Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:14, курсовая работа
Цель исследования – на основе научной литературы дать криминологическую характеристику криминологического прогнозирования.
Подобные оценочные суждения, конечно, не могут заменить научных исследований в рассматриваемом направлении, предполагающих сбор и обработку больших массивов информации и использование широкого диапазона исследовательских методик: такие задачи предстоит решить в будущем. Для этого необходимо создание соответствующих условий, к которым относятся:
организация банков криминолого-правовых данных и информационных сетей, открытых для доступа любым заинтересованным лицам и исследователям;
повышение престижа прогнозирования вообще и криминологического прогнозирования в частности как эффективного инструмента социального управления. Для этого в свою очередь необходимо, чтобы решения в сфере борьбы с преступностью принимались разумно, на научной основе, только тогда возникает потребность в прогнозной информации. Если же решения являются итогом запаздывающего реагирования на ситуацию или, что еще хуже, результатом субъективного усмотрения лиц, облеченных властью (руководства), то в таких условиях нужда в прогнозировании просто не ощущается;
подготовка кадров, владеющих методиками разработки прогнозов криминолого-правового профиля. Как минимум, в крупных аппаратах правоохранительных органов (например, управлениях внутренних дел) должны работать квалифицированные специалисты, специально обученные приемам и способам прогнозирования.
2. Нормативное. Это прогнозирование желательных состояний, явлений на основе заранее определенных целей, нахождения наилучшего пути (среди множества возможных), достижения некоторой конечной цели в определенный будущий момент. В области борьбы с преступностью нормативное прогнозирование заключается прежде всего в разработке системы целей криминологической и уголовной политики, достижение которых гарантировало бы
улучшение социально-правовой ситуации1.
Правореализационная практика знакома с разработками, где частично воплощены идеи нормативного прогнозирования. Это программы борьбы с преступностью федерального и регионального уровней, целевые программы обеспечения государственного контроля над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, программы государственного воздействия на детскую безнадзорность и беспризорность и другие программы, число которых в настоящее время достаточно велико.
Поисковое и нормативное прогнозирование тесно связаны между собой: первое является базой и отправной ступенью для второго. Уточнение возможностей социального предвидения в сфере воздействия на преступность предполагает дифференциацию видов прогнозирования и по другим основаниям2.
Так, в зависимости
от роли прогнозов в решении задач
по борьбе с преступностью
По признаку «время упреждения прогнозируемого события» криминологическое прогнозирование подразделяется на: краткосрочное (до 1 года); среднесрочное (1—5 лет); долгосрочное (5— 10 лет); дальнесрочное (10—15 лет).
С точки зрения масштабности
криминологическое
Исходя из критерия «назначение прогноза» можно выделить прогнозирование: общее, которое адресовано всем субъектам предвидения (к примеру, нормативная модель концепции государственного контроля над преступностью); специальное, ориентированное на предвидение отдельных аспектов борьбы с преступными посягательствами (например, с организованной преступностью); частное (индивидуальное), когда прогнозируются конкретная криминогенная ситуация и возможные пути ее нейтрализации или устранения.
По признаку «сложность объекта предвидения» криминологическое прогнозирование подразделяется на:
сингулярное —простое, однообъектное, когда объект изолируется от структуры внешних взаимосвязей. Например, прогноз уличной преступности в районе. Такое прогнозирование является односторонним, рассматривающим изменения в одной плоскости — статистической;
мультиплетное (факторное) — сложное, многообразное, когда анализу подвергается множество юридических и неюридических явлений. Например, прогноз преступности в регионе на основе модели множественной корреляции;
системное — когда учитываются уровни, направление взаимодействия прогнозируемых объектов, теснота взаимосвязи, пространственно-временные и социально-экономические параметры, словом, прогнозирование, по возможности максимально приближенное к реальной действительности со всей ее диалектичностью. Например, сценарий развития экономической преступности и результатов борьбы с ней на следующий год;
метасистемное — когда реальная система, показатели которой прогнозируются, признается не способной обеспечить решение поставленных задач, предсказывается деятельность проектируемой системы. Например, прогноз создания новой организационной структуры в системе правоохранительных органов.
В основу классификации криминологического прогнозирования могут быть положены различные признаки субъекта предвидения и его отношения к объекту прогноза. Так, исходя из статуса субъекта предвидения можно выделить прогнозирование официальное (осуществляемое теми субъектами, которые в принципе должны его разрабатывать, например, начальник РУВД) и неофициальное (присутствующее в деятельности граждан, в том числе правонарушителей). Последнее, являясь сугубо эмпирическим, основанным на житейском опыте, требует научного анализа для уточнения целого ряда позиций при разработке официального прогнозирования.1
Поскольку прогнозирование — неотъемлемый, хотя и не всегда в полной мере осознаваемый элемент управленческой деятельности, то характеристика любого субъекта уголовно-правового воздействия требует оценки этой стороны его работы. В сущности такая оценка выступает своеобразным критерием уровня и качества управления. Так, если в деятельности РУВД прогностический аспект четко не просматривается, то по отношению ко многим решениям в сфере борьбы с преступностью, принимаемым должностными лицами этого подразделения, будут справедливы суждения типа «неэффективные», «запаздывающие», «непродуманные», «субъективные», «нерациональные» и т. д.
Что же касается неофициального криминологического прогнозирования, то здесь следует выделить деятельность правонарушителей. Являясь составной частью процесса мотивации преступного поведения, такое прогнозирование (криминальное) информативно для определения эффективности деятельности правоохранительных органов, изучения механизма предупреждения преступлений и т. п.
3. Методы криминологического прогнозирования
Наибольшее распространение
в современной прогностической
практике получил метод
Для целей экстраполяции
применяется метод
Недостаток этого
метода состоит в том, что
он дает удовлетворительные
К их числу относится,
в частности, метод
Достоинство этого
метода прежде всего в том,
что он позволяет
В различных областях
знаний применяются
Опыт показывает, что,
опираясь на достоверно
В криминологическом
прогнозировании применяется
┌────────────────────────────
│ Методы криминологического прогнозирования │
└─┬──────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Экстраполяция - распространение установленных в прошлом тенденций│
├───┤на будущее путем выравнивания динамического ряда или нахождения│
│ │линии, отстоящей от точек реальных значений конкретного явления│
│ │за все годы наблюдения на минимальную сумму квадратов расстояния │
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Моделирование - исследование характеристик, связей и│
│ │закономерностей какого-либо явления процесса или системы на│
├───┤основе замещения их условиями образами (моделями). Исследование│
│ │продолжается на модели и на основании полученных данных делается│
│ │прогноз
│ └─────────────────────────────
│ ┌─────────────────────────────
│ │Метод экспертных оценок - комплекс логических приемов и│
│ │математико-статистических процедур, направленных на получение от│
│ │специалистов (экспертов) информации о будущем состоянии объекта│
└───┤исследования, а также на ее анализ и обобщение с целью принятия│
│обоснованного
решения
└─────────────────────────────
Рис. 1.
Для того чтобы этот метод дал надежные результаты, необходимо в качестве экспертов привлекать специалистов, хорошо знающих объект экспертизы, т.е. преступность. Число экспертов, участвующих в оценке, должно быть достаточным для последующей статистической обработки данных.
Заключение