Позиция журналиста в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 03:19, реферат

Краткое описание

На протяжении столетий средства массовой информации являлись своеобразным «зеркалом» социальных, политических и экономических процессов. На страницах печатных изданий, в эфире радио и телевидения освещались события, которые происходили на определенных исторических этапах. Главным действующим лицом в этом круговороте мнений выступал журналист – лицо, призванное нести в массы достоверную информацию, подтвержденную фактами.

Оглавление

Введение (с.3)
Позиция журналиста в СМИ (с.4)
Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за её выражение (с.5 – 7)
Заключение (с.8)
Список литературы (с.9)

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

 

 

Луганская государственная академия культуры и искусств

 

 

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ

КАФЕДРА КИНО-, ТЕЛЕИСКУССТВА

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ТЕМА: Позиция журналиста в СМИ

 

 

 

Выполнила

студентка I курса I группы

                                                                          Востокова Дарина

 

Проверил

Костев Игорь Викторович

 

 

 

 

 

 

                                               2013 г.

 

 

                                               План

 

  1. Введение (с.3)
  2. Позиция журналиста в СМИ (с.4)
  3. Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за её выражение (с.5 – 7)
  4. Заключение (с.8)
  5. Список литературы (с.9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Введение

На протяжении столетий средства массовой информации являлись своеобразным «зеркалом» социальных, политических и экономических процессов. На страницах печатных изданий, в эфире радио и телевидения освещались события, которые происходили на определенных исторических этапах. Главным действующим лицом в этом круговороте мнений выступал журналист – лицо, призванное нести в массы достоверную информацию, подтвержденную фактами.

В « Международных принципах журналистской этики»  сказано, что первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности.

Но имеет ли право журналист выносить на суд общественности свое личное мнение, давать субъективную оценку фактам? Должен ли принимать в конфликте чью-либо точку зрения? Является ли любая информация с уст журналиста – пропагандой? И самое важное – каким моральным принципам должен следовать, выходя на контакт с аудиторией через СМИ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Позиция журналиста в СМИ

 

Объективности в журналистике, как и в любом другом творчестве, по существу, не бывает. Настоящий публицист - это, прежде всего, личность со своими взглядами, убеждениями и жизненной позицией. Объективность в журналистике может существовать как принцип творчества, когда даются ответы на главные вопросы репортёра: "кто?" "что?" "где?" "когда?" "как?" и "почему?".

 

Журналист, так или иначе, осуществляет выбор - описывает одни факты и оставляет без внимания другие. Таким образом, аудитории всегда преподносится уже оцененная с той или иной позиции информация. Журналист берёт то "самое важное", то "самое интересное", то "самое необычное", то "самое показательное".

Главное, что всегда преподносятся отдельные факты, и по этим отдельным фактам аудитория должна судить о мире в целом. Естественно, что такое суждение будет меняться в зависимости от того, какие именно факты становятся известны человеку (в том числе, и с "подачи" журналиста).

 

Иногда журналист, забыв о профессиональном долге, отображает полученную информацию через призму своей гражданской позиции, своих политических взглядов. Этот «поток сознания» автоматически становится пропагандистским, в нём отсутствует непредвзятость, на основании которой читатель должен был сам сделать свой выбор.

Возможность выбора – вот что в полной мере должно предоставляться аудитории.  Каждый читатель, каждый слушатель, каждый зритель должен получать не готовые выводы, а информацию о конкретных фактах и взвешенную аргументацию, на основании которых он смог бы делать собственные заключения и сопоставлять их с заключениями и выводами журналиста. При этом как факты, так и аргументы должны обладать в целом определёнными качествами, должны "работать" на эту основную идею, которую журналист намерен передать своим читателям.

 

Любая информационная деятельность , затрагивающая интересы и потребности людей - независимо от того, касается ли она вопросов политики, экономики, социальных проблем, - направлена не только на информирование людей, но и на формирование или изменение их позиций, точек зрения. И тут на первый план выходит журналист, выражая свою позицию как индивидуума в тексте, который затем выходит в свет и с ним может ознакомиться многочисленная аудитория. Здесь затрагивается проблема социальной ответственности пишущего.

Но как журналист может выразить свою позицию в тексте?

 

Позиция журналиста: сущность и социальная ответственность за её выражение

 

Для начала необходимо дать определение понятия "позиция". Большая Советская Энциклопедия трактует это понятие как "точка зрения по какому-либо вопросу; определённая оценка какого-либо факта, явления, события; действие, поведение, обусловленное этим отношением, оценкой.

В социальной психологии позиция личности вообще понимается как "устойчивая, внутренне осознанная система отношений к обществу, к другим людям и к самой себе, она связана органически с её ценностной системой и является одним из её элементов. Позиция - это структурно-личностное образование, которое отражает характер взаимоотношений личности и общества, определяет социальную активность личности и её направленность на общественно значимые цели".

 

Исследователи, занимающиеся психологией человека, психологией субъективности, характеризуют позицию как "наиболее целостное образование личности", но в то же время отмечают, что занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. Человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственную позицию.

 

Социальная позиция, как и творческий процесс в целом, носит индивидуальный характер, его нельзя подогнать под единые стандарты, он не может быть совершенно одинаковым для всех журналистов.

Так или иначе, журналист делает осознанный выбор. Один автор может реализовать свой замысел, принимая во внимание соответствующие законодательные, этические и другие общепринятые нормы, направленные на удовлетворение основных личных потребностей и нужд общества. Другой, наоборот, на первое место ставит не интересы общества, а личные, корыстные цели, стремясь использовать как можно больше различных, несуществующих в действительности альтернатив, выводов и практических рекомендаций без глубокого осознания социальных последствий их в обществе.

Позиция «добропорядочного» настоящего журналиста постоянна и изменяется лишь в незначительной степени к материальным или нематериальным оценкам окружающей действительности. Но очень часто огромную популярность и востребованность определенной аудиторией людей зарабатывают те журналисты, позиция которых виртуозна, изменчива, расплывчата и может проявляться в зависимости от потребностей общественности. Подстраиваясь под окружающую его действительность, главной целью такого автора является скорее деньги, чем поиск зерна правды. Именно к таким людям чаще всего за дополнительной агитацией и с целью саморекламы обращаются в предвыборный сезон. В дело вступают множество бессмысленной завуалированной похвалы в адрес кандидата, однобокие аргументы, где главным критерием доверия становится количество этих самых аргументов, а не качество. Таким образом, замена качества аргументов их количеством, предоставление читателю готовых выводов, а не конкретных фактов, и пассивное их принятие аудиторией переводят сообщение в плоскость психологического внушения. Под внушением понимают "вид психологического воздействия, словесного или образного, вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации". Безусловно, более образованная аудитория анализирует не только количество, но и качество информации. Однако, менее взыскательные читатели поддаются влиянию числа аргументов, полагая, что чем их больше, тем лучше.

Социальная позиция журналиста ни в коем случае не должна быть двусмысленной или вообще искаженной, а тщательно взвешенной, продуманной, основанной на достоверности .

В любом случае журналист должен защищать свою социальную позицию исходя из своего профессионального долга - честно служить обществу, сообщая ему правдивую информацию, хотя это обходится ему иногда очень дорого.

Социальная позиция журналиста, представляет собой один из важнейших факторов верного служения обществу.

 

Очень часто, обращаясь к огромной аудитории, журналист забывает (забывает ли?) две важные вещи. Он должен быть нейтрален к факту, и обязан выступать в роли объективного судьи, а не в роли участника конфликта. Также любое доносящееся до публики мнение журналиста должно содержать ряд принципов:

- соблюдение законов государства,

- свобода в трактовке фактов, идей, явлений, событий, в целях интересов  общества;

- свобода доступа к источникам информации;

- обязанности и обязательства  по сохранению высокого престижа  своей

профессии, не связанные с законодательными актами, недопустимость

сделки с совестью и другие аспекты, определяющие высокий статус журналиста в обществе;

- соблюдение журналистами норм этики, кодекса поведения, выполнению ими редакционных заданий с учетом правового обеспечения свободы СМИ и защиты общества от злоупотреблений этой свободой.

За последние тридцать лет было произведено больше информации, чем за всю историю человечества. На нынешнем этапе развития СМИ основная задача общественности заключается не только в том, чтобы найти наиболее оптимальные пути получения оперативных фактов, идей, мнений и новостей, а в том, чтобы разобраться, систематизировать, скомпоновать этот непрекращающийся ни на одно мгновение поток по своей идейно-тематической проблематике и социальному назначению в обществе.

 

Социальная позиция журналиста, по сути, одна из основных индивидуальных и коллективных сфер профессиональной деятельности. Осуществляя массово-информационный процесс, автор имеет право искать, получать и передавать факты, но этот процесс необходимо реализовать путем взаимозависимости с окружающими политическими, идеологическими, социальными сферами общества. Конечно же, этот процесс должен формироваться на основе общечеловеческих ценностей свободы прессы, а не ее ограничениях.

Чрезвычайно важно также всячески избегать централизованного, жесткого планирования работы редакций и установления каких-то общих для всех творческих сотрудников социальных позиций.

Объективность, правдивость, широта мнений, право осуществлять свободный выбор творческой деятельности - это благоприятная база функционирования всего коллектива, всех видов его работы подходов к констатации фактов. Этот процесс оказывает основополагающее влияние на формирование индивидуальной социальной позиции журналиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

 

Журналист призван снабжать общество достоверной информацией о мире и происходящих в нем изменениях, способствовать свободному выражению мнений людей, содействовать утверждению в общественном сознании и общественной практике всеобщих ценностей гуманизма. Текст для него "инструмент", позволяющий многоаспектно рассматривать и отображать проблемы реальной жизни.

Первейшая задача журналиста – гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать – настоящий журналист должен иметь свою личную точку зрения и позицию относительно происходящих событий, обязательно подкрепленную объективными и достоверными фактами. Только имея подоплеку в виде проверенных фактов, информация имеет право дойти до сознания аудитории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           Список используемой литературы:

 

1. Рощин С. К. Психология и журналистика. М., 1989.

2. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

3. Большая Советская Энциклопедия. М., 1975, т.20.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.

5. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.

7. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973

8. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

 

~ ~

 


Информация о работе Позиция журналиста в СМИ