3. Реальность. Меры воздействия
объективно должны соответствовать
возможностям их реализации. В
ряде случаев достаточно сложно,
например, осуществить такую меру, как
трудовое устройство лиц, освобожденных
из мест лишения свободы. В этих условиях
вопросы трудоустройства органами власти
могут решаться путем экономического
стимулирования (снижение процента отчисления
от прибыли в местный бюджет и т. п.) предприятий,
которые принимают освобожденных на работу.
4. Законность. Индивидуальное
предупреждение строится на основе
строгого соблюдения законодательства,
прав, свобод, законных интересов
граждан, которые могут ограничиваться
только в той мере, в какой это диктуется
и допускается законом.
В процессе изучения личности
как объекта предупредительного
воздействия анализируются:
- преступное и иное противоправное поведение (когда, где и за что лицо привлекалось к уголовной или административной ответственности, какая мера наказания или взыскания была назначена, где отбывало наказание и как характеризовалось в этот период);
- факторы, детерминирующие преступное и иное противоправное поведение (что было причиной каждого правонарушения; в отношении кого и по каким мотивам они были совершены; были ли связаны эти правонарушения с пьянством или употреблением наркотиков, с конфликтом в семей-но-бытовой сфере; какие условия облегчали совершение правонарушений и т. п.);
- социально-демографические характеристики (сведения об образовании, возрасте, семейном положении, составе семьи, месте жительства, культурном уровне, социальном положении, специальности, должностном положении, трудовом стаже, отношении к труду, к собственности, к исполнению общегражданских обязанностей, семье, детям и т.д.);
- индивидуально-психологические особенности (уровень интеллекта – умственное развитие, запас знаний, широта и уровень взглядов; черты характера – общительный или замкнутый, деятельный или ленивый, правдивый или лживый, мягкий или жестокий; волевые качества – настойчивость, решительность, организованность, способность подчинить себе других или поддаться чужому влиянию и т. д.; интересы к чтению, спортивным играм, охоте, рыбной ловле, техническому творчеству и др.);
- особые склонности антиобщественного характера (к употреблению спиртных напитков или наркотиков, азартным играм, паразитическому образу жизни, агрессивно-конфликтному поведению и т. д.);
- признаки преступного опыта (особые навыки подготовки, совершения и сокрытия преступлений, осведомленность о методах оперативной работы, участие в преступных группировках и т. п. ;
- физиологические особенности и заболевания (алкоголизм, психопатия, отклонения в половой сфере и др.);
- условия жизни и ближайшее окружение (характеристика членов семьи, семейно-бытовых отношений, жилищных условий, взаимоотношений с окружающими, сослуживцами, лицами, могущими оказать положительное влияние, и т. п.).
- Методы индивидуального предупреждения преступлений.
В целях всестороннего
изучения личности применяются следующие
основные методы – ознакомление с
различными документами (в том числе
обобщение независимых характеристик);
анализ поступков изучаемого лица;
беседы с гражданами, хорошо знающими
его; изучение медицинских и иных документов,
окружающей его среды и т. д.
Применение
методов индивидуального предупреждения
преступного поведения предполагает
достаточно длительное и систематическое воздействие. Но при
этом должен комплексно применяться весь
арсенал методов, все силы и средства воздействия
на личность, соответствующие демократическим
принципам отношения к личности.
Можно выделить
следующие методы индивидуального
воздействия: убеждение, оказание помощи, принуждение.
Метод убеждения
– это комплекс воспитательных,
разъяснительных мероприятий, осуществляемых
в целях изменения антиобщественной
направленности личности и закрепления
ее положительной социальной ориентации.
Убеждение применяется для преодоления или
нейтрализации основных антиобщественных
ориентации, могущих привести к совершению
преступлений.
Основными формами
реализации метода убеждения являются:
индивидуальные и коллективные беседы,
обсуждение поведения лица, установление над ним индивидуального
и коллективного шефства, стимулирование
участия в общественно полезной деятельности
и т. п.
В процессе реализации
методов убеждения применяются
разнообразные психологические
и педагогические приемы воздействия
на разум, чувства и волю правонарушителя. На практике
положительно себя зарекомендовали беседы.
В индивидуальном предупреждении преступного
поведения используются беседы трех видов:
ознакомительная, предупредительная и
воспитательная (классификация А. И. Алексеева).
Ознакомительная беседа – ответственное
мероприятие, от содержания и результатов
которого во многом зависит ход дальнейшей
воспитательной работы. Психологическая
атмосфера такой беседы, ее тон должны
отражать общую линию индивидуальной
работы – сочетание доброжелательности,
заинтересованности в судьбе человека
с требовательностью к нему, его поведению.
Чтобы эта беседа была эффективной и предметной,
необходимо собрать как можно больше информации
о самом лице, его поведении, окружении,
связях и т. п.
Предупредительная беседа проводится либо при
наличии фактов антиобщественного поведения
лица, взятого на профилактический учет,
либо без каких-либо внешних поводов, в
порядке повседневной работы. Предупредительная
беседа наряду с главной ее задачей –
оказанием непосредственного воспитательного
воздействия, преследует цель контроля
за поведением подучетного, а также используется
для информационного обеспечения индивидуального
предупреждения преступлений.
Воспитательная
беседа близка по цели, основному содержанию,
способам воздействия предупредительной
беседе. Пути воздействия на сознание,
чувства и волю, используемые в ходе предупредительных
и воспитательных бесед, во многом сходны.
Однако воспитательные беседы проводятся,
как правило, в неофициальной обстановке,
чаще представителями общественности,
по месту жительства, учебы "или работы
лица, в отношении которого реализуется
данная мера.
Наряду с
беседой к числу основных организационно-тактических
форм непосредственного воспитательного
воздействия относятся вовлечение
лиц в социально полезные занятия
трудового, общественного, спортивного,
самодеятельного и иного характера.
Метод оказания
помощи, как правило, является одним
из самых эффективных в деятельности
субъектов предупреждения преступлений.
Он касается трудового устройства, улучшения бытовых условий,
поступления на учебу, организации досуга,
установления социально полезных контактов,
планирования денелсных расходов, выбора
жизненных целей и т. д.
Наибольшую
значимость представляют первые два
вида оказания помощи, особенно для лиц, освобожденных после
отбытия наказания. Регламентация этой
работы осуществляется в специальных
нормативных актах. Когда применение указанных
мер крайне затруднено, для их реализации
необходимо использовать возможности
церкви, спонсоров, различных фондов, службы
социальной защиты населения, центров
социальной реабилитации, домов ночного
пребывания и других подобных структур.
Меры помощи
реализуются также путем оказания
воздействия на социальную микросреду,
лица, с которым ведется работа.
Отрицательные источники могут быть во
всех сферах микросреды: в семье, в школе,
трудовом коллективе.
Для исключения
отрицательного влияния с носителями
такого влияния проводится индивидуально-профилактическая
работа (беседы, предупреждение, принуждение);
лицо, с которым ведется работа, переводится
в другой класс, школу, трудовой коллектив;
отрицательное влияние нейтрализуется
более сильным воздействием, развенчанием
носителя вредного, разлагающего влияния
и т. д.
Метод принуждения
является одним из основных в деятельности правоохранительных органов
и прежде всего – милиции. Основанный
исключительно на законе, этот метод дает
возможность своевременно предотвратить
противоправную преступную деятельность
лиц, находящихся под контролем, защитить
граждан от их противоправных посягательств.
Ранее этому методу уделялось недостаточно
внимания, поскольку декларировалась
обязанность правоохранительных органов
в основном использовать методы убеждения
и помощи. Однако превентивная функция
в данном случае выходила за пределы обязанностей
сотрудников этих органов, подменяя и
дублируя предупредительную работу Других
субъектов предупреждения преступлений.
Кроме того, правоохранительные органы
не обладали, да и не обладают необходимыми
возможностями для реализации в полной
мере убеждения, а особенно помощи.
Метод принуждения
реализуется путем применения различных
по своей юридической природе, содержанию
и направленности мер воздействия.
Однако они должны регламентироваться
соответствующими правовыми нормами
различных отраслей права – гражданского, семейного, административного
и т. д. К основным мерам, имеющим предупредительное
значение и наиболее часто применяемым
правоохранительными органами, относятся
следующие:
- административный арест и административное задержание для предотвращения антиобщественного поведения лица и защиты граждан, членов семьи от противоправных посягательств;
- штраф, реализующий материальную ответственность лица за свои антиобщественные проступки и призванный предупредить более серьезные правонарушения;
- принудительное лечение пьяниц и наркоманов, которое наряду с медицинскими целями преследует цель уберечь лицо от дальнейшей деградации, от совершения преступления на почве этих пагубных пристрастий и защитить семью и окружающих от его пагубного влияния и хулиганских посягательств;
- административный надзор, преследующий цель жесткого контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и не ставшими на путь исправления.
Наложение и
ужесточение ограничений в отношении
судимых, взятых под надзор, позволяет
установить барьеры на пути их противоправной
деятельности, способствует социализации
личности. Возложение на лицо обязанности
прибывать периодически в орган внутренних
дел для регистрации лишает его возможности
вести антиобщественный образ жизни.
К уголовно-правовым
мерам индивидуального предупреждения
преступного поведения можно отнести
такие, как привлечение к ответственности
лиц по статьям Уголовного кодекса с так
называемой двойной превенцией (угроза
убийством, нанесением тяжких телесных
повреждений или уничтожением имущества;
изготовление, хранение или сбыт оружия;
вовлечение несовершеннолетних в преступную
деятельность и т. п.).
Следует помнить,
что индивидуальное предупреждение
преступного поведения представляет
собой сложнейший вид деятельности,
поскольку оно всегда связано с конкретным человеком,
его особенностями. Наиболее остро это
проявляется в работе с несовершеннолетними.
Основные функции по реализации
предупреждения индивидуального преступного
поведения подростков возложены на специализированные
подразделения органов внутренних дел,
входящие в структуру милиции, общественной
безопасности.
Согласно нормативным
актам эти подразделения реализуют
меры воздействия в отношении
следующих категорий несовершеннолетних:
освобожденных из мест лишения свободы;
осужденных к лишению свободы условно
либо с отсрочкой исполнения приговора;
совершивших преступления, но освобожденных
от уголовной ответственности в связи
с применением мер общественного воздействия
либо административного взыскания или
вследствие акта об амнистии; совершивших
общественно опасные деяния до достижения
возраста, с которого наступает уголовная
ответственность; обвиняемых в совершении
преступлений и не заключенных под стражу
в период предварительного следствия;
вернувшихся из специальных учебно-, лечебно-воспитательных
учреждений; систематически совершающих
правонарушения, влекущие наложение административных
взысканий.
В этих целях
данные подразделения по предупреждению
правонарушений несовершеннолетних принимают
следующие меры:
- взаимодействуют с органами социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами в целях активизации предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
- вызывают несовершеннолетних, родителей, лиц, их заменяющих, а также приглашают иных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции, для выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями подростков, получают от них необходимые объяснения, сведения, справки, документы;
- посещают несовершеннолетних правонарушителей по месту их жительства, учебы, работы; проводят профилактические беседы с ними, родителями и иными лицами, отвечающими за воспитание и поведение подростков;
- задерживают и доставляют несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами МВД России;
- проводят предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности;
- в соответствии с действующим законодательством осуществляют меры по контролю за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;
- в неотложных случаях направляют детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, в учреждения органов социальной защиты населения, здравоохранения, для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические и другие средства, вызывающие одурманивание;
- направляют в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения информацию об обстоятельствах, способствующих правонарушениям подростков, и предложения по устранению этих обстоятельств.