Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 15:37, курсовая работа
На сегодняшний день расследование, пожалуй, самое молодое направление в современной отечественной журналистике. Изменения в жизни нашего общества, происходящие в последние годы, пробудили у граждан интерес к общественной и политической жизни, вызвали потребность быть полноправным участником этой жизни. В современных российских СМИ журналистское расследование заняло заметное место: во многих крупных газетах и журналах организованы отделы расследований.
Введение…………………………………………………………………………………….…………………….………………………..3
1. Журналистское расследование как вид деятельности СМИ………………..………………………………5
1.1. Основные этапы журналистского расследования……………………….…….………………………………5
1.2.Методы журналистского расследования………………………………….…………………………….…………..7
2. Роль информации в журналистском расследовании……………………………………………….………….11
2.1.Источники информации………………………………………………………………………………………………………11
2.2.Доказательства…………………………………………………………………………………………………….………………12
3. Безопасность журналиста при проведении расследования………………………………………………..14
3.1.Принципы безопасности проведения журналистского расследования………….………………..19
4. Практическая часть………………………………………………………………………………………………………………..21
4.1 Примеры журналистских расследований……………………………………………..……………………………21
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………………………………………………………………25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО КубГУ)
Факультет журналистики
Кафедра публицистики и журналистского мастерства
Курсовая работа
по дисциплине «Основы теории журналистики»
На тему: «Журналистское расследование: опора на доказательствах, документальное подтверждение выводов»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Журналистское расследование
как вид деятельности СМИ………………
1.1. Основные этапы журналистского расследования……………………….…….…………
1.2.Методы журналистского расследования………………………………….………
2. Роль информации в журналистском расследовании……………………………………………
2.1.Источники информации……………………………………………………
2.2.Доказательства………………………………
3. Безопасность журналиста при
проведении расследования………………
3.1.Принципы безопасности проведения журналистского расследования………….………………..19
4. Практическая часть…………………………………………………………………
4.1 Примеры журналистских расследований……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
На сегодняшний день расследование, пожалуй, самое молодое направление в современной отечественной журналистике. Изменения в жизни нашего общества, происходящие в последние годы, пробудили у граждан интерес к общественной и политической жизни, вызвали потребность быть полноправным участником этой жизни. В современных российских СМИ журналистское расследование заняло заметное место: во многих крупных газетах и журналах организованы отделы расследований.
Аналитическая публикация, основанная на исследовании или расследовании, обладает высокой новостной ценностью и большой общественной значимостью и появляется в СМИ благодаря инициативе и энергии журналиста. Но инициатива и энергия автора стимулируется его талантом, природным чутьём, знанием методологии исследования и расследования, умением строить солидную и основанную на убедительных фактах логическую структуру материала, раскрывающая процесс возникновения проблем и пути их наилучшего решения.
С установлением демократических порядков в России журналистике была отведена куда более значительная роль, чем унизительное обслуживание партийных интересов, как это было при советской власти. В1991 году Верховный Совет принял закон о средствах массовой информации, который наделил журналиста весьма широкими правами и гарантировал защиту его чести, достоинства, имущества и здоровья.
У СМИ появился реальный шанс стать настоящей «четвёртой властью». Журналистика рассматривалась обществом как один из мощнейших инструментов социального контроля над деятельностью государственных институтов, как эффективное средство против произвола чиновников и распространения коррупции. Однако исполнить эти функции стандартными методами журналистики не всегда возможно. На лбу у чиновника не написано, что он взяточник и коррупционер, а в лексиконе его пресс- секретаря таких слов нет. Именно поэтому в редакциях газет и телевидения стали появляться журналисты, способные раздобыть эту информацию самостоятельно, а материалы, которые они писали, выходили под рубрикой «Журналистское расследование».
Целью исследования является моделирование процесса журналистского расследования, а также выделение его этапов и методов.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических основ
проведения журналистского
2. Характеристика жанра журналистского расследования.
3. Описание методики проведения журналистского расследования.
4. Практическое проведение
Методы исследования. Были использованы методы теоретического уровня: теоретический анализ проблемы исследования на основе изучения политологической, экономической, социологической и методической литературы.
1.
Журналистское расследование
Журналистское расследование не может появиться на свет без инициативы, идеи и усилий со стороны журналиста. Это материал, обладающий высокой новостной ценностью и большой значимостью для общества. Расследование основывается на множестве источников информации - людях, документах, данных и личном наблюдении. Во многих случаях на поверхность выплывают материалы, которые власти предпочли бы не раскрывать.
Журналистское расследование возможно по любой теме в любой сфере общественной жизни. Особенно плодотворны для него две обширные сферы. Первая – организации и виды деятельности, находящиеся и протекающие в удаленных местах либо как-то иначе скрытые от взора общественности. Вторая – люди и учреждения, которые внезапно оказываются вытолкнуты «в свет прожекторов», те, что возникают как бы из ниоткуда, мгновенно обрастая множеством легенд.
1.1. Основные этапы журналистского расследования
Журналистское расследование включает в себя несколько таких этапов:
1)Получение предварительной
Как появляются данные для расследования? Иногда – в результате «слепого» поиска сведений по теме, основанного на обычном любопытстве. Чтение книг, газет, журналов, просмотр документальных фильмов и телепередач, знакомство с библиографическими обзорами, другими библиотечными источниками, компьютерными изданиями и базами данных как российских, так и международных, могут подсказать журналисту достаточно определенный адрес вполне конкретного поиска. Но гораздо чаще подобные адреса подсказывают телефонные звонки или поступающие в редакцию письма. Иногда повод для подготовки расследования возникает как бы сам собой, на основе той информации, которая постоянно циркулирует в профессиональной журналистской среде.
Еще один возможный путь получения первоначальной информации - анонимное анкетирование. С этой целью в издании, в котором работает журналист-расследователь, может быть опубликована анкета, содержащая вопросы, ответы на которые могут натолкнуть его на вполне определенный адрес дальнейшего поиска.
2)Конкретизация задач и целей журналистского расследования
Обладая исходной информацией, журналист должен, хотя бы примерно, определить конкретную задачу расследования. Для этого ему следует, прежде всего, очертить сферу деятельности и круг тех лиц, чьи действия могут оказаться подпадающими под определение терроризма. Далее ему необходимо, исходя из реальных возможностей, существующих в данном конкретном случае, конкретизировать общие цели расследования как такового, то есть, «сузить» до уровня реально реализуемых целей. В качестве таковых могут, например, выступать следующие цели:
1) выявление конкретных
Журналист может поставить перед собой задачу реализовать все эти цели, а может остановиться только на некоторых, или даже – на одной из них. Все будет зависеть от тех фактов, которые окажутся у него в руках, а также и от ряда других причин, которые будут известны только самому автору или его редактору.
3)Формирование
Выдвижение гипотезы является одним из важных этапов расследования. Под расследовательской гипотезой понимается предположение о том, почему, например, произошло то преступление, которое заинтересовало журналиста, что может быть его причиной, кому оно выгодно, кто может являться его участником?
Выдвижение гипотезы (гипотез) важно, прежде всего, в силу того, что она подсказывает, в каком направлении следует двигаться, чтобы ответить на поставленные вопросы, связанные с предметом журналистского расследования.
4)Проверка гипотезы.
Проверка гипотезы, то есть, сбор основного материала, как правило, является самой трудоемкой частью и основным содержанием полноценного журналистского расследования.Ведь любое предположение, каким бы оно интересным и, возможно, верным по своей сути ни было, будет всего лишь предположением. Только получение необходимых фактов, аргументов, доказательств, подтверждающих его верность, может оправдать поиск журналиста и, возможно, поставить точку в этом поиске.
1.2.Методы журналистского расследования
Хотя у многих журналистов – расследователей есть свои излюбленные методы поиска информации, из этого не следует, что всегда можно обойтись только каким-то одним методом. Используются, разумеется, исходя из конкретной ситуации, в которой проводится расследование, разные методы часто используются в комплексе. Рассмотрим наиболее важные и наиболее применяемые из них.
Метод наблюдения. Этот метод основан на личном наблюдении, личном познании действительности путем чувственного ее восприятия. В отличие от обыденного наблюдения, которое часто носит непреднамеренный, случайный характер, журналистское наблюдение целенаправленно. Объектом журналистского наблюдения могут быть и относительно простые, и исключительно сложные общественно-политические, культурные, религиозные, нравственные процессы, события, ситуации. Наблюдение представляет собой довольно сложное действие, предопределяемое как особенностями наблюдаемого объекта, так и личными качествами, профессиональными навыками, опытом наблюдающего. Существует несколько видов журналистского наблюдения. Определения этих видов возникают на разных основаниях. Так, в зависимости от степени непосредственности контакта наблюдателя с наблюдаемым объектом, на который направлено его внимание, наблюдение может быть названо прямым или косвенным. Имеется в виду, что одни предметы автор может наблюдать, явно контактируя с ними, другие же, в силу их удаленности и иных условий, лишь опосредованно, используя косвенные данные.
По временному признаку (количеству затраченного времени) наблюдения подразделяются: на кратковременные и длительные. Кратковременные наблюдения используются при подготовке оперативных публикаций, в случае же, когда надо изучить предмет подробно, основательно, что чаще всего и требуется в ходе журналистских расследований, применяется длительное наблюдение.
Наблюдения подразделяются на открытые и скрытые. В ходе открытого наблюдения журналист вполне осознанно афиширует свою роль наблюдающего. Во втором случае, тот факт, что он ведет, например, за кем-то, наблюдение, журналист скрывает от других людей (прежде всего от лиц, привлекших его внимание).
Методы интервью и беседы. Многие ответы, на волнующие журналиста - расследователя вопросы, он может получить, обращаясь к «носителям» базовой информации. Термин интервью происходит от английского слова (interview) , что в переводе означает беседа. Результативная беседа «один на один» (с глазу на глаз или по телефону), особенно с известным человеком - дело достаточно непростое для начинающего журналиста. Одна из труднейших задач в данном случае - предстать перед интервьюируемым (или собеседником) в образе человека, компетентного в том вопросе, о котором идет речь. Ибо вполне логично предположить, что, например, государственный деятель, обычно обремененный множеством забот, будет ожидать лаконичного разговора по существу, а, значит, и хорошей подготовки журналиста к разговору.
Но когда речь идет о компетентности интервьюера, то имеется в виду не только знание им особенностей предмета интервью. От журналиста ждут и компетентности другого плана - профессионализма коммуникатора. То есть умения точно и оперативно ставить вопросы, умения направлять разговор в нужное русло, умения акцентировать внимание собеседника на самом главном, самом интересном для аудитории. Журналист, готовясь к разговору, должен учесть следующие моменты:
а) журналист, готовясь к интервью, должен узнать как можно
больше о своем «источнике»;
б) обязательно следует составить вопросы, на которые могут
быть получены интересные ответы. И хотя такие вопросы не всегда «ложатся» в канву того интервью, которое реально совершится, все же они будут хорошим ориентиром в ходе разговора;
в) интервью лучше получать в личной беседе, нежели по телефону или другим техническим каналам, поскольку они могут выйти из строя в неподходящий момент, а это может кончиться нежелательным для интервьюера образом. Однако когда нельзя избежать интервью по телефону, когда надо задать всего два-три вопроса, журналист должен четко представиться своему собеседнику, говорить с ним уважительным тоном, по существу дела, коротко и ясно, точно формулируя вопросы; желательно всегда дублировать обычную запись на бумаге диктофонной записью. Это помогает избежать в дальнейшем проблем, если собеседник откажется от своих слов. В некоторых случаях можно записывать разговор, не предупреждая его об этом. Порой это противозаконно. Иногда собеседника раздражает включенный диктофон, но затем он, как правило, забывает о нем;
г) любому интервью должна предшествовать предварительная договоренность с «источником» (за исключением особых случаев, например - интервью в чрезвычайной ситуации);
д) журналист должен прочно запомнить фамилию, отчество, профессию, звание, должность собеседника;
е) интервью начинается с установления психологического контакта с «источником». Это может произойти разными путями. Например, можно сказать несколько любезных слов о проекте, которым занят собеседник, или затронуть легкий спорный вопрос общего плана. Если известно, что собеседник любит шутки, можно начать с нового анекдота, желательно короткого и остроумного, но не задевающего собеседника;