Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:05, реферат
Преступность была во все времена во всех уголках мира. В современном обществе преступность приобрела качественно новые черты.
Значение изучения этой проблемы очевидно. Преступность — социальное явление, связанное с определенным антиобщественным поведением людей. Для раскрытия его причины, нахождения эффективных путей и методов реагирования, предупреждения преступлений необходимо глубокое изучение всего, что характеризует преступника как индивида и как личность.
Ничего нового эти исследования не показали.
Отечественные криминологи
в своих исследованиях
Изучение и учет
криминологических
Согласно криминологическим
исследованиям и
Криминологией уже
давно установлено, что лица
молодежного возраста чаще
Наиболее часто совершают преступления лица в возрасте 18 – 40 лет — это примерно 70 – 75%. При этом чаще всего совершаются преступления лицами в возрасте 25 – 29 лет, далее следуют 18 – 24, 14 – 17 и 30 – 40-летние. Реже всех преступления совершаются лицами старше 50 лет. Наибольшую криминальную активность проявляют преступники до 24 лет и, как правило, в этом возрасте чаще всего совершаются кражи, угоны автотранспорта, хулиганство, изнасилования. В возрасте после 30 лет чаще всего совершаются экономические преступления.
Немаловажное влияние
на формирование личностных
Уровень образования
преступников, как правило, довольно
низок. Они в основном имеют
незаконченное высшее
долю составляют преступники с высшим образованием, обычно это должностные преступники. Ниже всего уровень образования у лиц, совершивших убийства, разбои, хулиганство.
Если исходить
из принадлежности того или
иного преступника к
Отличительным признаком
личности преступника является
уклонение от такой социально
полезной деятельности, как труд,
учеба. По статистике, около 30%
задержанных преступников, будучи
трудоспособными, на момент
Особое внимание среди характеристик личности преступников необходимо обратить на такие, как характер и длительность преступной деятельности. Преобладающую часть преступников составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники, насильники. Такие показатели, как рецидив, совершение преступления в группе, а также криминальный профессионализм и др., варьируются в зависимости от возраста совершения первого преступления, отбывания наказания в местах лишения свободы, характера преступления. Согласно уголовной статистике, около четверти среди выявленных преступников ранее совершили преступление. Из них примерно 30% осуществляли преступные действия в группе. Очень высокий уровень рецидива наблюдается у лиц, совершивших умышленные убийства, тяжкие телесные повреждения (около 40%), а также грабежи, разбои (около 35%). Групповая деятельность характерна для лиц совершающих разбои — до 70%, кражи, грабежи — до 50%, изнасилования — до 40%.
Среди криминологических особенностей лиц, совершивших преступление можно выделить такую, как особое отношение к закону. Нельзя сказать, что они их плохо знают. Наоборот, многие отличаются большими правовыми познаниями, но ошибочно предполагать, что правонарушители лучше знают уголовный закон, чем другие граждане. Причины у этого явления следующие. До совершения первого преступления и его раскрытия правовая осведомленность правонарушителя ничем не отличается от правовой осведомленности его ровесников. Полученные им до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом окружающих.
Все вышеназванные
особенности личности
Однако вот парадокс
— вокруг нас много людей,
которым свойственны эти
Теории о поведении преступника
В предыдущей части мы выяснили, что на поведение человека влияет его ближайшее и более широкое социальное окружение. Однако и сам человек своим поведением влияет на это окружение, формируя его. Человек отнюдь не пассивен по отношению к своей среде. Самыми мощными по силе связей группами в обществе являются семья, школа, группа сверстников, профессиональный коллектив, ибо большую часть своего времени человек проводит в этих группах и в них социализируется.
Центральным понятием
социально-психологических
Теория обучения
Она объясняет
преступное поведение так:
· легче и лучше всего перенимают поведение друг друга индивиды, находящиеся в тесном контакте;
· подражание широко распространено в обществе, пронизывает его от самых верхних слоев до самых низших: молодые люди подражают взрослым, бедняки богатым и т. д.;
· прежнее поведение человека при этом перекрывается новым, которое может либо усилить старое, либо целиком заменить его.
Применительно к
окружающей среде люди
Обучение (усвоение) — самая
важная система реагирования в процессе
адаптированного поведения
В этом процессе один раздражитель подменяется другим. На основе этого положения Гансом-Юргеном Айзенком в 1977 г. была разработана теория, согласно которой преступное, антисоциальное поведение является "естественным" и усиливающим себя в том случае, если оно приносит непосредственное удовлетворение личности, которая ведет себя определенным образом. По сути, эта теория является биосоциальной, а по содержанию — психопатологической. Поэтому ее криминологи относят к психопатологии.
Человеческое поведение — это не автоматическое, рефлекторное реагирование, в его основе лежит активный процесс, в котором решающая роль принадлежит мотивациям, чувственному восприятию и сложным мыслительным процессам. Эта теория была разработана Альбертом Бандурой (1979), который строит ее на основании процессов познания, протекающих в мозгу между воздействиями раздражителя и реакции на него, т. е. на основании восприятий, воспоминаний, представлений, предчувствий и ожиданий.
Теория дифференциальной ассоциации
Эта теория изначально
предназначена для объяснения
индивидуального преступного
1. Преступному поведению учатся, а не наследуют.
2. Преступное поведение
усваивается в ходе
3. Важнейшая часть
обучения уголовному поведению
совершается в группах,
Внеличностные средства коммуникации (теле-, кино- и видеофильмы, газеты и журналы) играют в процессе усвоения криминального поведения не столь важную роль.
4. Овладение криминальным поведением включает в себя изучение способов совершения преступлений, которые бывают и сложными, и простыми, а также специфических мотивов, влечений, оправданий и установок.
5. Рассматривая закон
в положительном и
6. Человек становится
преступником, когда усваиваемые
им определения,
7. Усвоение преступного
поведения не ограничено
8. Хотя преступность
— это выражение общих
Из этой теории
(дифференцированной
· необходимо существенно улучшить практику и условия воспитания в семье, школе, профессиональном коллективе и группах совместного проведения досуга;
· нельзя вместе содержать впервые осужденных вместе с рецидивистами;
Опросы ведущих
криминологов показывают, что теория
Сазерленда имеет очень
Теория устойчивости
Ее основоположник Уолтер Реклес (1961) задался следующим вопросом: "Почему живущий в крупном городе подросток, несмотря на высокий уровень преступности, не становится правонарушителем?". По его мнению, ответ заключается в следующем — социальную устойчивость личности определяет внешний и, особенно, внутренний контроль, выражающийся во внутренней устойчивости. Ее отличают пять признаков:
1. Самовоспитание, то
есть оценка себя как личности,
заключается в способности
Информация о работе Криминологическое исследование наследственности преступника