Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 13:46, статья
Статья Г.У. Солдатова посвящена определению соотношения этнически толерантных и интолерантных лиц в разных ситуациях межэтнической напряженности, конкретизации в межэтническом контексте некоторых выявленных между ними психологических различий. Предметом статьи являются личные исследования автора и выявленные впоследствии статистические данные. В работе рассмотрены вопросы о том, как проявляет себя интолерантная личность в межэтнических отношениях, какие характеристики в контексте межэтнических отношений свойственны для лиц с преобладанием интолерантных установок, какую роль толерантные и интолерантные лица выполняют "по охране" этнических границ. Также в статье анализируется нетерпимость жителей республик России.
Статья Г.У. Солдатова посвящена определению соотношения этнически толерантных и интолерантных лиц в разных ситуациях межэтнической напряженности, конкретизации в межэтническом контексте некоторых выявленных между ними психологических различий. Предметом статьи являются личные исследования автора и выявленные впоследствии статистические данные. В работе рассмотрены вопросы о том, как проявляет себя интолерантная личность в межэтнических отношениях, какие характеристики в контексте межэтнических отношений свойственны для лиц с преобладанием интолерантных установок, какую роль толерантные и интолерантные лица выполняют "по охране" этнических границ. Также в статье анализируется нетерпимость жителей республик России.
С моей точки зрения, наиболее значимым
в статье являются отличия толерантных
и интолерантных лиц, выявленные
в ходе исследований. Во–первых, вне
зависимости от национальной принадлежности
толерантные менее
Не вызывает возражения мысль о том, что этнически интолерантные личности – значимый психологический фактор, влияющий на представленность и степень распространения гиперэтничных установок в групповом сознании и поэтому усиливающий межэтническую напряженность, активность таких личностей способствует превращению группы в субъект интолерантности в межэтническом взаимодействии. Но при всем этом, этнически интолерантные лица – это тот человеческий материал, который уменьшает проницаемость этнических границ на неформальном уровне и в этом смысле способствует сохранению этноса.
Наиболее спорным
Автор сравнивает установки толерантных и интолерантных лиц по модифицированной шкале Богардуса. С точки зрения исследователей, интолерантные лица более позитивно оценивают собственную этническую группу и менее положительно, по сравнению с толерантными лицами другие этнические группы. Это означает, что в их автостереотипах безусловно доминируют позитивные характеристики, а среди представлений, составляющих гетеростереотипы, растет число негативных характеристик.
Не вызывает возражений и мысль о том, что деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить такого рода различия.
Статья Леокадия Дробижева и Эмиль Паи предоставляет нам те аспекты проблемы, которые требуют внимания с точки зрения социально–политического дискурса и социальных практик.
Авторы рассматривают природу
терроризма в рамках концепции единого
мира, в котором разные сегменты
человечества "совместными усилиями"
не сумели предотвратить это зло.
Предметом статьи являются идеологические
и политические течения, навязывающие
свою "единственно верную" идею
государству, социуму или мировому
сообществу, и социальные факторы, которые
могут становиться
По моему мнению, наиболее значимым в этой статье является утверждение о том, что таким факторам роста экстремизма и терроризма, как незавершенная модернизация, социальные контрасты и действия идеологов и организаторов экстремизма, должны противостоять симметричные процессы в сфере модернизации общества – социально ориентированная экономическая политика, становление новой политики и идеологии антиэкстремизма. При этом последняя задача, включающая формирование групп, способствующих изменению культурного климата в обществе, создающих, по крайней мере, конкуренцию тем, кто эксплуатирует человеческие страхи и предрассудки, является ключевой при формировании гражданского общества.
Статью Леокадия Дробижева и Эмиль Паи («Политический экстремизм и терроризм: социальные корни») и статью Г.У.Солдатова (« Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия») объединяет одна тема « Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе» В основе обоих статей лежит именно этническая нетерпимость – реально значимая форма проявления кризисных трансформаций этнической идентичности. Основой этнической нетерпимости является повышенная чувствительность к лицам других национальностей. Она может выражаться в широком диапазоне – от легкого дискомфорта и раздражения, никак не реализуемых в поведении, до различных форм дискриминирующего поведения вплоть до геноцида. Различия лишь в том, что Леокадий Дробижев и Эмиль Паи рассматривают более тяжелую форму дискриминирующего поведения, такую как политический экстримизм и терроризм, и выявляют корни этой проблемы в социальной среде. А Г.У. Солдатов рассматривает эту проблему более обобщенно.
Информация о работе Толлерантное сознание и Политический экстримизм