Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 19:05, практическая работа
Обладая абсолютным литературным вкусом, Некрасов безошибочно предугадывал читательское восприятие готовящихся публикаций. Тонкий знаток психологии подписчика, Некрасов в своих заботах о популяризации журнала в широких читательских кругах не пренебрегал и внешними эффектами. Особое значение он придавал «подаркам» для подписчиков — бесплатным приложениям к «Современнику». «При хорошем журнале хороший подарок — вещь очень нелишняя», — писал он в феврале 1848 г. официальному редактору Никитенко, сообщая ему о готовящемся «Иллюстрированном альманахе». Это издание, уже отпечатанное и готовое к рассылке заранее оповещенным подписчикам «Современника», было запрещено цензурой. Понеся огромные убытки, Некрасов спешно подготовил и провел через цензуру другой «подарок» — «Литературный сборник» (1849), выполнив таким образом свое обещание.
Журналистская деятельность Н.А.Некрасова
Тырина Полина
В 1847 году Некрасов заключил договор об аренде журнала «Современник» с П. А. Плетневым, издателем журнала. После смерти основателя – А. С. Пушкина, журнал потерял былую популярность. В качестве официального редактора был приглашен университетский профессор и цензор, опытный журналист А.В. Никитенко, что обеспечивало надежную защиту от повышенного внимания к журналу со стороны цензурного ведомства.
Обладая абсолютным литературным вкусом, Некрасов безошибочно предугадывал читательское восприятие готовящихся публикаций. Тонкий знаток психологии подписчика, Некрасов в своих заботах о популяризации журнала в широких читательских кругах не пренебрегал и внешними эффектами. Особое значение он придавал «подаркам» для подписчиков — бесплатным приложениям к «Современнику». «При хорошем журнале хороший подарок — вещь очень нелишняя», — писал он в феврале 1848 г. официальному редактору Никитенко, сообщая ему о готовящемся «Иллюстрированном альманахе». Это издание, уже отпечатанное и готовое к рассылке заранее оповещенным подписчикам «Современника», было запрещено цензурой. Понеся огромные убытки, Некрасов спешно подготовил и провел через цензуру другой «подарок» — «Литературный сборник» (1849), выполнив таким образом свое обещание.
В течение долгих лет «Современник» Некрасова — солидный «литературный, ученый и политический» журнал выходил с красивыми цветными картинками мод из Парижа и непременной статьей о новых веяниях в этой области. Убежденный, что без отдела мод журнал утратит значительную часть подписчиков, Некрасов стойко переносил насмешки и отказался от картинок лишь тогда, когда «Современник» занял господствующее положение в русской журналистике.
С самого начала издания своего журнала Некрасов взял критико-библиографический отдел «Современника» под особый контроль, от которого не был свободен даже Белинский. Известны случаи, когда он добивался исключения отдельных «неуместных» для «Современника» суждений его ведущего критика и собственноручно правил его статьи. Такое строгое отношение к собственно журнальным отделам, к их содержанию и, особенно к подбору сотрудников этих отделов было неизменным принципом Некрасова-редактора на всем протяжении его журнально-издательской деятельности.
В редакторской работе (в узком смысле — в подготовке журнальных материалов к печати) Некрасов, как правило, относился к тексту сотрудника чрезвычайно бережно и уважительно. Постоянный сотрудник журнала Некрасова (как в «Современнике», так и в «Отечественных записках») был избавлен от редакторской «цензуры» и мелочных придирок к тексту. Непринципиальные, но существенные для редакции расхождения в мнениях с автором публикуемой статьи иногда отражались в заметках на полях рукописи для автора в специальных редакционных примечаниях к ней. К способу «коренного редактирования» журнальных материалов, характерному, например, для О. И. Сенковского и М. Е. Салтыкова-Щедрина, Некрасов прибегал чрезвычайно редко, чаще всего по просьбе молодых малоопытных авторов или с их согласия.
В первые годы издания «Современника» Некрасову приходилось быть не только руководителем, но и ведущим сотрудником всех отделов журнала. Он писал фельетонные обозрения литературно-общественной жизни, редакционные полемические выступления, рецензии, сатирические заметки, информации и анонсы. Основным помощником и соавтором Некрасова (под традиционной маской Новый поэт) в «журнальных» (критико-иублицистических) отделах «Современника» в ни годы был И.И. Панаев. Этой же маской оба редактора «Современника», писавшие совместно и редакционные статьи, пользовались в «Современнике» для рецензий и фельетонов (коллективных и индивидуальных).
Прирожденный журналист, Некрасов отличался всегдашней готовностью к коллективному творчеству с самыми разными авторами, в любом литературном и собственно журнальном жанре. Он писал сатирические стихи с Тургеневым, Панаевым, Дружининым и Добролюбовым; водевили с Кони, Григорьевым; фарс в прозе и стихах «Как опасно предаваться честолюбивым снам» (1846) с Григоровичем и Достоевским, романы с А.Я. и И.А. Панаевыми, рецензии, статьи, фельетоны с Белинским, Панаевым, Дружининым, Чернышевским, Добролюбовым и др. Последний цикл фельетонных обозрений русской журналистики «Заметки о журналах» (1855-1856) Некрасов писал вместе с В.П. Боткиным.
Величайшей заслугой Некрасова-журналиста является не только факт участия в его журналах практически всех замечательных беллетристов, поэтов, критиков, публицистов и ученых середины и второй половины XIX столетия, но и того обстоятельство, что едва ли не каждый и 2 или 1 из этих талантов был замечен Некрасовым и вошел в большую литературу через его издания. В «Петербургском сборнике» был напечатан, как уже говорилось, первый роман Достоевского, с «Современником» Некрасова связан расцвет беллетристического таланта Герцена («Кто виноват?», «Сорока-воровка»); малоизвестный тогда поэт И. С. Тургенев с первого номера некрасовского «Современника» печатал в нем свои знаменитые «Записки охотника» (название этого цикла рассказов, кстати, придумано самим Некрасовым), а затем до конца 1850-х годов был одним из основных и любимейших читателями авторов «Современника»; здесь же начинал (повестью «Детство», 1S52) и очень скоро завоевал огромную популярность Л.Н. Толстой. На страницах некрасовских «Современника» и «Отечественных записок» расцвели таланты А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина (последний после смерти Некрасова заменил его на посту редактора «Отечественных записок»); с журналами Некрасова тесно связано творчество А. И. Гончарова, Д. В. Григоровича, А. Ф. Писемского, Г. И. Успенского, Н. В. Успенского, Н. Г. Помяловского и многих других писателей. По выражению Н. К. Михайловского, одного из талантливейших публицистов некрасовских «Отечественных записок», Некрасов «провозил» на своих журналах «груз высокохудожественных произведений, составляющих ныне общепризнанную гордость литературы».
Некрасов умел находить, и смело привлекал к литературной деятельности талантливых самоучек из самых демократических слоев российского общества. В «Современнике» печатались и обрели известность Ф. М. Решетников — сын разъездного почтальона в Перми, Г. Н. Потанин — сын крепостного в Симбирской губернии; во время Крымской войны наряду с «Севастопольскими рассказами» Толстого Некрасов напечатал в «Современнике», а затем выпустил отдельной книжкой серию устных солдатских рассказов, вызвавшую огромный интерес читателей и критиков.
Современники Некрасова и современные исследователи его литературно-общественной деятельности единодушно признают, что важнейшей заслугой Некрасова в истории русской журналистики и цензуры стала созданная им система «щитов и громоотводов» для печати, благодаря которой ему удавалось издавать «Современник» в сложных политических условиях.
В течение тридцати лет Некрасов стоял во главе русской журналистики, будучи редактором лучших журналов XIX в., которые последовательно в высоко художественной и публицистической форме развивали в общественном сознании идеи свободы личности, равенства и социальной справедливости. За эти годы Некрасов выпустил в свет 360 томов этих изданий, а их читательская аудитория составила около 18 млн человек. Некрасовские журналы оказали могучее влияние на несколько поколений русской интеллигенции и не утратили своего литературно-общественного значения на протяжении всего XX столетия.
Информация о работе Журналистская деятельность Н. А. Некрасова