Контрольная работа по "Криминологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

1 Задача : В отношении гражданина А. проводилось дознание, но затем было отказано в возбуждении уголовного дела. Гражданин А. полагал, что органы внутренних дел осуществляли в отношении него оперативно – розыскные мероприятия. Он обратился в суд по поводу нарушения его прав и свобод.

Файлы: 1 файл

ОРД контрольная.docx

— 34.24 Кб (Скачать)

          1 Задача : В отношении гражданина А. проводилось дознание, но затем было отказано в возбуждении уголовного дела. Гражданин А. полагал, что органы внутренних дел осуществляли в отношении него оперативно – розыскные мероприятия. Он обратился в суд по поводу нарушения его прав и свобод.

    1. Каким образом судья проверит заявление гражданина А. согласно ст. 5  федерального закона « об оперативно – розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144 – ФЗ (с изм.)?

 

           Согласно ст. 5 ФЗ « Об оперативно – розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г № 144 ФЗ, гражданин А. полагая, что действия органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, и он вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно – розыскную деятельность, прокурору, или в суд.

Гражданин А, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном  законном порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано, либо дело прекращено в связи с отсутствием события преступления, или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно – розыскных мероприятий, и полагает, что при этом были нарушены права, в праве истребовать от органа сведения о полученной о нем информации в пределах допускаемых требованиям конспирации, и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении сведений, или сведения были получены не в полном объеме, то указанное лицо в праве обжаловать это в судебном порядке [2].

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела, орган осуществляющий оперативно – розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно – розыскные документы, которые содержат информацию и сведения в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренные в организационные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов и др. [2].

В случае признания необоснованным решение органа, осуществляющего оперативно – розыскную   деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю, судья может обязать указанный орган предоставить  заявителю сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи ( в ред. ФЗ от 02.12.2005 г. № 150 ФЗ).

Полученные материалы, виновность которых не доказана в установленном  законном порядке, хранятся 1 год, а затем уничтожаются, если служебные интересы, или правосудие не требует иного.

 

    1. Какие пределы имеет информация, которая может быть предоставлена судье соответствующим органам осуществляющие оперативно – розыскную деятельность?

 

В России предусмотрено в ст. 24 Конституции Р.Ф. правило, запрещающее  сбор, хранение и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Однако можно выделить исключение из этого правила с указанием на то, что не требуется  согласия лица, при проведении дознания оперативно – розыскных мероприятий [1].

Так в п. 7 определения Конституционного суда Р.Ф. от  14.07.1988 г. № 86, где отмечено, что преступное деяние не относится к сфере частной жизни лица, сведения о котором не допускаются собирать, хранить и использовать без его согласия, а проведения направленные на сбор информации о вероятном совершении преступления, не может рассматриваться, как нарушение конституционных прав, предусмотренных  ст. 24 Конституции Р.Ф.

Личные и семейные тайны также защищены от разглашения в процессе проведения оперативно – розыскных мероприятий. В декларации о правах и свободах человека и гражданина Р.Ф, дан исчерпывающий перечень личных и семейных тайн. К личным тайнам можно отнести тайну творчества и общения, тайну почтово – телеграфной корреспонденции и телефонные переговоры.

В соответствии с ФЗ от 20 марта 2001 г. № 26 « О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты Р.Ф. в связи с ратификацией конвенции о защите прав человека и основных свобод», прослушивание телефонных переговоров допускается только в отношении лиц подозреваемых, или обвиняемых в особо тяжких преступлениях [3].

Также отметим, что личные и семейные тайны не могут быть разглашены оперативно – розыскными органами и после смерти гражданина, которого они касаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

           Федеральный  закон « Об информации, информатизации  и защите информации» от 20 февраля 1995 года. Относит к «персональным  данным» сведения об обстоятельствах  жизни гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность (ст. 2). Конституция  РФ, и указанный закон защищают  личность от несанкционированного  сбора персональных данных [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Теоретические вопросы

2.1 Дать общую характеристику о Национальном центральном бюро Интерпола (утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996г. № 1190)

 Национальное центральное  бюро Интерпола (далее именуется - НЦБ Интерпола) - подразделение  криминальной милиции, входящее  в состав центрального аппарата  Министерства внутренних дел  Российской Федерации, имеющее статус  главного управления, является органом  по сотрудничеству правоохранительных  и иных государственных органов  Российской Федерации с правоохранительными  органами иностранных государств - членов Международной организации  уголовной полиции - Интерпола (далее  именуется - Интерпол) и Генеральным  секретариатом Интерпола. Министр внутренних дел Российской Федерации в пределах штатной численности органов внутренних дел и выделяемых на их содержание ассигнований может создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений (филиалов) НЦБ Интерпола осуществляются Министром внутренних дел Российской Федерации. Порядок формирования и деятельности территориальных подразделений (филиалов) НЦБ Интерпола определяется Министром внутренних дел Российской Федерации [5].

Главными задачами НЦБ Интерпола являются: обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях; оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации; наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является Российская Федерация.

           НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением [6].

 Деятельность НЦБ Интерпола  осуществляется на основе принципов  законности, уважения и соблюдения  прав и свобод человека и  гражданина, гуманизма, взаимодействия  с правоохранительными и иными  государственными органами Российской  Федерации, а также международными  правоохранительными организациями  и правоохранительными органами  иностранных государств - членов  Интерпола.

 НЦБ Интерпола осуществляет  свою деятельность исключительно  в сфере борьбы с уголовными  преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный  или расовый характер.

 Структура и штатная  численность НЦБ Интерпола определяются  Министром внутренних дел Российской  Федерации в пределах штатной  численности органов внутренних  дел и выделяемых на их содержание  ассигнований. Сотрудники НЦБ Интерпола  имеют форменную одежду сотрудников  милиции в соответствии с присвоенными  специальными званиями и нарукавный  знак НЦБ Интерпола, описание  которого утверждается Министром  внутренних дел Российской Федерации  по согласованию с Государственной  герольдией при Президенте Российской  Федерации. Сотрудникам НЦБ Интерпола, имеющим специальные звания, в подтверждение их полномочий кроме удостоверения сотрудника милиции выдается служебное удостоверение на русском и английском языках, образец и порядок выдачи которого утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации.

 На сотрудников НЦБ  Интерпола, имеющих специальные  звания, в полном объеме распространяются  правовые и социальные гарантии  сотрудников милиции [7].

 Финансирование, материально-техническое  и социально-бытовое обеспечение  НЦБ Интерпола и его территориальных  подразделений (филиалов) осуществляются  Министерством внутренних дел  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета, выделяемых  на содержание органов внутренних  дел. Для финансирования деятельности НЦБ Интерпола и его территориальных подразделений (филиалов) могут также использоваться средства бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов и средства, выделяемые из других не запрещенных законом источников.

Делопроизводство в НЦБ Интерпола ведется в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, с учетом рекомендаций Генеральной Ассамблеи Интерпола.

 НЦБ Интерпола имеет  эмблему, описание которой утверждает  Министр внутренних дел Российской  Федерации по согласованию с  Государственной герольдией при  Президенте Российской Федерации, печать с изображением Государственного  герба Российской Федерации и  со своим наименованием на  русском языке, печать с изображением  эмблемы Интерпола и со своим  наименованием на английском  языке, а также необходимые для  осуществления своей деятельности  штампы и бланки [8].

 Функции НЦБ Интерпола. В соответствии с возложенными задачами НЦБ Интерпола осуществляет следующие функции: в установленном порядке принимает, обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральные бюро Интерпола иностранных государств (далее именуются - НЦБ Интерпола иностранных государств) запросы, следственные поручения и сообщения правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации для осуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а также для осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов от преступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иных оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимся в производстве этих органов; принимает в пределах своих полномочий и в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола, меры по своевременному и надлежащему исполнению международными правоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации; определяет, подлежат ли согласно Уставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнению на территории Российской Федерации запросы, поступившие из НЦБ Интерпола иностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации; анализирует практику исполнения правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации запросов международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола, информирует руководителей соответствующих правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов; запрашивает и получает от правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации материалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола в соответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола; обеспечивает соблюдение установленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся в международных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры, исключающие возможность несанкционированной передачи этой информации юридическим и физическим лицам, которым она не предназначена; участвует по поручению Министерства внутренних дел Российской Федерации в разработке международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам борьбы с преступностью; разрабатывает и представляет на утверждение Министра внутренних дел Российской Федерации согласованный с правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации порядок взаимодействия с международными правоохранительными организациями, правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола по вопросам борьбы с преступностью; вносит в правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации предложения о формировании делегаций для участия в проводимых Интерполом форумах и других встречах; оказывает необходимую консультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью в рамках Интерпола; формирует банк данных о лицах, организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящими международный характер; формирует справочно-информационный фонд зарубежного законодательства, обязательных решений и рекомендаций Генеральной Ассамблеи Интерпола, сведений о состоянии и основных тенденциях развития преступности в иностранных государствах; изучает зарубежный опыт борьбы с преступностью, разрабатывает предложения по его использованию в деятельности правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации; составляет по установленной форме и направляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состоянии преступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в организованные преступные группы, а также о лицах, совершивших преступления, связанные с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические и культурные ценности, и другие преступления, которые в соответствии с обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола подлежат включению в международную уголовную статистику. При этом не допускается передача сведений, распространение которых может причинить ущерб безопасности Российской Федерации; издает по вопросам своей деятельности информационный сборник и направляет его заинтересованным правоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации; передает в необходимых случаях для опубликования в журналах, бюллетенях, сборниках и иных изданиях правоохранительных органов, а также для распространения в средствах массовой информации сведения о лицах, находящихся в международном розыске, без вести пропавших, об идентификации личности, а также о розыске похищенных предметов и документов; осуществляет иные функции, возложенные на НЦБ Интерпола [9].

Руководство НЦБ Интерпола. Начальник и заместители начальника НЦБ Интерпола назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации, а начальники отделов - заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации.

Начальник НЦБ Интерпола: организует деятельность НЦБ Интерпола и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на этот орган; утверждает должностные обязанности сотрудников НЦБ Интерпола; назначает на должность и освобождает от должности сотрудников НЦБ Интерпола до заместителя начальника отдела включительно;

Издает в пределах своих полномочий обязательные для исполнения сотрудниками НЦБ Интерпола приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к ведению этого органа; присваивает в установленном порядке сотрудникам НЦБ Интерпола очередные специальные звания до подполковника милиции включительно; применяет в пределах своих полномочий к сотрудникам НЦБ Интерпола дисциплинарные взыскания и поощрения, предоставляет им отпуска;

Подписывает по вопросам, отнесенным к ведению НЦБ Интерпола, служебные документы, в том числе адресованные в правоохранительные и иные государственные органы Российской Федерации; вносит Министру внутренних дел Российской Федерации предложения о штатной численности и структуре НЦБ Интерпола; представляет Министру внутренних дел Российской Федерации рекомендации о составе делегации Российской Федерации для участия в работе сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола, а также о кандидатурах от Российской Федерации в руководящие органы этой международной организации [8].

 

            2.2 Раскрыть основные направления приказа «Об организации надзора за исполнением федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (приказ Генпрокурора РФ от 25 апреля 2000г. № 56)

            Приказом Генерального прокурора N 56 от 25 апреля 2000 г. "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно - розыскной деятельности" определены задачи и полномочия прокурора по обеспечению допустимости результатов ОРД. Так, согласно п.7, при решении задачи восстановления нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям уполномоченным прокурорам использовать определенные законом методы прокурорского надзора: - знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, материалами о проведении оперативно - розыскных мероприятий;  - давать письменные указания об осуществлении об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения; - отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации оперативно-розыскной деятельности; - направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей; - требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно - розыскных мероприятий; - опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность; - вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок; - требовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона; - при обнаружении признаков преступления проверку проводить в соответствии с требованиями ст. 109 Уголовно - процессуального кодекса. В соответствии с п.5 уполномоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание: - на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно - розыскной деятельности; - на соответствие оперативно - розыскных мероприятий целям и задачам оперативно - розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде; - на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно - розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом; - на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно - розыскных мероприятий. Проводимая в настоящее время в России судебная реформа в основном связана с расширением прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в условиях сохранения статуса потерпевших. Наблюдающийся дисбаланс негативно отражается на функционировании системы правосудия в целом. Действительно, защитник обвиняемого имеет право при ознакомлении с материалами дела выписывать из него любые сведения. Представителю потерпевшего такого права не предоставлено. С материалами завершенного дознания потерпевший и его представитель знакомиться не могут вообще. Право потерпевшего заявлять ходатайства труднореализуемо, так как он даже не знает в чем конкретно обвиняется лицо, причинившее ему вред. Столь же проблематичной представляется возможность участия потерпевшего участвовать в некоторых следственных действиях (осмотр, следственный эксперимент) т.к. к моменту их проведения еще не вынесено соответствующее постановление, определяющее его правовой статус. Не вручается потерпевшему и копия постановления о прекращении дела, т.к. по закону следователь только обязан письменно уведомить потерпевшего об основаниях прекращения уголовного дела. Поэтому одной из основных задач прокурорского надзора очередь является принятие комплекса мер, направленных неукоснительное требование норм процессуального закона, регламентирующих права потерпевших и их защиту и определяющих в конечном счете допустимость полученных доказательств. В информационном письме Генеральной прокуратуры РФ № 36/182-00 от 6 марта 2000г. "О состоянии преступности, результатах следственной работы и прокурорского надзора за следствием и дознанием в Российской Федерации в 1999г." исследованы причины низкого качества следствия. К ним в числе других отнесены: Пренебрежение следователей к исполнению требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств совершенных преступлений. Неквалифицированные действия при доследственной проверке материалов об экономических преступлениях. Упущения, допускаемые на начальном этапе расследования, связанные с неправильным оформлением протоколов осмотра мест происшествия, обнаружения и изъятия наркотических веществ. Факты незаконного задержания и предъявления обвинения. Ненадлежащий прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия и некоторые другие. Генеральная прокуратура обязала надзирающих за расследованием дел прокуроров повысить эффективность использования уголовно-процессуальных средств для борьбы с преступностью, сосредоточить основные усилия на повышении качества работы следователей и органов дознания, повысить действенность прокурорского надзора и ведомственного контроля за расследованием преступлений, принять меры к укреплению законности на предварительном следствии [9].

Информация о работе Контрольная работа по "Криминологии"