Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 20:28, доклад
Исследовательский интерес представляют особенности заголовков журналистских материалов Александры Белуза, которая с 2001 по 2006 г. работала корреспондентом экономического отдела региональной общественно-политической газеты «Ставропольская правда». В 2002 г. журналистка была награждена престижной премией имени Германа Лопатина «за ряд публикаций по актуальным проблемам экономического развития Ставрополья», а в 2007 г. стала победителем Национальной премии в области прессы «Искра» в номинации «За лучшую публикацию об экономике».
С опорой на типологию заголовков, предложенную М.И. Шостак [3], было проанализировано 70 заголовков журналистских материалов А. Белуза и выявлены их разновидности.
ЗАГОЛОВКИ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ АЛЕКСАНДРЫ БЕЛУЗА
(НА
МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТЫ «СТАВРОПОЛЬСКАЯ
ПРАВДА»)
Коновалова А.В., студентка 3 курса
Ставропольский государственный университет
г. Ставрополь
В научной литературе существуют две точки зрения на определение статуса заголовка. Согласно первой точке зрения, заголовок, являясь компонентом текста, занимает подчиненное положение, поэтому рассматривать его отдельно можно лишь условно [1, с. 87-92]. С другой точки зрения, заголовок – это самостоятельный элемент (отдельный газетный жанр, мини-произведение), семантически, прагматически и функционально связанный с текстом сообщения, но стоящий вне него [2, с. 19-20].
Исследовательский интерес представляют особенности заголовков журналистских материалов Александры Белуза, которая с 2001 по 2006 г. работала корреспондентом экономического отдела региональной общественно-политической газеты «Ставропольская правда». В 2002 г. журналистка была награждена престижной премией имени Германа Лопатина «за ряд публикаций по актуальным проблемам экономического развития Ставрополья», а в 2007 г. стала победителем Национальной премии в области прессы «Искра» в номинации «За лучшую публикацию об экономике».
С опорой на типологию заголовков, предложенную М.И. Шостак [3], было проанализировано 70 заголовков журналистских материалов А. Белуза и выявлены их разновидности:
- заголовок-констатация (34%) излагает суть сообщения в спокойной и простой форме, например: «Пострадавшие просятся на вторичный рынок» (СП. 2002. 24. 07), «Несколько часов без электричества» (СП. 2002.20.08), «Факультет в прекрасной форме» (СП. 2002. 10. 12), «Вертикальный горизонты доступного жилья» (СП. 2006. 07. 02), «Бизнесмены критикуют власть» (СП. 2006. 19. 04), «Глава Пятигорска избран» (СП. 2006. 21. 10) и др.;
- заголовок-цитата (11%) чаще всего включает высказывание компетентных лиц и создает эффект доверительности и достоверности: «Юрий Тыртышов: Губернатор хотел быть популярным» (СП. 2004. 25. 05), «Анатолий Воропаев: Я пришел изменить экономическую ситуацию» (СП. 2006. 18. 02), «Александр Черногоров: Мечтаю стать мэром» (СП. 2006. 19. 05).
- в 7 материалах (10%) встречается заголовок-восклицание, передающий различные эмоции, например: «Мы вновь зажигаем наш костер!» (СП. 2002. 04. 05), «Маленькие, но по 5 рублей?!» (СП. 2002. 06. 08), «Отдайте копеечку!» (СП. 2004. 10. 07), «А край-то – привлекательный!» (СП. 2006. 16. 06);
- заголовок-вопрос (10%) «играет роль мотива, побуждающего и автора, и читателя разобраться», например: «Куклы детям не игрушка?» (СП. 2001. 18. 12), «Госзаказ – сушильщик весел?» (СП. 2002. 19. 10), «За все ответят головой?» (СП. 2005. 23. 12). В публикациях встречаются и заголовки без знака вопроса, подразумевающие констатацию и вопрос одновременно, например: «Не придут ли новые Мавроди» (СП. 2002. 09. 07), «Почему талоны отменили» (СП. 2002. 15. 10);
- заголовки с многоточием (4,5%) интригуют читателя, например: «А люди мерзнут на остановках…» (СП. 2001. 07. 12), «Добастовались…» (СП. 2001. 08. 12), «Большая военная тайна…» (СП. 20002. 29. 05), «Что с ними станет, когда зима настанет» (СП. 2003. 30. 05), «Ученый не коммерсант, но…» (СП. 2005. 08 .02);
- заголовок с двоеточием (4,5%) чаще всего используется, чтобы впечатлить читателя и придать энергичность названию: «Ваш вопрос решен: вам отказано» (СП. 2002. 06. 06), «Азия: и хочется, и колется» (СП. 2004. 06. 08). «Приоритеты: тяжелые и полегче» (СП. 2006. 14. 06).
В особую группу следует отнести заголовки с элементами языковой игры. Этот широко распространенный прием понимается как использование в журналистском тексте методов художественной литературы. Подробное описание и классификация языковых игр представлена в работе С.И. Сметаниной. Автор предлагает выделять графическую, фонетическую, морфологическую, словообразовательную, игру с аббревиатурой, игру с именем собственным и пр. [4, с. 198-252]. А. Белуза в заголовках использует графическую игру, выделяя содержательно значимую часть слова, которая участвует в формировании нового смысла (например: «ДОМашние истории» (СП. 2002. 02. 10), «СЕБЕстоимость» (СП. 2003. 18. 02), «КоСМИческий форум» (СП. 2005. 15. 04); словообразовательную (например: «Многоквартирный вопрос» (СП. 2006. 31. 01); фонетическую («Мука из-за муки» (СП. 2003. 15. 09), «О материях и матерях» (СП. 2006. 11. 05), «Что саммит дал нам самим» (СП. 2006. 21. 07) и др.
Решая
творческие задачи, журналист прибегает
к такому стилистическому приему, как
цитация. Пользуется прецедентными текстами,
которые стандартную речевую формулу
заголовка делают экспрессивной, например:
«Под лежачий камень и денежный ручей
не течет» (СП. 2002. 13. 07), «Бюджету «подложили
подушку» (СП. 2003. 04. 12), «Инновации – синица
в руках», «Без генплана, как без рук» (СП.
2004. 21. 09), (СП. 2005. 06. 05), «Несварение бюджета»
(СП. 2005. 23. 09), «Партия рубль бережет» (СП.
2006. 30. 03), «По сусекам поскребли» (СП.2006.
21. 04) и др.
Литература:
Информация о работе Заголовки журналистских материалов Александры Белуза