Журналистика Норвегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение особенностей современных печатных изданий Aftenposten, NRK и их их типологии.
Для достижения поставленной цели передо мной были поставлены следующие задачи:
• рассмотрение журналистики как одного из важнейших средств массовой информации Норвегии.
• изучение истории печатных изданий Норвегии.
• особенности современной типологии печатных СМИ Норвегии.

Оглавление

Введение…………………………..……………………………………………….3
Глава 1. История журналистики Норвегии………..………..…………..……….4
Глава 2. Современные норвежские СМИ………………………………..…..…..7
Заключение……………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

СМИ Норвегии.docx

— 51.83 Кб (Скачать)

     Оглавление

Введение…………………………..……………………………………………….3

Глава 1. История журналистики Норвегии………..………..…………..……….4

Глава 2. Современные норвежские СМИ………………………………..…..…..7

Заключение……………………………………………………………………….18

Список  используемой литературы……………………………………………...19 
 
 

 

        Введение

     Журналистика  представляет собой часть мировой  культуры и очень важную часть  общественного движения. Это также  феномен творчества и политики. В  совокупности это одно из важнейших  явлений современной цивилизации.

     От  века в век значение журналистики неуклонно возрастало. Сегодня она  является мощной идеологической силой. Журналистика создает президентов, влияет на эволюцию общественной мысли, организации общества, на развитие экономики. Являясь одним из феноменов  культуры, она сама активно воздействует на духовную и материальную культуру, на ее развитие.

     Нужно понимать, что процесс приращения знания продолжается, и еще далеко не все пласты изучены, не весь исторический материал введен в научный оборот. Но современное состояние этой проблемы уже позволяет создать достаточно многообразную картину истории  мировой журналистики. Вместе с тем  произошло и значительное углубление принципов, подходов к изучению журналистики. В структуре научного знания все  большую ценность приобретает логика, принципы, приемы, методы, с помощью  которых исследователь познает  свой предмет, описывает и объясняет  происходящие процессы. В этой системе, в системе методологических категорий, в системе подходов к изучению материала особое место занимает принцип историзма. Он является универсальным  принципом и в познании современного состояния, и в познании теории предмета. Это всеобщий логический принцип, но особенно важен он, конечно, в познании истории объекта исследования. Указанный  принцип, который уже давно разрабатывается, реализуется в форме определенных методологических требований к научному познанию. Эти требования положены в основу исследования материала. Принцип  историзма предполагает объективное, всестороннее рассмотрение изучаемого объекта, познание его сущности, частных  и общих закономерностей, исследование всех его связей и опосредствования, установление предпосылок явления  и определение периодизации развития. Определение периодизации развития означает, что в основу изучения объекта, предмета исследования (а таковым  для нас является история журналистики) должен быть положен хронологический  принцип исследования. В этой книге  хронологический принцип является основой рассмотрения материала. Мы видим развитие журналистики от ее предпосылок, от преджурналистских  явлений до наших дней в плане  хронологического развития, смены одних периодов последующими периодами в их исторической преемственности.

     Актуальность  данной работы заключается в том, что с каждым годом информационный объем растет все больше и больше и уже трудно представить жизнь современного общества без СМИ,  в частности журналистики. Конкретно норвежская журналистика интересна автору по причине того, что в последнее время возобновляются различного рода отношения между Норвегией и Россией.

     Целью данной работы является изучение особенностей современных печатных изданий Aftenposten, NRK и их их типологии.

     Для достижения поставленной цели передо мной были поставлены следующие задачи:

• рассмотрение журналистики как одного из важнейших  средств массовой информации Норвегии.

• изучение истории  печатных изданий Норвегии.

• особенности  современной типологии печатных СМИ Норвегии.

     Объектом  работы является журналистика Норвегии на современном этапе.

     Предметом работы являются печатные издания Aftenposten, NRK.

     Структурно работа включает введение, основную часть, состоящую из двух вопросов, заключение и список литературы. 
 
 
 

     Глава 1. История журналистики Норвегии 

     Возникновение и становление норвежской журналистики проходили в сложнейших условиях. «Протожурналистика» страны складывалась на устной традиции, и до сих пор  еще далеко не все истоки литературного  творчества норвежцев, ставшего базой  для возникновения собственно журналистики, достаточно хорошо изучены. Многие черты  норвежской литературы были восстановлены  по данным древне-исландской литературы, создававшейся норвежскими переселенцами. Дошедшие до нас памятники чисто  норвежской литературы связаны с  распространением христианства и утверждением феодального строя – это произведения XIII века поэма «Сонное видение» и  дидактический диалог «Королевское зерцало». В XIV–XV веках возникла баллада, которая во многих странах Европы в то время была одним из каналов  распространения событийной информации.

     Развитие  норвежской прессы в силу исторических причин проходило медленно и болезненно. Подчинение Дании превратило Норвегию на длительное время в глухую провинцию. Зачатки собственно норвежской литературы появились лишь в XVI веке, а значительные произведения – только в XVII – это  поэма П. Дасса «Глас Нурлана» (1678–1692).

     Полярные  путешествия Й. Мунка в начале XVII века привлекли внимание мировой  общественности к Норвегии. К середине XVIII века относятся труды Э. Понтоппидана «Опыт описания естественной истории  Норвегии» (1752–1753) и Ю.Э. Гуннеруса  «Флора Норвегии» (1766–1772).1

     Подъем  норвежской литературы и науки в  восемнадцатом веке, веке Просвещения, связан с развитием капитализма  и распространением в стране национально-патриотических настроений. Именно в это время  появляется и собственно норвежская журналистика. Надо отметить, что свободная  норвежская пресса развивалась своими, не схожими с остальными странами, путями. На заре развития норвежской журналистики в стране существовали лишь маленькие  издания с местной циркуляцией. Это было время борьбы Норвегии за независимость от Дании, но, несмотря на появление новой свободной  конституции 1814 года, прессы как таковой  не существовало: были лишь разрозненные журналы, печатающие объявления, сплетни, поучительные истории и т.п. В  известной степени это определялось тем, что во время датского господства Норвегия не имела собственного письменного  языка: в качестве литературного  использовался датский. Только последовавшие  двадцать лет после принятия Конституции  можно считать реальным началом  развития прессы.2

     Важную  роль для развития СМИ вцелом сыграли  и географическое положение Норвегии, и плохо развитая система дорог  и связи, и бедность страны. Таким  образом, пресса Норвегии отставала  в своем развитии и не была таким  мощным государственным  рычагом, как, например, в Швеции.

     Все эти факторы, несомненно, сказались  и на нынешнем состоянии норвежской прессы, ее локальности, разобщенности, многочисленности местных маленьких  изданий. Кроме того, в традицию норвежской журналистики со времен освободительной  борьбы вошли независимость, свобода  суждений.

     Как и в других странах Северной Европы, пресса Норвегии носила региональный характер. Старейшая газета страны – «Моргенависен» («Утренняя газета») выходит с 1765 года не в Осло, а в Бергене. Сейчас она издается тиражом в 9,6 тыс. экземпляров и выражает интересы партии Хейре.

     Лишь  с обретением страной независимости(7 июня 1905) стала быстрыми темпами  развиваться газетная пресса. Особенно быстрый рост тиражей газет приходится на первые годы после второй мировой  войны (достаточно привести такой пример: совокупный тираж норвежских газет  по сравнению с довоенным 1939 годом  вырос в это время в три  раза).

     В географическом отношении печать Норвегии распределена весьма неравномерно. Так, на два крупнейших города – Осло и Берген – приходится третья часть  тиража всех газет. Сейчас провинциальная печать представлена в основном небольшими газетами, выходящими небольшими тиражами несколько раз в неделю.

     Норвежские  газеты традиционно поддерживают связь  с политическими партиями. Одной  из старейших газет страны является «Адрессеависен» («Адресная газета»), основанная в 1767 году и выходящая  в Тронхейме. Это орган консервативной партии Хейре. Норвежская рабочая партия выпускает с 1884 года ежедневную газету «Арбейдербладет» («Рабочая газета»). Это центральный орган партии, выходящий 52-тысячным тиражом в столице  страны Осло.3

     Развитие  журналистского образования тесно  связано с историей просвещения. Самые первые кафедральные школы  возникли в Осло, Бергене и Тронхейме  в середине XII века, но лишь в середине XVIII века появились церковно-приходские школы в сельских местностях. Коренные изменения в образовании произошли  лишь в XIX веке. В 1827 году появились так  называемые «передвижные» школы, в  которых преподавание вел один учитель, переезжавший из одного населенного  пункта в другой. Законом 1848 года было введено обязательное начальное  обучение детей от 7 до 14 лет. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Современные норвежские печатные СМИ 

     Как и в других развитых странах, в  послевоенное время в Норвегии активизировались процессы концентрации и монополизации  прессы. В 1950 году в Норвегии было 47 населенных пунктов, где издавалось 2 и более газеты. Однако к 1965 году эта цифра упала до 39. Множество  газет стало разоряться, и журналисты начали работу по организации предоставления кредитов прессе со стороны государства.

     Разностороннее  развитие норвежской прессы отражается не только в большом количестве существующих газет, но также и в различности  их направлений, взглядов, в разнообразии мнений, которые они отражают, и  богатом разнообразном содержании. В Норвегии даже те газеты, которые  выходят раз в неделю, являются частью прессы и имеют равные права  с другими изданиями. Многие нерегулярно  выходящие газеты имеют маленький  масштаб распространения. Это отражает не столько узкий круг интересов, затрагиваемый газетой, сколько  небольшое количество населения  в том или ином районе.4

     До  последнего времени можно было определенно  сказать, что все норвежские газеты – локальные, занимающиеся интересами и распространяющиеся в пределах своего небольшого региона. Региональность прессы сильна и сейчас, однако в  последние годы появились общенациональные газеты, читаемые во всех районах страны. Например, «Верденс Ганг», соперничающая  с одной из самых популярных «Афтенпостен».5 В то же время норвежцы стали стремиться выйти за пределы своих частных, региональных интересов, и многие читают не одну, а несколько газет, что дает возможность сравнения и выбора. Однако журналисты стремятся сочетать на страницах газет национальные и региональные интересы, отдавая дань проблемам конкретного читателя, что обусловливает столь разнообразный состав материалов на страницах газет.

     В начале 90-х годов положение было оптимистичным: если исключить книги, то средний норвежец в возрасте старше 15 лет проводил за чтением в среднем 1 час в день. В стране в это  время выходило 60 ежедневных газет  и 96, выходящих 2–5 раз в неделю общим  тиражом около 2 млн. экземпляров. Таким  образом, на каждую семью приходится по 1,1 экземпляра газет и столько  же журналов. На каждого норвежца в  год расходуется 28,3 кг газетной бумаги.

     Норвежцы  по праву считаются одним из самых  читающих народов мира. В середине 1990-х годов на 1000 человек населения  приходилось 600 экземпляров газет. В  течение последних лет норвежцы остаются самыми прилежными читателями ежедневных газет не только в Европе, но и во всем мире.6

     По  состоянию на конец 1990-х – начало 2000-х годов в стране издавалось 86 газет периодичностью выхода от четырех  до семи раз в неделю. Их общий  тираж составлял 2,6 млн. экземпляров, что составляло 613 экземпляров на 1000 читателей. Этот показатель – самый  высокий в Скандинавии (в целом  по Скандинавии приходится 511 экземпляров  газет на 1000 читателей).

     Типология газетного рынка 

     Существующее  разнообразие типов изданий в  прессе северных стран помогает понять причины относительной стабильности северной прессы, предоставляющей широкий выбор разным читательским группам. Рассмотрение основных типов газет, издающихся в северных странах, представляется по этой причине необходимым.

     Основные  типы северных изданий: от партийной  ангажированности к нейтральности  и специализации.

Информация о работе Журналистика Норвегии