Теория культивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

С момента появления развлекательных СМИ общественность была обеспокоена их мощным и вредным воздействием, особенно на ту категорию потребителей массовой информации, которая считается наиболее уязвимой — детей. Как следствие, изучение медиавоздействия стало одним из наиболее результативных, социально значимых и тщательно анализируемых направлений в рамках научных исследований массовой коммуникации.В 1920-х и 1930-х годах, до появления телевизоров в доме каждого американца, миллионы зрителей по всей стране, затаив дыхание, следили за событиями на киноэкране. Однако те же самые кинофильмы вызывали озабоченность широкой общественности ввиду содержащихся в них сексуально откровенных сцен и насилия.

Файлы: 1 файл

теория культивации.docx

— 36.38 Кб (Скачать)

 

3.3 Критика теории

Концепция эффекта культивации  получила статус гипотезы, а не формальной теории медиавоздействия, что объясняется недостаточностью эмпирических доказательств, раскрывающих данное явление. В частности, исследования не смогли объяснить психологический механизм эффекта культивации, т.е. то, как телезрители учатся конструировать свое восприятие социальной реальности.

 

Большинство концепций, объясняющих  медиавоздействие, уходят корнями в теории когнитивной психологии. Ученые, принадлежащие к когнитивной школе, подвергли Дж. Гербнера и его исследовательский коллектив критике за то, что в трудах последних не уделяется должного внимания когнитивным процессам. Большей частью критика была конструктивной, она способствовала тому, что Гербнер и другие ученые, исследующие эффект культивации, пересмотрели и усовершенствовали свою интерпретацию гипотезы. Продолжаются исследования когнитивного измерения эффекта культивации.

 

Критики говорят о необходимости  точных определений основных понятий  в рамках гипотезы культивации. Например, нуждаются в точной формулировке понятия "однородное содержание" и "повествовательные структуры", которые по утверждению теоретиков гипотезы культивации содержатся в телепрограммах различных. Кроме того, обоснованность таких понятий, как резонанс и мэйнстриминг, трудно проверить с использованием строгих научных методов социологии.

 

Как уже упоминалось, многие ученые говорили, что в основе эффекта  культивации лежат комплексные  психологические процессы, однако большинство  научных работ не ориентированы  на выявление их когнитивных. Следует  изучить соответствие когнитивных  механизмов, участвующих в процессе культивации, тем, которые рассматриваются  в рамках теории социального обучения

 

Критики продолжают призывать  к более конкретной формулировке ключевых понятий гипотезы культивации  и более интенсивным научным  исследованиям, которые в конце  концов позволят выявить когнитивные  процессы, вызывающие эффект культивации. Критические замечания и призыв к более напряженной научной  работе, обращенный к следующему поколению  ученых, занимающихся гипотезой культивации, все еще не получили удовлетворительных ответов.

 

4. Итоги исследования

*Зрители, которые смотрят информационные программы (новости) в большом объеме, обычно смотрят много других телепрограмм.

* Постоянные телезрители, как правило, смотрят подобные по содержанию программы как по эфирным телеканалам, так и по кабельным, а также на видео.

*Интенсивность эффекта культивации и сопротивляемость ребенка его воздействию обычно зависят от того, смотрит ли он телевизор вместе с родителями или один, а также от сплоченности семьи.

 *Дети, которые проводят много времени перед телеэкраном, как правило, едят больше сладостей и высококалорийной пищи и считают, что блюда из заведений быстрого питания более питательны, чем домашнего приготовления.

 

Другие исследователи, изучая современное телевидение, обновили данные, полученные в ходе более  ранних изысканий. Например, одно из недавних исследований подтвердило предварительные  выводы о том, что при продолжительном  и регулярном просмотре телепередач  зрители склонны переоценивать уровень преступности в реальном мире и иметь ошибочное мнение относительно всего, что относится к насилию. Н. Синьорелли и Н. Каленберг обнаружили, что,  несмотря на значительные изменения тендерных ролей в реальном мире, телевидение все еще предлагает образ реальности, где доминируют мужчины (от 60 до 65% персонажей); тем не менее, такие показатели выражают значительный прогресс по сравнению с телевизионным образом реальности, существовавшим в 1970-х и 1980-х годах, когда на каждого персонажа женского пола приходилось трое мужчин.

 

Исследователи также изучали  культивационное воздействие телевидения на отношение к семейным ценностям, окружающей среде и здоровью. Что касается семейных ценностей, то в ходе одного любопытного исследования выяснилось, что телевизионный образ американской семьи в 1990-х годах не соответствовал действительности, так как доля неполных семей (мать- или отец-одиночка) была завышена. Более того, неполные семьи на телевидении были представлены в основном одинокими мужчинами, а воспитывать детей в фильмах помогали проживающие в семьях няни и гувернантки, что не отвечало реальному положению дел. Исследования показали, что постоянные телезрители склонны идеализировать образ одиноких родителей, они более терпимо относятся к неполным семьям и материнству вне брака. Что касается отношения к окружающей среде, то зрители, которые много смотрят телевизор, как правило, панически избегают каких бы то ни было вопросов, относящихся к науке вообще. Зрители, принадлежащие к этой категории, менее других осведомлены о проблемах окружающей среды. Что касается здоровья, большие объемы телевизионной информации влияют на мнение детей относительно питательности определенных видов пищи.

 

В ходе нескольких недавних исследований изучались когнитивные  процессы, задействованные в эффекте  культивации. М. Шапиро и А. Лонг предположили, что культивация неадекватных мнений и взглядов объясняется восприятием  телезрителями вымышленных образов  как объективной реальности. Одно из исследований подтвердило эту гипотезу в другом была предложена иная интерпретация . МЛ. Меарз обнаружил, что зрители, не сумевшие провести четкую границу между вымыслом и реальностью, более склонны к культивации образа действительности, подобного телевизионному. Л.Дж. Шрам утверждал, что телезрители не задумываются о реальности происходящих на экране событий, но телевизионные образы используются всякий раз при когнитивной оценке социальных вопросов. Зрители, потребляющие большие объемы телевизионной информации, более уверенно отвечают на вопросы. Это говорит о том, что формируется некий когнитивный "кратчайший путь", позволяющий получить быстрый доступ к ответам. Объяснение Шрама предполагает, что эффект культивации скорее укрепляет взгляды телезрителя, чем изменяет их.

 

 

 

. Современные исследования и дальнейшие перспективы

 

Исследователи продолжают отвечать на критику и собирать доказательства, подтверждающие истинность гипотезы культивации. В последние годы в научный  поиск включаются ученые разных стран. Некоторые исследования пытаются определить особенности «глобального» восприятия социальной реальности под воздействием телевидения, но подобные попытки не обращены к решению конкретных эмпирических проблем, таких, например, как разработка простых количественных культурных индикаторов, которые могли бы применяться независимо от типа культурной среды.

 

Исследования эффекта  культивации проводились также  в странах, импортирующих большие  объемы телевизионной продукции  из США. Результаты исследований различны, но большинство из них свидетельствует  о корреляции между потреблением телевизионной информации и культурной средой. Большинство исследований обнаружило факт культивации установок по отношению к насилию, ценностям, социальным стереотипам и другим явлениям, соотносящихся с искаженными образами реальности, представленными телевидением. В фокус исследований, занимающихся культивационным анализом, среди прочих попали такие страны, как Швеция, Аргентина и Японии. В Австралии С. Пингри и Р. Хокинс обнаружили, что студенты, которые много смотрят телевизор и при этом отдают предпочтение американским телепрограммам, более склонны считать Австралию неблагополучной, опасной страной. Исследования, проведенные в Корее, показали, что кореянки, которые регулярно и подолгу смотрят американские телепередачи, более либеральны во взглядах на брак, стиль одежды и музыку, но мужчины-корейцы, которые проводят перед экраном столько же времени, поддерживали традиционные национальные ценности и выражали враждебность по отношению к США.

 

Какой бы правдоподобной эта  теория ни казалась, она не способна объяснить сложные взаимоотношения  между символьными структурами, поведением аудитории и взглядами  зрителей, поскольку здесь в действие вступает множество мощных факторов социального фона. Нерешенной в гипотезе культивации также остается проблема происхождения и направления  этого эффекта.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Богомолова, Н. Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н. Н. Богомолова – М.: Изд-во МГУ, 1991
  2. Герасимова, С.А. Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием / С. А. Герасимова // Управленческое консультирование – 2007
  3. Бакулев Г. П., Массовая коммуникация: Западные теории и концепции/ Бакулев Г. П - М.: Аспект Пресс, 2005.— 176 с.
  4. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. / Матвеева Л. В.- М., 2004.
  5. Ричард Харрис Психология массовых коммуникаций/ Ричард Харрис- М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2002
  6. Gerbner, G. (1994). Television Violence: the Art of Asking the Wrong Question. The World & I: A Chronicle of Our Changing Era. July, 1994, p. 385–397.

 


Информация о работе Теория культивации