Редакционный коллектив как творческая среда журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 10:03, статья

Краткое описание

Редакционная деятельность журналиста обусловлена теми функциональными и профессиональными требованиями, которые ему предъявляются в процессе его работы. С функциональной точки зрения журналист может выполнять различные роли и обязанности: хроникера, репортера, корреспондента, обозревателя и т.д. Действия журналиста внутри формальной структуры редакции (имеются в виду отделы и подразделения) носят взаимозависимый характер и направлены на выполнение общей функции издания.

Файлы: 1 файл

Редакционный коллектив как творческая среда журналиста.docx

— 16.50 Кб (Скачать)

Редакционный коллектив как творческая среда журналиста. 
 
Редакционная деятельность журналиста обусловлена теми функциональными и профессиональными требованиями, которые ему предъявляются в процессе его работы. С функциональной точки зрения журналист может выполнять различные роли и обязанности: хроникера, репортера, корреспондента, обозревателя и т.д. Действия журналиста внутри формальной структуры редакции (имеются в виду отделы и подразделения) носят взаимозависимый характер и направлены на выполнение общей функции издания. В функциональной группе четко проявляются субординационные (должностные) связи, а права и обязанности журналистов регламентируются различными нормами деятельности, принятыми в редакции. 
 
Групповые нормы, считают теоретики, выражают объективные закономерности деятельности: обеспечивают существование, функционирование редакции, включение журналиста в редакционный коллектив, наконец, процесс и механизмы группового взаимодействия. 
 
При этом групповые нормы используются не только для регламентации внутриредакционного поведения личности, но и для преобразования межличностных отношений в нормативные, которые усваиваются через систему внутренних факторов регуляции – самосознание и самооценку. Редакционный коллектив всегда выступает как функциональная группа, в которой четко соотнесены статус, роли и нормы. Под статусом мы понимаем позицию члена группы в иерархии властных отношений, которые регулируются должностными инструкциями, директивными признаками и поручениями. 
 
Групповые нормы обеспечивают и функционирование ролевой структуры редакции, поддерживая тем самым особый тип поведения каждого члена коллектива. В функциональной группе действуют следующие нормы: 
 
· профессиональные (регламентируют творческую деятельность журналистов по различным показателям); 
 
· правовые (регулируют правоотношения между участниками совместной деятельности); 
 
· этические (направлены на нравственную регуляцию поступков журналиста во взаимоотношениях с коллегами). 
 
Сегодня взаимоотношения между редакцией и журналистами строятся на жесткой контрактной основе. Индивидуальные или коллективные договоры (соглашения) заключаются в порядке и на условиях, определенных общим собранием творческих работников. При этом все профессионально-творческие взаимоотношения между ними определяются особым регламентом газеты, утвержденным главным редактором или редакционной коллегией. 
 
Профессиональные обязанности сотрудников редакции, в основном, определяются должностными инструкциями, утвержденными главным редактором или Положением о персонале. 
 
Практически во всех журналистских коллективах наиболее сложной сферой нравственной регуляции являются взаимоотношения «автор – редактор». В подобных ролях могут выступать не только сотрудники редакции и ее руководители, но и другие журналисты, один из которых является автором рукописи, а другой – ее правщиком. В процессе данного взаимодействия, как показывает практика, могут столкнуться различные идейные позиции, полярные видения той или иной проблемы, наконец, возможны проявления вкусовщины в оценке творческой манеры или стиля автора. Взаимоотношения «автор – редактор» могут оказаться напряженными, если журналист, используя свое должностное положение в редакции, искажает смысл материала или же навязывает коллегам свои субъективные пристрастия и т.д. 
 
Основные принципы и нормы профессиональной этики журналиста выполняют роль нравственного регулятора деятельности работников печати.  
 
 
№20 ^ Взаимодействие формы и содержания. 
 
Целостность достигается единством художественной формы и содержания. «Диалектика взаимодействия содержания и формы вытекает из разнокачественного уровня элементов содержания. Одни из них выражают сущность явления (теоретический факт, идея, концепция), другие фиксируют конкретные проявления этой сущности (эмпирический факт, мнение, ситуация). Основные группы элементов содержания – фактическая, проблемно-тематическая, идейно-концептуальная – обладают неодинаковой способностью к формообразованию»1[3]. Например, фактическая сторона события лучше всего отображается в информационных жанрах, проблемно-тематическая – в аналитических, а идейно-концептуальная – в художественно-публицистических. Выбор той или иной жанровой формы всегда диктуется теми задачами, которые стоят перед журналистом. В одном случае ему необходимо информировать общественность о каких-либо знаменательных событиях, в другом – дать анализ происшедшего, в третьем – создать типический образ современника. Но прежде чем приступить к изложению материала, журналисту нужно выбрать оптимальную композиционную форму, которая «должна содействовать типам связей, характерных для окружающей действительности: временным и причинно-следственным». Нельзя забывать и о том, что любая форма есть отражение динамики развития и становления главной идеи произведения, ради которой оно пишется. Поэтому все его части, их количественный и качественный баланс определенным образом подчиняются логическому раскрытию основной авторской мысли.


Информация о работе Редакционный коллектив как творческая среда журналиста