Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:26, реферат
Личность преступника является составным элементом предмета криминологии. Значимость исследования личности преступника состоит, прежде всего, в том, что преступление как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от его сущностной характеристики и особенностей.
Под личностью преступника понимается совокупность социально-психологических свойств, которые при определенных ситуативных обстоятельствах приводят к совершению преступления.
Понятие личности преступника…………………………………………...3
Структура личности преступника………………………………………....5
Типология личности преступника……………………………………….11
Основные факторы, способствующие формированию личности преступника………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………….17
Криминологическая типология
должна давать представление о степени
развития криминогенных свойств
личности, их стойкости или возможности
изменения в положительную стор
В основу построения одной из моделей типологии личности преступника положен характер ее антисоциальной направленности, отражающей особенности мотивационной сферы. Мотив является главным в механизме не только преступного, но и любого другого поведения или поступка человека. Здесь следует учитывать, что одни из мотивов являются ведущими, главными, другие выступают в роли дополнительных. Большинство мотивов, определяющих поведение человека, зависит от его нравственных черт. В мотиве как бы конкретизируются потребности, которые дополняются и обогащаются другими психологическими свойствами и чертами личности (интересами, стремлениями, влечениями, жизненными ориентациями).
Главными типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются:
негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам;
корыстные побуждения;
индивидуалистическое, антисоциальное
отношение к различным
легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям.
Наиболее характерной
нравственно-психологической
Личность с корыстной
направленностью
Для лиц, относящихся к третьей типологической группе, характерно уклонение от выполнения своих гражданских, семейных, общественных и должностных обязанностей.
Лицам четвертой типологической группы присуще совершение различных неосторожных преступлений.
По глубине, стойкости и интенсивности проявления антисоциальной направленности в криминологии принято выделять следующие типы преступников: случайный, ситуационный, неустойчивый, злостный и особо злостный.
К случайным относятся
лица, впервые совершившие
Лиц, впервые совершивших тяжкие преступления под воздействием неблагоприятного стечения обстоятельств и характеризуемых помимо этого деяния в основных сферах жизнедеятельности положительно, принято относить к ситуационному типу преступников.
Неустойчивый тип преступников составляют лица, совершившие преступления впервые, но допускавшие и ранее правонарушения и аморальные поступки.
Злостный тип преступника включает лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе и ранее судимых.
Особо злостными преступниками принято считать лиц, совершивших опасный или особо опасный рецидив преступлений.
Предложенные типологии
не могут расцениваться как
Основные факторы, способствующие формированию личности преступника
Процесс формирования личности
всегда является достаточно противоречивым.
В то же время, если этот процесс
совершается в позитивном направлении,
его результат будет
Но при неблагоприятном нравственном формировании личности происходит обратное: возникает несоответствие между свойствами личности и требованиями окружающей действительности. Это относится прежде всего к таким категориям и свойствам личности, как потребности и интересы, нормы нравственности и представления о праве, привычные формы (стереотипы) поведения и их самооценка самим субъектом. В результате — субъект в полной мере не адаптируется к той окружающей социальной среде, в которой он должен жить и работать, общаться с другими людьми.
Если выделить основные
источники нравственного
сама личность со всеми присущими ей свойствами;
малые социальные группы — семья, школа, производственный коллектив, в которых эта личность непосредственно формируется;
общество в целом, осуществляющее политическое, духовное, культурно-воспитательное и иное воздействие через средства массовой информации и другие каналы. Говоря о влиянии общества, следует подчеркнуть, что политические, экономические и социальные условия жизни членов данного социума, жизненный опыт, формы поведения и представления воспринимаются или отбираются самой личностью. Всякие внутриполитические и внешнеполитические события также влияют на представления и взгляды человека.
Объективные данные, полученные из достоверных источников о личности преступника, о его социальном окружении, имеют особое значение для проведения индивидуальной профилактической работы с ним. Воспитательно-профилактическое воздействие на правонарушителя осуществляется в зависимости от особенностей его личности, характера и направленности совершенных им в прошлом преступлений, его семейного положения, связей, привычек, наклонностей, особенностей его работы и других обстоятельств. Способы получения указанной информации известны (беседы, анкетирование, непосредственное наблюдение и др.). Более подробно они описаны в разделе, посвященном методике проведения индивидуальной профилактики. Изучение личности направлено на выявление типичных для различных категорий преступников антиобщественных взглядов, привычек, шаблонов поведения, условий нравственного формирования и характера их взаимодействия с окружающей социальной средой. При этом важно проводить комплексное изучение, включающее социологические, психологические и юридические средства и способы получения информации о личности преступника.
Основными источниками криминологической информации являются сами обследуемые, их родители, дети и другие члены семьи, знакомые и соседи, близкие друзья и приятели, сослуживцы и товарищи по работе, представители администрации и общественных организаций, материалы уголовных дел, исправительно-трудовых учреждений. При изучении нравственно-психологических свойств личности преступника, его ценностных ориентаций и правосознания хорошие результаты дает применение специальных тестов.
В правоохранительных органах
эта работа проводится в двух направлениях:
изучение и анализ конкретной личности
в связи с решением вопросов о
привлечении к уголовной
Список литературы:
4. Степанчикова С.А. Криминология, издат. МИЭМП, 2010, 190 стр.
1 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 26
2 Давыдов Я.В. Криминология: конспект лекций, М: Приор - издат, 2006 г., стр.24
3 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 2
4 Иншаков С.М. Криминология, учебник, 2003 г., стр. 19
5 Криминология: учебник для ВУЗов под ред. В.Д. Малкова, стр. 38
6 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 28
7 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 29
8 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 30
9 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 30
10 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 31
11 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 31
12 Криминология Степанчикова С.А., изд. МИЭМП, 2010, стр. 32