Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 21:28, контрольная работа
В современной криминологии широкое распространение получили следующие методы исследования общественных явлений: изучение документов; опросы (анкетирование и интервью); наблюдение; эксперимент.
1. Социологические методы в криминологии
2. Понятие латентной преступности, её виды и обстоятельства, обуславливающие латентность преступности
3. Понятие, структура и тенденции развития насильственной преступности
Сформировался новый, до сих пор не наблюдаемый вид насильственной преступности - террористический. Это не только собственно терроризм и террористические акты, но и значительно более обширная группа весьма опасных насильственных посягательств, отличительной чертой которых является устрашение: захват заложников, незаконное лишение свободы, воздействие на сотрудников правоохранительных органов, свидетелей и потерпевших, угрозы убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, уничтожением имущества и т.д.
С начала 80-90-х гг. увеличилась серийность насильственных преступных посягательств: изнасилований (примерно вдвое), разбоев, бандитизма и вымогательств (примерно втрое). В первую очередь это объясняется безнаказанностью преступников, слабой эффективностью деятельности правоохранительных органов.
Доля насильственных преступлений, особенно убийств, совершенных с особой жестокостью, возросла на 10%. Отчетливо проявляется тенденция ужесточения преступных действий при совершении убийств и изнасилований.
Насилие, в том числе убийство, стало привычным способом решения экономических, политических, личных и даже межличностных проблем. Поэтому появился и получил широкое распространение новый вид преступлений - заказные убийства, или убийства по найму, которые ранее почти не встречались, но за короткое время превратились в привычный инструмент регулирования экономических отношений и перераспределения сфер криминального влияния. Ежегодно в России совершается около полутора сотен заказных убийств. Особенно распространен данный вид преступлений в столице, на долю которой приходится около пятой части от общего числа раскрытых по России заказных убийств. Однако реальное число таких преступлений гораздо больше выявленных, поскольку умышленное убийство квалифицируется как совершенное по найму только после окончания предварительного следствия и направления уголовного дела в суд. По мнению работников уголовного розыска, занимающихся раскрытием заказных убийств, количество фактически совершенных преступлений этого вида в 4-5 раз превышает их число, зафиксированное в уголовных делах, направленных в суд.
Эти преступления выросли не только количественно, но трансформировались качественно, изменилась их мотивация. В конце 80-х - начале 90-х гг. основными мотивами убийств по найму были месть, ревность, желание избавиться от неугодного свидетеля, возможного разоблачителя и т.п. Иначе говоря, мотивация таких преступлений, как правило, ограничивалась областью межличностных отношений, а посредники и исполнители подбирались из ближайшего окружения заказчика. Такие мотивы, как физическое устранение руководителей крупных коммерческих структур и банков для переориентации их деятельности, а также уничтожение крупных авторитетов для перераспределения сфер влияния, отчетливо проявились лишь после 1992 г. Повысилась и общественная опасность этих преступлений, т.к. на смену применявшимся ранее, в большинстве случаев, ножу и удавке, в арсенал киллеров вошли боевое огнестрельное оружие и взрывчатые вещества, а наемников, подбиравшихся из криминальной среды и известных своей антиобщественной направленностью, заменили лица, ранее не попадавшие в поле зрения правоохранительных органов и тщательно соблюдавщие конспирацию.
В подавляющем большинстве случаев убийства по найму совершаются с применением огнестрельного оружия (53,8% случаев) или взрывных устройств (4% случаев). Чаще всего жертвами заказных убийств становятся лица, занимающиеся предпринимательской, коммерческой или финансовой деятельностью (33,4%), лидеры и авторитеты преступной среды (28,3%), владельцы приватизированного жилья (13%). Известно, что убийства по найму вызывают бурную реакцию общественности, привлекают к себе постоянное и пристальное внимание средств массовой информации, многие из которых открыто говорят о неспособности правоохранительных органов эффективно противостоять уголовному террору, оградить жизнь и здоровье граждан от преступных посягательств. Анализ заказных убийств позволяет утверждать, что проблема их роста и в дальнейшем будет стоять достаточно остро. Для нее существуют объективные условия. Российская экономика по-прежнему не отличается стабильностью, отсутствуют четкие законы, регулирующие отношения собственности, налаженный механизм их реализации. Кризисные ситуации, нарушающие ранее сложившуюся систему отношений и зон влияния, влекут за собой борьбу субъектов рынка за перераспределение собственности. А когда ставки особенно высоки, заказные убийства становятся одним из методов ведения бизнеса.
Можно констатировать, что преступное насилие широко проникло в те сферы жизни, в которых оно ранее практически никак не проявлялось, например в область финансовой и предпринимательской деятельности, промышленности и торговли и т.д. Вместе с тем, несмотря на некоторое сокращение, достаточно значимой остается группа преступлений, связанных с насилием, проявляющимся в семейно-бытовых отношениях.
Вывод о преимущественно ситуационно-бытовом характере насильственных преступлений в эти годы подтверждался и данными о значительной доле в мотивах преступника мести, ревности, ссор при совершении убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. Большое количество насильственных преступлений не было доведено до конца, что также свидетельствует об их ситуационности, непредумышленности, отсутствии тщательной подготовки. Данные выборочных исследований показывали также, что при совершении этих преступлений в большинстве случаев применялись орудия бытового назначения или случайные, попадавшие под руку преступника предметы.
Однако с конца 80-х гг. структура умышленных убийств и причинений тяжкого вреда здоровью кардинально меняется, доля этих преступлений, совершенных на бытовой почве, сокращается и в настоящее время составляет около 30% их общего числа.
Особенную опасность представляют насильственные преступления, совершенные на бытовой почве в отношении женщин и детей. По данным социологов, более половины всех женщин страны подвергается физическому и психическому насилию со стороны близких им людей. Ежегодно от такого насилия погибает от 12 до 14 тыс. женщин (и примерно такое же количество мужчин), а также до 2 тыс. детей. Кроме того, ежегодно около 2 млн. детей уходит из дома из-за переживаемого насилия в родительской семье, пополняя ряды безнадзорных и беспризорных. Бытовое насилие серьезно влияет и на рост в обществе суицида, уровень которого в настоящее время составляет 57 чел. на 100 тыс. чел. населения.
Особенностью современной насильственной преступности является также возрастание значимости корыстной мотивации преступников. Даже "бытовые" насильственные преступления против личности, которые обычно имеют ситуационный характер, стали чаще совершаться из-за корысти.
По многим криминологическим характеристикам к насильственным преступлениям примыкает хулиганство. Его доля в общем числе зарегистрированных преступлений (около 5-6%) достаточно высока. Проведенные исследования свидетельствуют, что хулиганство в течение многих десятилетий отличается устойчивыми формами проявления. Как правило, хулиганские действия предшествуют совершению тем же лицом тяжких преступлений против личности. В современном хулиганстве обнаруживаются схожие элементы: нецензурная брань, нанесение ударов, причинение телесных повреждений, драки, дебоши в квартире, использование оружия и иных предметов. Таким образом, подтверждается тезис о том, что реальный уровень хулиганства тесно взаимосвязан с показателями насильственной преступности и оказывает на них существенное влияние.
По данным исследований, доля насильственных преступлений, совершенных в группе, тем больше, чем моложе преступники. Численность групп не превышает обычно трех-четырех человек, и они чаще всего складываются случайно, для совместного времяпрепровождения.
Состояние, структура и динамика насильственной
преступности не позволяют, однако, однозначно
ответить на вопрос о причинах эскалации
криминального насилия в стране. Для более
глубокого понимания природы этих преступлений
и способов их предупреждения важное значение
имеет анализ личностной характеристики
насильственного преступника.
Практическое
задание
А. Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации была создана милиция общественной безопасности, основными задачами которой являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания; оказание в пределах компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
В структуру МОБ по краю входят следующие подразделения: управление обеспечения общественного порядка; управление организации дознания; управление по организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних; управление по организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; управление государственной инспекции безопасности дорожного движения; управление вневедомственной охраны; центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; отдел организации деятельности спецучреждений милиции и конвоирования; отряды милиции особого назначения.
Большую роль в снижении количества уголовно наказуемых деяний сыграла работа по взаимодействию с населением. В целях реализации Закона Краснодарского края от 28 июня 2007 года N 1267-КЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае" подразделениями МОБ по краю проводится серьезная работа по обеспечению взаимодействия МОБ по краю с добровольными формированиями населения по охране общественного порядка. В рамках этой работы при заступлении на дежурства сотрудники милиции проводят инструктажи членов добровольных формирований населения, добровольных казачьих дружин по охране общественного порядка и доводят до их сведения информацию о совершенных правонарушениях, преступниках, находящихся в розыске.
Привлечение широких слоев общественности к охране общественного порядка также способствовало сокращению общего количества совершенных преступлений на территории Краснодарского края. Возросло доверие населения к милиции, увеличилось число сообщений граждан о происшествиях.
Сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних МОБ по краю удалось реализовать на должном уровне комплексную систему профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, существующую в крае на основании Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года N 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". Принимаемые меры профилактического характера позволили положительно повлиять на уровень подростковой преступности, который в 2009 году снизился на 17,3 процента и составил 1930 преступлений. Анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними, показывает, что большинство из них носит корыстно-имущественный характер, на их долю приходится 1433 преступления, или 74,2 процента от общего числа совершенных подростками преступлений.
Одним из важных направлений в работе МОБ по краю является обеспечение безопасности дорожного движения на территории Краснодарского края.
В целях повышения уровня транспортной дисциплины, а также профилактики дорожно-транспортных происшествий в 2009 году было возбуждено более 2 миллионов дел в отношении участников дорожного движения за административные правонарушения, из них в отношении водителей - свыше 1,7 миллиона дел и более 305 тысяч дел в отношении пешеходов.
В целях повышения мер административного воздействия на участников дорожного движения, допускающих грубые нарушения правил дорожного движения, в суды направлено 102345 дел, что на 0,6 процента больше, чем в 2008 году, при этом 43802 водителя были лишены права управления транспортными средствами.
В целях профилактики преступлений, совершаемых на улицах и в других общественных местах, сотрудниками патрульно-постовой службы милиции в 2009 году было составлено 480765 протоколов об административных правонарушениях.
Очень эффективным средством профилактики правонарушений является программа "Безопасный город". На 1 января 2010 года в крае установлено 409 камер видеонаблюдения с выводом их на центры управления и мониторинга. С использованием имеющихся камер видеонаблюдения раскрыто 87 преступлений, выявлено более 120 тысяч административных правонарушений. Однако недостаток финансирования не позволил в 2009 году осуществить внедрение намеченных объемов средств видеомониторинга.
Большое внимание МОБ по краю уделяет информированию населения о своей работе в борьбе с правонарушениями. Особое внимание уделяется размещению в средствах массовой информации материалов профилактической направленности. Так, в 2009 году в краевых средствах массовой информации размещены и опубликованы 1494 материала по фактам раскрытия, расследования и профилактики преступлений против личности и собственности, в том числе материалы, содержащие рекомендации, направленные на обеспечение безопасности граждан и их имущества.