нет. Многие из них, особенно те, которые уходят из дома без согласия родителей, обретают черты ненормативной  женщины для родной социальной среды.

Третий тип можно  назвать "оступившейся женщиной", чей позорящий проступок требует  искупления под социальным давлением  собственной семьи и окружающего  сообщества. В качестве самой достойной  формы искупления становится "мученическая операция". Первую смертницу, совершившую  террористический акт во славу "Хамас", Рим ар-Рияши (мать двоих малолетних детей), подозревали в измене мужу с хамасовским боевиком - проступке, который в палестинском обществе может караться смертью. К такой модели смертницы с некоторыми поправками можно отнести и личность Заремы Мужахоевой, пытавшейся подорвать кафе в центре Москвы в 2003 году.

Что же подталкивает к террору мужчин? Для палестинцев – это отсутствие жизненной перспективы. У тамилов главную роль играет национализм. Для членов "Аль-Каиды" основа всего – религиозный фанатизм.

Большую роль играют и психологические мотивы. "Когда  внимательно изучаешь их биографии,- говорит руководитель Центра душевного  здоровья Газы Эйяд Сарадж о палестинских смертниках, - то ясно представляешь  себе, что в большинстве своем  они очень робкие и замкнутые  люди. У них всегда были проблемы с общением и с выражением своих  чувств". Известно, что такие люди больше всего мечтают о славе. И многих из них вдохновляет то, что после совершенного теракта  они могут получить эту славу.

У "тамильских тигров" самоубийцы перед терактом обедают  вместе со своим вождем Велуппиллаем Прабхакарамом. Это большая честь, добиться которой другим путем практически  невозможно.

 У палестинцев  ХАМАС, "Исламский джихад" и  "Бригада мучеников Аль-Аксы" обеспечивают солидную финансовую поддержку семьям всех террористов.

Частой целью  террористов является устрашение общества. Современные средства массовой информации усиливают этот эффект. Тяга СМИ  к сенсациям и катастрофам  сами создают спрос на экстремистскую деятельность. Другая сторона этой проблемы - реакция на экстремизм и информационные потребности самого общества. Наибольший эффект общественного резонанса терроризм получает там, где существует существенный разрыв между властью и обществом, элитой и народом, где общество ценностно дезориентировано и много социальных противоречий.

Подводя итог, хотелось бы сказать о том, что терроризм  – глобальная мировая проблема, которая встречается в различных  обществах. Существует множество методов, способов и стратегий борьбы с  ним, но для определения метода борьбы нужно определить причины определенного террористического акта, ведь только совокупность таких понятий, как личность преступника, мотив, цель могут дать представления о конкретном преступлении. Но в любом случае, исправление ситуации нужно начинать с себя. Современное общество как на Западе, так и в России должно пересмотреть свои ценностные ориентиры и поставить цель сознательного возрождения основ традиционной культуры, восстановления своих святынь и нравственных устоев. Только подлинная духовность и идеалы святости могут быть надежным противоядием против любой бесовщины и экстремизма. До тех пор, пока в современной либерализированной культуре будут царить гедонические установки, она будет вызывать протестную реакцию у представителей более консервативных культур.

1 Антонян Ю.М. «Терроризм» (М, 1998), стр. 231-233

2 Лебедев И.В. Характеристика личности осужденного за терроризм // Человек, преступление и наказание. 2005.

N 3 (51). С. 97.


Информация о работе Мотивация преступлений террористической направленности