Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 09:42, реферат
Публицистика западноевропейского средневековья чрезвычайно разнообразна как в жанровом, так и в тематическом аспектах. Разнообразие это объясняется большим временным диапазоном самого понятия «средневековье», а также национальным своеобразием различных культурных традиций Западной Европы.
Мир средневековья формировался внутри античной цивилизации в период идеологического противостояния набиравшего силу христианства и античных религиозных культов. Эта борьба определила основную направленность публицистики 3 – 4 вв.
Публицистика средневековья и ренессанса
Публицистика
западноевропейского
Мир средневековья формировался внутри
античной цивилизации в период идеологического
противостояния набиравшего силу христианства
и античных религиозных культов. Эта борьба
определила основную направленность публицистики
3 – 4 вв.
Последняя попытка античности отстоять
свою культурную традицию произошла в
середине 4 столетия, когда император Юлиан
(вошедший в историю под именем Юлиана
Отступника) попытался реставрировать
античную религию. Полемические произведения
самого Юлиана, эпистолография знаменитого
ритора Либания – то немногое, что сохранилось
из антихристианской публицистики этого
периода. Период упадка европейской культуры
6 – 8 вв. получил название «темных веков».
В этот период накал политической и религиозной
жизни отразился во многих жанрах средневековой
христианской литературы – в проповедях,
посланиях, видениях, поучениях, мираклях,
обличениях, диалогах, церковных историях
и т. д. Во второй половине 6 в. выделился
такой мастер церковного красноречия,
как папа Григорий 1 Великий. В его «Диалогах»
встречаются образцы как морально-дидактической,
так и политической публицистики.
Спецификой средневековой публицистики
являлась постоянная апелляция к Авторитету
– к Священному Писанию, трудам отцов
церкви или сочинениям Аристотеля. У средневекового
публициста всегда за спиной находился
авторитет, направлявший руку пишущего,
а потому текст создавался как бы от лица
иного, более компетентного источника.
Начиная с 9 в. наблюдается постепенное
смещение направленности средневековой
публицистики в сторону чисто политических
проблем. Так, известный французский публицист
Пьер Дюбуа состоял на королевской службе,
защищая политику Филлипа Красивого от
претензий со стороны папы Бонифация 8.
В памфлетах Дюбуа (основная часть которых
появилась между 1300 и 1307 гг.) много интересных
мыслей о лишении папы светской власти,
об отделении государства и общества от
церкви, о федерации европейских государств
под эгидой французского короля, об уничтожении
войн и о посредничестве в разрешении
международных споров. Дюбуа требовал
реформы права, выдвигал идею всеобщего
просвещения, даже женского. Избранный
в генеральные штаты, он поддержал короля
в борьбе с тамплиерами и призвал Филлипа
принять императорский титул. Дюбуа предстает
в своих памфлетах как весьма оригинальный
идеолог, убежденный в действенной силе
своих концепций.
Английская публицистика 15 в. выдвинула
такую яркую фигуру, как Джон Фортескью,
политические памфлеты которого оказались
в самом центре династической борьбы за
корону. Писал он, как и большинство британских
литераторов его времени, на латыни и на
английском. Многие его памфлеты построены
на противопоставлении идеи абсолютной
и ограниченной королевской власти, причем
английскому варианту ограниченной монархии
отдавалось предпочтение по сравнению
с абсолютистским правлением во Франции.
В эпоху Возрождения начало меняться общественное
положение литератора, произошло ускорение
информационных процессов. Помимо памфлетов,
депеш и различных образцов эпистолографии,
циркулировавших в политической и интеллектуальной
среде того времени, появился такой политический
жанр, как «реляции», т. е. сообщения о каких-либо
военных или дипломатических событиях,
носящий преимущественно документальный
характер. Расцвет этого жанра в Италии
пришелся на рубеж 15 – 16 вв.
В ренессанской публицистике выделилась
сатира, примером которой может служить
«дурацкая литература», представленная
в немецкой литературной традиции именами
Себастьяна Бранта и Томаса Мурнера. В
карнавальной традиции сатирическому
осмеянию подвергались различные аспекты
общественной, политической, социальной
и частной жизни. Высшее свое воплощение
эта литература получила в творчестве
Эразма Роттердамского «Похвальное слово
глупости» (1509), в котором великий нидерландский
гуманист от имени Мории (глупости) подверг
тотальной критике практически все стороны
современного ему общества.
Комплекс новых идей, предложенный Ренессансом,
был отражен в мощном потоке публицистических
трактатов. Здесь и филологические трактаты
Лоренцо Валлы, содержавшие критику переводов
Нового Завета, и политические труды Никколо
Макиавелли, хладнокровно отделившего
политику земную от политики божественной
и создавшего прагматические принципы
государственного управления (получившие
название «макиавеллизм») («Государь»,
1513).
В первой половине 16 в. ведущим публицистом
Европы стал Пьетро Аретино, прозванный
«бичом королей». Укрывшись от преследования
папских властей в Венеции, Аретино в многочисленных
памфлетах, письмах, посланиях, пародиях
держал всю знать Италии как бы в осаде:
сюда же присылались ему подарки чужеземных
князей, которые пользовались его пером
или боялись его. Аретино весь свой расчет
строил на неограниченной и абсолютной
публичности; в определенном отношении
он – праотец журналистики. Периодически
он собирал свои письма и статьи, до этого
долго ходившие по рукам, и печатал их
сборниками.
Итак, все приведенные выше примеры принято
называть « дожурналистскими явлениями