Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 19:28, реферат
В начале 1970 гг., когда на Западе появились представители «третьей волны» русской эмиграции, в Европе и США уже давно, на протяжении десятилетий издавались журналы «Грани», «Посев», «Новый Журнал», «Вестник РХД», газеты «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и «Русская мысль» (Париж). Однако «третья волна», в составе которой было много представителей научной и творческой интеллигенции, сразу же приступила к созданию собственных периодических изданий. Это объяснялось не только жаждой самореализации, желанием печатать в бесцензурных условиях тексты, обреченные в СССР
Введение…………………………………………………………...…..3
Глава I. Третья волна эмиграции…………………...…………..…...4
Глава II. История журнала……………………………………….…..7
Глава III. Направление журнала …………………………………....11
Глава IV. «Континент» сегодня……………...…………………...…14
Заключение………………………….…………………………...…....16
Список использованной литературы………
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава I. Третья волна эмиграции…………………...…………..…...4
Глава II. История журнала……………………………………….…..7
Глава III. Направление журнала …………………………………....11
Глава IV. «Континент» сегодня……………...…………………...…14
Заключение………………………….………………………
Список использованной литературы………………………………..17
Введение
В начале 1970 гг., когда на Западе появились представители «третьей волны» русской эмиграции, в Европе и США уже давно, на протяжении десятилетий издавались журналы «Грани», «Посев», «Новый Журнал», «Вестник РХД», газеты «Новое русское слово» (Нью-Йорк) и «Русская мысль» (Париж). Однако «третья волна», в составе которой было много представителей научной и творческой интеллигенции, сразу же приступила к созданию собственных периодических изданий. Это объяснялось не только жаждой самореализации, желанием печатать в бесцензурных условиях тексты, обреченные в СССР на запрет, но и необходимостью самоопределения внутри русской диаспоры, сложившейся на протяжении ХХ века. Диаспора, особенно потомки первой волны эмиграции, приняла представителей «третьей волны» весьма настороженно и с предубеждением: как советских , чуждых по духу и по культуре. Третьей русской эмиграции нужно было создавать и организовывать собственное медийное пространство. Оказавшиеся в изоляции от "старой эмиграции" представители третьей волны открыли свои издательства, создали альманахи и журналы. Первым и наиболее представительным стал литературный, политический и религиозный ежеквартальник «Континент».
Глава I
Третья волна эмиграции
В начале 1970-х гг. начался новый исход наших соотечественников за рубеж, получивший название - Третьей волны эмиграции (иногда именуется диссидентской). По сути, она была не столько национальной (т.е. еврейской), сколько сословной (т.е. интеллигентской), и выражала свое самосознание словами «Я выбрал свободу».[1] Третью волну эмиграции можно условно разделить на две группы: а) выезжающих на историческую Родину, главным образом в Израиль, Германию и Грецию; б) диссидентов добровольно или вынужденно покидавших родину.
С третьей волной эмиграции из СССР преимущественно выехали деятели искусства, творческая интеллигенция. Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению «шестидесятников», немаловажную роль для этого поколения сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъема, возлагали надежды на хрущевскую «оттепель», однако вскоре стало очевидно, что коренных перемен в жизни советского общества "оттепель" не сулит. Вслед за романтическими мечтаниями последовала 20-летняя стагнация. Началом свертывания свободы в стране принято считать 1963, когда состоялось посещение Н.С.Хрущевым выставки художников-авангардистов в Манеже. Середина 60-х годов - период новых гонений на творческую интеллигенцию и, в первую очередь, на писателей. Произведения А.Солженицына запрещены к публикации. Возбуждено уголовное дело против Ю.Даниэля и А.Синявского, А.Синявский арестован. И.Бродский осужден за тунеядство и сослан в станицу Норенская. С.Соколов лишен возможности печататься. Поэт и журналистка Н.Горбаневская (за участие в демонстрации протеста против вторжения советских войск в Чехословакию) была помещена в психиатрическую лечебницу. Первым писателем, депортированным на запад, становится в 1966 В.Тарсис. В 1971 15 тысяч советских граждан покидают Советский союз, в 1972 - эта цифра возрастет до 35 тысяч.
Гонения и запреты породили новый поток эмиграции, существенно отличающийся от двух предыдущих: в начале 70-х СССР начинает покидать интеллигенция, деятели культуры и науки, в том числе, писатели. Из них многие лишены советского гражданства (А.Солженицын, В.Аксенов, В.Максимов, В.Войнович и др.). С третьей волной эмиграции за границу выезжают: В.Аксенов, Ю.Алешковский, И.Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, И.Губерман, С.Довлатов, А.Галич, Л.Копелев, Н.Коржавин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, В. Максимов, Ю.Мамлеев, В.Некрасов, С.Соколов, А.Синявский, А.Солженицын, Д.Рубина и др. Большинство русских писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора (И.Бродский, Н.Коржавин, В.Аксенов, С.Довлатов, Ю.Алешковский и др.), во Францию (А.Синявский, М.Розанова, В.Некрасов, Э.Лимонов, В.Максимов, Н.Горбаневская), в Германию (В.Войнович, Ф.Горенштейн).
Писатели третьей волны оказались в эмиграции в совершенно новых условиях, они во многом были не приняты своими предшественниками, чужды "старой эмиграции". В отличие от эмигрантов первой и второй волн, они не ставили перед собой задачи "сохранения культуры" или запечатления лишений, пережитых на родине. Совершенно разный опыт, мировоззрение, даже разный язык (так А.Солженицын издает Словарь языкового расширения, включавший диалекты, лагерный жаргон) мешали возникновению связей между поколениями.
Русский язык за 50 лет советской власти претерпел значительные изменения, творчество представителей третьей волны складывалось не столько под воздействием русской классики, сколько под влиянием популярной в 60-е годы в СССР американской и латиноамериканской литературы, а также поэзии М.Цветаевой, Б.Пастернака, прозы А.Платонова. Одной из основных черт русской эмигрантской литературы третьей волны станет ее тяготение к авангарду, постмодернизму. Вместе с тем, третья волна была достаточно разнородна: в эмиграции оказались писатели реалистического направления (А.Солженицын, Г.Владимов), постмодернисты (С.Соколов, Ю.Мамлеев, Э.Лимонов), нобелевский лауреат И.Бродский, антиформалист Н.Коржавин. Русская литература третьей волны в эмиграции, по словам Наума Коржавина, это "клубок конфликтов": "Мы уехали для того, чтобы иметь возможность драться друг с другом". [2]
Глава II
История журнала
Журнал «Континент» был основан в Париже в 1974 году как орган «свободной» русской мысли, российского и общеевропейского антикоммунистического «освободительного» движения. «Континент»[3] был создан по инициативе А. Солженицына. Необходимость издания русского «толстого» журнала в эмиграции обсуждалась еще на родине, до высылки писателя. Редактором стал известный в то время прозаик Владимир Максимов (наст. фамилия, имя и отчество Самсонов, Лев Алексеевич), которого за публикацию за рубежом романов «Семь дней творенья» и «Карантин» исключили из Союза писателей СССР. Вынужденный эмигрировать, В.Максимов обратился к западногерманскому медиамагнату Акселю Шпрингеру с идеей издания русского оппозиционного журнала и встретил полное понимание. К осенней книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в 1974 г. вышел первый номер «Континента, а с № 66 выпускается издательством "Аверс" (Москва). В № 1 была помещена неопубликованная глава романа «В круге первом» и «Слово к журналу» А. Солженицына. На страницах «Континента» увидели свет главы из романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба» (конец 1975 − начало 1976 гг.), повесть Ф. Искандера «Кролики и удавы», главы из романов В. Войновича «Москва−2042» и Г. Владимова «Генерал и его армия». Журнал задумывался как инструмент сопротивления советской тоталитарной системе и коммунистической идеологии. Название предложил А.И.Солженицын: авторы журнала как бы говорили от имени целого континента стран Восточной Европы, где господствовал тоталитаризм со своим "Архипелагом" жестокости и насилия. "Континент" регулярно выходил 4 раза в год, средним тиражом в эмигрантский период – 3000 экз.
Владимир Максимов отдал журналу много сердца и сил. За 17 лет его бессменного редакторства «Континент» завоевал мировую славу как авторитетный журнал «вольного» русского слова за рубежом. Он собрал вокруг себя цвет русской, восточноевропейской, западной культуры. Среди его постоянных авторов и членов его редколлегии, в которую входило четыре лауреата Нобелевской премии, были Андрей Сахаров, Александр Солженицын, Милован Джилас, Роберт Конквест, Генрих Бёлль, Эжен Ионеско, Иосиф Бродский, Чеслав Милош, Виктор Некрасов, Наум Коржавин — равно как и многие другие представители мировой культуры второй половины XX века. Однако, надолго объединить авторов с различными убеждениями под эгидой журнала не удалось. Довольно быстро с "Континентом" перестали сотрудничать А.И.Солженицын, посчитавший, что журнал занимает недостаточную русскую и православную позицию, и А.Д.Синявский со своей женой М.В.Розановой, обвинившие журнал в излишнем национализме.
Есть мнение, что «в тяжкие годы застойного безвременья в России „Континент“ поистине спас честь и достоинство русской интеллигенции и русской культуры, показав всему миру, что в России есть не только „секретарская“ литература, казённая публицистика, но и мужество открытого ему противостояния, и живое слово правды, и подлинно высокий уровень художественной культуры».[4]
Журнал стал ярким литературным органом русской европейской эмиграции, обращённым к насущным проблемам и задачам «освободительного» движения. Здесь в режиме открытой дискуссии формулировались позиции и выражались различные мнения о жизни и о литературе, о прошлом, настоящем и будущем России. Трудными путями книжки журнала приходили к читателям и в Советский Союз, за чтение его можно было получить тюремный срок.
В разные годы в парижском «Континенте» публиковались прозаики В.Аксёнов, Юз Алешковский, Г.Владимов, В.Войнович, Ф.Горенштейн, С.Довлатов, Вен.Ерофеев, В.Некрасов, Д.Орвелл, поэты В.Бетаки, Д.Бобышев, И.Бродский, А.Галич, Н.Горбаневская, Б.Кенжеев, Т.Кибиров, Н.Коржавин, В.Кривулин, Ю.Кублановский, Э.Лимонов, С.Липкин, И.Лиснянская, Л.Лосев, Г.Плисецкий, Г.Сапгир, И.Чиннов, Б.Чичибабин,В. Енютин , публицисты, правозащитники, критики, мемуаристы А.Авторханов, М.Агурский, Л.Алексеева, А.Безансон, В Бетаки. Н.Бетелл, И.Бирман, В.Буковский, М. Геллер, Т.Горичева, П.Григоренко, М.Джилас, А.Зиновьев, Э.Кузнецов, Ю.Мамлеев, Й.Миндсенти, А.Михник М.Муравник, Э.Неизвестный, Ж.Нива, Б.Парамонов, Л.Плющ, Г.Померанц, А.Пятигорский, К.Сапгир, А.Сахаров, А.Солженицын, Борис Суварин, В.Суворов, А.Терц, Ю.Фельштинский, Л.Чуковская, о. А.Шмеман, Д.Штурман, Е.Эткинд, А.Янов, философ Е. Наклеушев и др. В мемориальном отделе впервые были опубликованы фрагменты романа В.Гроссмана «Жизнь и судьба», проза Ю.Домбровского, стихи Г.Иванова, письма Б.Пастернака, миниатюры В.Розанова, заметки А.Тарковского, сочинения и письма Н.Бердяева, Л.Шестова и др.
С развалом Советского Союза собственно политические и идеологические целеполагания журнала оказались в основном исчерпанными. В 1992 году журнал, выполнивший свою историческую миссию в эмиграции, был передан В. Максимовым в новую Россию и стал издаваться в Москве, с известным критиком Игорем Виноградовым во главе, сохранив основной состав прежней — парижской — редколлегии и пополнив её новыми известными именами. С этого времени направление журнала стало определяться новой повесткой дня, сложившейся в постсоветской России и в культуре запада в целом. Журнал остался верен «лучшим» традициям максимовского «Континента», но за годы своего отечественного существования обрёл и новую жизнь в новой России. Сегодня это единственный из бывших «толстых» эмигрантских журналов, который привился на отечественной почве и обрёл признание современной российской и международной общественности. Энциклопедия «Кто есть кто в России» называет его «одним из лучших периодических литературных изданий».
Глава III
Направление журнала
Принципиальный курс журнала связан с опорой на фундаментальные основы христианской цивилизации Запада, с отстаиванием высших ценностей духа, с утверждением свободы личности и суверенных прав народа. Антикоммунистическая составляющая органически вписывается при этом в общий христианско-гуманистический вектор творческого духовного поиска, в социальную программу русской христианской демократии — вектор, который задаётся основными публикациями «Континента» как в литературно-художественных жанрах, так и в журнальных аналитике и обзорах прозы, критики, публицистики.
С журналом сотрудничали и сотрудничают крупнейшие и просто заметные писатели, поэты и публицисты России и Русского Зарубежья - С. Аверинцев, М. Адамович, А. Азольский, В. Аксенов, В. Астафьев, Б. Ахмадулина, С. Бабаян, А. Битов, Е. Блажеевский, А. Вяльцев, Д. Галковский, Р. Гальцева, Е. Ермолин, А. Зубов, А. Илларионов, Ю. Каграманов, Н. Коржавин, о. Г. Кочетков, А. Кырлежев, С.Липкин, И.Лиснянская, Ю. Малецкий, о. А. Мень, В. Можегов, Л. Пияшева, Г. Плисецкий, Г. Померанц, Е. Попов, С. Рассадин, О. Седакова, Слава Сергеев, Е. Федоров, М. Харитонов, О. Чухонцев, М. Эпштейн, С. Юрский и многие другие.
На его страницах читатель встречал и встречает имена известных современных представителей западной культуры - митр. Антония (Блума), Ж. Нивы, В. Страды, Р. Джексона, А. Михника, О. Клемана, о.А. Шмемана, Х. Яннараса и многих др.
Программные основы издания это:
верность традициям православной религиозной культуры в общих рамках религиозного христианского универсализма (экуменизма); поиск общей для всех основы веры - прежде всего в свидетельствах искупительной жертвы и воскресения Христа, в факте личностного стояния один на один с Богом; христианство свободного выбора и личностной веры; персонализм, христианский социализм;
русский патриотизм с западным вектором, исходящий из того, что у России и Европы единое духовное пространство = христианско-гуманистическая ойкумена; вселенскость, неприятие ксенофобии и шовинизма;
литературоцентризм (в современном мире, где иерархии сменяются сетями, в России сохраняется приоритет вербально-образных средств свидетельства о мире и о человеке);
приверженность традициям русской классической культуры ответственного духовного поиска, в соответствии с чем - и акцент на публикации прозы и поэзии духовного поиска.
Важнейшая тема журнала — свидетельства Меджугорья. В номерах журнала публикуются регулярные обзоры журнальной прозы и критики, современной публицистики. Главный редактор журнала Игорь Виноградов ведет в журнале «Дневник редактора».
В ситуации глубокого кризиса русской культуры и христианской цивилизации «Континент» предлагает проект духовной мобилизации и исторического творчества для России и всего человечества.
Литературная гостиная
Россия и мир
Факты, свидетельства, документы
Религия
Гнозис
Прочтение
Литература и время
Искусство
Глава IV
«Континент» сегодня
В последние годы в журнале публиковались прозаики Юрий Малецкий, Сергей Бабаян, Анатолий Азольский, Александр Вяльцев, Герман Садулаев, Александр Кузнецов-Тулянин, Мариам Юзефовская, Марина Кошкина и др., поэты Инна Лиснянская, Олег Хлебников, Эльмира Котляр, Марина Кудимова, Игорь Меламед и др. Ведущие публицисты журнала — Андрей Илларионов, Владимир Можегов, Андрей Пионтковский, Ольга Седакова, Юрий Каграманов,Андрей Зубов, Александр Кырлежев, Виктор Шендерович и др. Ведущий критик журнала — Евгений Ермолин. С журналом сотрудничали и сотрудничают заметные писатели, поэты и публицисты России — С.Аверинцев, А.Адамович, В.Аксёнов, В.Астафьев, Б.Ахмадулина, А.Битов, Е.Блажеевский, Д.Галковский, Р.Гальцева, Н.Коржавин, о. Г.Кочетков, А.Кырлежев, С.Липкин, Р.Манекин, о. А.Мень, Л.Пияшева, Г.Плисецкий, Г.Померанц, Е.Попов, Слава Сергеев, Е.Федоров, М.Харитонов, М.Эпштейн, С.Юрский и многие другие. На его страницах читатель встречает имена известных современных представителей западной культуры — митр. Антония (Блума), Ж.Нивы, В.Страды, Р.Джексона, А.Михника, О.Клемана, о. А.Шмемана, Х.Яннараса и многих др.
По инициативе и при участии журнала был проведён ряд крупных международных конференций в Москве, Париже, Риме, Нью-Йорке и Женеве (философия, религия, современная русская культура), шесть раз с большим успехом прошли в Париже, Москве, Вашингтоне и Варшаве Максимовские Чтения «Прошлое, настоящее, будущее России» (1996, 1997, 1998, 1999, 2001, 2006), неизменно собиравшие на свои сессии видных ученых, писателей и общественных деятелей России и Запада.
Журнал получают сегодня в крупных библиотеках и университетах мира, где, как и в России, он пользуется известностью как журнал независимой общественной ориентации, информирующий своего читателя о культурной и общественной жизни страны и утверждающий высшие ценности русской культуры.
Современный "Континент" - журнал русской христианской демократии; журнал аналитической экспертизы; журнал прозы и поэзии, критики и публицистики духовного поиска.
Заключение
"Континент" традиционно имел большую читательскую аудиторию в СССР. Среди журналов русской эмиграции он считался центристским, правыми обвинялся в космополитизме, а либеральным диссидентством в непозволительном патриотизме. Несмотря на это он оказал большое влияние на развитие отечественной литературы и культуры.[6]