Оператор компьютерной верстки

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:00, реферат

Краткое описание

Журналисты пишут статьи, редакторы и корректоры правят их, бильдредакторы подбирают иллюстрации. Но для того чтобы текст заиграл, привлек читателя, нужно соответствующим образом расположить готовый материал, выбрать шрифт, уменьшить или увеличить до нужного размера фотографии. Именно этим и занимаются верстальщики. Они своего рода конструкторы, которые из разрозненных частей собирают макет. При этом наличия только технических навыков недостаточно: специалист должен обладать творческим мышлением, иметь дизайнерские способности, ведь от его профессионализма и креативности напрямую зависит тираж издания.

Оглавление

Вступление
История компьютерной вёрстки
Профессия верстальщика
Базовые знания и обучение
Профессиональные разряды
Особенности вёрстки
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат по жур.фаху.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

   

 

 

 

 

                                            (Реферат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  План

Вступление

  1. История компьютерной вёрстки
  2. Профессия верстальщика
  3. Базовые знания и обучение
  4. Профессиональные разряды
  5. Особенности вёрстки

Выводы

Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Вступление

В такой отрасли промышленности, как полиграфия, многие специалисты  трудятся «за кадром». Однако именно от результата их работы во многом зависит успех проекта. Почетное место среди них занимают верстальщики. 
Журналисты пишут статьи, редакторы и корректоры правят их, бильдредакторы подбирают иллюстрации. Но для того чтобы текст заиграл, привлек читателя, нужно соответствующим образом расположить готовый материал, выбрать шрифт, уменьшить или увеличить до нужного размера фотографии. Именно этим и занимаются верстальщики. Они своего рода конструкторы, которые из разрозненных частей собирают макет. При этом наличия только технических навыков недостаточно: специалист должен обладать творческим мышлением, иметь дизайнерские способности, ведь от его профессионализма и креативности напрямую зависит тираж издания.

Вёрстка в издательском деле и полиграфии — процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть собственно полосы. 
В эпоху металлического набора вёрстка включала комплектацию текстовых строк, набранных вручную, на линотипе или монотипе, и иллюстрационных клише, обкладку этих элементов пробельными материалами (марзанами и бабашками), линейками и т. п. 
По мере развития цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью специальных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х, были Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Microsoft PowerPoint и QuarkXPress. В настоящее время завоевывает популярность не профессионалов и Adobe InDesign.

 

 

 

 

 

История компьютерной вёрстки.

Начало компьютерной вёрстке было положено в 1985 году, когда вышла созданная корпорацией Aldus программа PageMaker и персональный лазерный принтер LaserWriter компании Apple Computer. Возможность создания WYSIWYG макетов страницы на экране монитора с последующей распечаткой на принтере была новой как для компьютерной индустрии, так и для типографского дела. Термин «desktop publishing» был предложен Полом Брейнердом, основателем Aldus Corporation.

Ранние системы компьютерной верстки  на сегодняшний день выглядят весьма примитивными. Связка PageMaker-LaserWriter-Macintosh 512K была не совсем стабильной, часто зависала, использовался чёрно-белый экран, невозможно было контролировать кернинг, трекинг и другие важные для вёрстки параметры. Но в то время отзывы о системе были одобрительными.

Технологии, разработанные Adobe Systems, заложили фундамент для дальнейшего развития компьютерной вёрстки. Принтеры LaserWriter и LaserWriter Plus содержали во встроеннойROM-памяти масштабируемые шрифты от Adobe.

В 1986 году вышла программа Ventura Publisher для компьютеров под ОС MS-DOS. В то время как PageMaker имитировала процесс создания макета страницы вручную, Ventura Publisher автоматизировала этот процесс путем использования тэгов (tags) и таблиц стилей (style sheet), что позволило автоматизировать процесс создания индексов и элементов макета страницы. Таким образом Ventura Publisher была удобнее PageMaker при создании макетов книг и многостраничных документов.

В это время компьютерная верстка  воспринималась как непригодная  для широкого использования, во многом благодаря пользователям, которые использовали плохо организованные макеты. Тем не менее, профессиональное использование технологий компьютерной вёрстки позволяло уже тогда получить хорошие результаты. Например, журнал Info magazine в конце 1986 года стал первым полноцветным изданием, подготовленным методами компьютерной вёрстки.

Улучшение и расширение инструментов для работы с текстом и графикой для компьютеров привлекло внимание профессионального печатного сообщества к системам компьютерной вёрстки. Переломным моментом стало появление в 1990-х годах программы QuarkXPress, а также расширение базы компьютерных шрифтов. QuarkXPress стала доминирующей системой на рынке. В начале 2000-х набрала популярность программа Adobe InDesign. Это произошло благодаря ее большим возможностям, а также интеграции с другими программами от Adobe, которые были доминирующими в сфере компьютерного дизайна, обработки изображений и фотографий, аудио- и видеоредактирования.

Профессия верстальщика.

Верстальщик — это оператор электронного набора и верстки. К категории рабочих данную профессию относили в прошлом, когда компьютерной техники в полиграфии не было и верстальщик вручную набирал тексты. Сегодня труд таких специалистов используют в областях, относящихся к полиграфическому производству: в редакциях периодических изданий, рекламных агентствах, различных издательствах, сферах, связанных с интернет - технологиями, — словом, везде, где нужна компьютерная обработка и расстановка текста и изображений. 
Современный профессиональный верстальщик должен обладать навыками набора и правки газет и журналов, а также художественной, детской, социально-экономической, научно-популярной, технической, деловой литературы, учебных и словарно-энциклопедических изданий. Среди его обязанностей: верстка книжно-журнального, газетного текста, насыщенного сложными деталями оформления (элементы различной конфигурации, строки и блоки по диагонали; в несколько колонок с линейками и простыми рамками, выворотками различных форматов на полосе, с оборкой клише), многокрасочных массовых изданий и рекламной продукции, а также высокохудожественных альбомов по искусству, подарочных и юбилейных изданий.  
Согласно тарифно-квалификационной сетке верстальщик набирает или правит тексты, содержащие различные шрифтовые и нешрифтовые выделения, шрифты различных гарнитур и алфавитов, специальную терминологию, математические, химические, физические, астрономические и другие знаки, однострочные формулы, сокращенные обозначения, а также текст на языках с системой письма особых графических форм. 
Вариантов получить необходимые знания для работы верстальщиком много. Вы можете поступить в вуз или профессиональный колледж, проучиться от трех до пяти лет и после получения диплома приступить к работе. Однако многие желающие прикоснуться к этой специальности предпочитают оканчивать профессиональные курсы дизайна и верстки. В процессе обучения будущий верстальщик осваивает массу программ, которые в дальнейшем позволят ему повысить свой профессиональный уровень и претендовать на более высокооплачиваемую и высококвалифицированную работу в крупной компании. 
Базовые знания и обучение. 
Одной из самых распространенных профессиональных программ в области газетной и журнальной верстки является QuarkXPress (более современная Adobe InDesign у курсовиков почему-то не в почете), с помощью которой осуществляется полный цикл работ в любой типографии. На профессиональных курсах будущий специалист сначала изучает соответствующую терминологию всего издательского дела и лишь потом узнает об основах QuarkXPress. Закончив с теорией, абитуриенты приступают к практическим занятиям, где осваивают макетирование буклета, ввод информации в текстовые и графические блоки с предварительной установкой параметров страницы будущего издания.  
Среди необходимых знаний также основные правила верстки, метрики и набор шрифтов, работа с иллюстрациями, монтаж страниц публикации, параметры вывода цветоделенных форм. Далее следует освоение различных разделов в полиграфии, таких как «Книга», «Газета», «Журнал», каждый из которых имеет свои особенности в виде мастер-шаблонов. В качестве дополнительных профессиональных навыков будущему верстальщику необходимо освоить векторную, растровую графику и обработку оцифрованных фотоснимков.  
Чтобы научиться делать это, надо овладеть такими дизайнерскими программами, как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe PageMaker, CorelDraw и др. Как альтернативный вариант в некоторых сферах деятельности при верстке используют набор и правку текста на системах электронного набора с видеоконтрольными устройствами с учетом особенностей кодирования по Брайлю. Во многих издательствах приветствуются специалисты, владеющие навыками верстки на платформе Macintosh. 
В зависимости от выбранных курсов вам предложат следующий графический пакет программ: 
QuarkXPress — 36 академических часов два-три раза в неделю по четыре часа в день; общий пакет «Компьютерная верстка», как правило, состоит из двух частей: QuarkXPress (36 академических часов) и Adobe PageMaker (32 академических часа). Полный курс обучения длится 68 часов при занятиях два-три раза в неделю; пакет программ к освоению профессии «Дизайнер-верстальщик» включает три уровня: Adobe Photoshop в качестве дизайнерской базы (32 академических часа), Adobe Illustrator (32 академических часа) и QuarkXPress — продвинутый уровень верстки (32 академических часа). Данный курс рассчитан на 100 академических часов при занятиях два-три раза в неделю.  
По окончании курсов студенты получают свидетельство установленного образца с указанием полученной квалификации. 
Профессиональные разряды 
Сегодня квалификация верстальщика определяется наличием у него профессионального разряда по уровню работ, которые он выполняет. Пятый разряд получают специалисты, набирающие и правящие газеты, социально-экономическую, художественную, детскую, научно-популярную литературу; учебники по литературе, экономике, медицине, а также верстающие рекламную продукцию, книжно-журнальный, газетный текст в несколько колонок с линейками и простыми рамками, выворотками, до трех различных форматов на полосе, с оборкой клише. 
Шестой разряд присваивают верстальщикам, правящим журналы типа «Химия», «Физика», «Вычислительная математика», словарно-энциклопедические издания, социально-экономическую, детскую, научно-популярную, техническую литературу, учебники на восточных и африканских языках с системой письма особых графических форм, учебники по физике, химии, математике, грамматике, а также многокрасочные массовые издания, рекламную продукцию, книжно-журнальный, газетный текст, насыщенный сложными деталями оформления (элементы различной конфигурации, строки и блоки по диагонали), с наличием более трех различных форматов на полосе. 
Седьмой разряд дают за верстку высокохудожественных альбомов по искусству, многокрасочных иллюстрированных журналов, рекламных газетных полос, подарочных и юбилейных изданий.

Особенности вёрстки

Верстка полос должна быть единообразной по отбивкам заголовков и дополнительных текстов, по размещению таблиц, формул, сносок, иллюстраций  и подписей к ним. В газетных, журнальных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого требования не обязательно.  
Порядок следования и расположения отдельных частей издания при верстке определяется оригиналом, макетом (если он есть) и издательской спецификацией.  
В книжных изданиях титульный лист, авантитул, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста рекомендуется заверстывать на нечетных полосах, контртитул или фронтиспис — на четной (обычно второй) полосе.  
Формат полос набора в издании определяет издательская спецификация, причем высота полос должна быть рассчитана (и указана в спецификации) в целом числе строк основного текста (без колонцифры, но с колонтитулом).  
Высота всех полос издания независимо от применяемых кеглей шрифта и видов набора должна быть строго одинакова.  
В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии с целью доведения полосы до заданной высоты разрешается разбивать абзацы или отдельные строки текста шпонами.  
Верстка текста должна быть приводной, т. е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста (при наборе основного текста на шпоны — к высоте, кратной суммарной величине кегля текста и шпона). В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого правила не обязательно.  
Не разрешается в начале полосы или колонки оставлять неполную концевую строку абзаца. Это правило не относится к коротким строкам математических рассуждений между формулами. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии концевые строки в начале полосы допустимы при длине строки не менее 2/3 исходного формата.  
Не следует в конце полосы или колонки оставлять строку с абзацным отступом. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии допускается оставлять абзацную строку, если концевая строка над абзацем будет не менее 2/3 исходного формата.  
Не следует заканчивать последнюю строку печатной полосы знаком переноса. Правило может быть нарушено, если его выполнение значительно ухудшит качество выключки строк.  
При любых перенаборах текста по условиям верстки (вгонка и выгонка строк, оборка иллюстраций и таблиц, ликвидация переносов с нечетной полосы на четную и др.) должны соблюдаться все правила набора.  
Размеры спусков в начальных полосах должны соответствовать указаниям в издательской спецификации и быть одинаковыми во всем издании. Допускается отклонение от заданной величины спуска на одну строку.  
Заголовки, подзаголовки, заставки, инициалы, выступающие над текстом и размещаемые в пределах спуска, должны быть заверстаны в счет спуска (размер спуска считают от верхнего края полосы до первой строки текста).  
Концевая полоса должна занимать не менее 1/4 полосы и быть короче полной не менее чем на 4 кегельных основного шрифта.  
Оформление колонцифр (кегль и гарнитура шрифта, размещение вверху или внизу полосы, выключка в наружный край или по центру и пр.) определяет издательская спецификация.  
Колонцифры (без колонтитулов) в счет заданной высоты полосы не входят и отбиваются от текста с расчетом, чтобы общая высота полосы с колонцифрой была кратной цицеро.  
Если колонцифры оформляются со знаками тире или с наборными украшениями, то отбивку колонцифр от этих знаков делают на полукегельную. Колонцифры не должны быть на титульных листах, шмуцтитулах, полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научно-технических изданиях иллюстрационные полосы обычно имеют колонцифры), а также на концевых полосах и в верху полосы — на начальных (спусковых) полосах. В счет колонцифр все эти полосы входят. Части издания на вклейках, накидках, приклейках в счет колонцифр не входят и колонцифры на вклейках не ставятся.  
Оформление колонтитулов (кегль и гарнитура шрифта, наличие линеек, размещение на полосе, набор вместе с колонтитулом колонцифр и пр.) задается в издательской спецификации.  
Колонтитулы вверху полосы входят в счет заданной высоты полосы и отбиваются от текста примерно на кегельную основного шрифта (при многоколонной верстке — на ширину средников между колонками).  
Колонтитул на каждой полосе должен соответствовать данному разделу, главе, параграфу (по оригиналу).  
Колонтитулы не ставят на титульных листах, полосах с выходными сведениями, начальных полосах (кроме колонтитулов, размещаемых в наружном поле в нижней-части полосы) и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (кроме изданий научно-технической литературы).  
Колонтитулы отбивают от нижней линейки на 2 п. Если текст колонтитула размещается между двумя линейками, то должна быть обеспечена зрительная равномерность верхней и нижней отбивок его от линеек.  
При наборе колонцифр вместе с текстом колонтитула вверху полосы колонтитул должен быть выключен посередине формата, а колонцифру — в наружный край в счет пробела справа или слева.  
Общая высота заголовка (простых, включающих в себя один, или сложных, состоящих из нескольких заголовков и подзаголовков) должна быть за счет отбивок приведена к целому числу строк основного текста.  
Отбивки простых заголовков внутри текста должны быть такими, чтобы пробел над заголовком был примерно в 1,5 раза больше, чем под ним. Отбивка сложного заголовка от текста сверху должна быть примерно в 2 раза больше отбивки снизу, а пробелы внутри этого заголовка должны последовательно уменьшаться от первого заголовка до последнего подзаголовка.  
Заголовки в начале текстовой полосы (без спуска) должны быть размещены без отбивок сверху, однако если на полосе есть колонтитул или колонцифра в верхней части полосы, то первый заголовок должен быть отбит от них на кегельную шрифта сверх обычной отбивки колонтитула.  
Над заголовками внутри текста в верхней части полосы не должно быть менее четырех строк, а под заголовками в нижней части полосы — менее трех строк текста. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии допустимо размещать заголовки, закрытые сверху и снизу тремя строками текста.  
Не разрешается размещать заголовок непосредственно перед иллюстрацией (если заголовок не относится только к иллюстрации) и иллюстрацию непосредственно перед заголовком.  
Разрешается размещать короткие заголовки (меньше формата оборки) в оборках размером не менее 2 кв.  
Подзаголовки, врезанные в текст («форточками»), должны размещаться так, чтобы над или под ними было не менее трех строк текста, в изданиях оперативной полиграфии — не менее двух.  
Подзаголовки на полях полос (так называемые «фонарики») заверстываются на четных полосах слева, на нечетных — справа от текста с выравниванием их верхней строки по линии первой строки абзаца, к которому относится заголовок. Максимальный формат заголовка на полях должен быть задан издательской спецификацией. Минимальная отбивка текста заголовка от основного текста — 6 п.  
Если заголовок на полях оказывается в нижней части полосы, то под его последней строкой должно быть не менее трех строк текста. Все виды дополнительных текстов (цитаты, внутритекстовые примечания, перечисления, пояснения и т. п.), набранные шрифтом пониженного кегля, заверстываются так, чтобы их общая высота вместе с отбивками была кратна кеглю основного шрифта.  
Для дополнительных текстов внутри полосы отбивка снизу может быть на 2–4 п. больше, чем сверху, дополнительные тексты внизу или вверху полосы (например, при переходе дополнительного текста с полосы на полосу) должны быть отбиты с одной стороны (соответственно сверху или снизу) в пределах кегля дополнительного текста.  
Цитаты, перечисления и примечания, набранные шрифтом основного кегля, заверстываются без каких-либо отбивок от основного текста.  
Сноски отделяют от основного текста тонкой линейкой длиной в 1 кв. Величина отбивки сносок от текста (включая линейку) должна быть в пределах от 1 до 2 кегельных шрифта сносок с таким расчетом, чтобы общая высота сносок с отбивкой была кратна кеглю основного шрифта.  
Сноски должны размещаться (последняя из них, по крайней мере, начинаться) на той полосе, на которой в основном тексте имеется знак сноски.  
Допускается перенос последней сноски на следующую полосу с оставлением на первой полосе трех строк сноски (в журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии — двух строк). Переносимая часть сноски не должна быть концевой строкой, а оставшаяся — абзацной (в газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии это допускается).  
Если каждая из сносок начинается с абзацного отступа, то должно быть обеспечено равнение цифр в знаках сносок по разрядам или звездочкам по правому краю. В изданиях, набираемых без абзацных отступов, а также со втяжкой вторых строк (с обратным отступом) наибольший знак сноски должен быть набран в край.  
Если часть сноски перенесена на следующую полосу, повторяется линейка, отделяющая сноски от текста, но не повторяются знаки сноски. При наличии на полосе, на которую перенесена часть сноски, других сносок они заверстываются после перенесенной части.  
В неполных концевых полосах сноски заверстываются внизу полосы. Эпиграфы и посвящения ко всему изданию, заверстываемые на первой текстовой полосе (они могут располагаться и на отдельных полосах до или после титульного листа), размещают в правой части полосы над рубрикой (в счет спуска) с отбивкой от нее на 16–24 п.  

                                                  Выводы

  1. Оператор компьютерного набора назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом директора (руководителя) предприятия.
  2. Оператор компьютерного набора непосредственно подчиняется начальнику отдела компьютерной верстки.
  3. В своей работе оператор компьютерного набора руководствуется Конституцией Украины, нормативными и руководящими материалами по обработке информации, Положением об отделе компьютерной верстки и настоящей должностной инструкцией.
  4. Квалификационные требования: на должность оператора компьютерного набора может быть назначен работник с общим средним образованием или со средним специальным образованием без предъявления требований к стажу работы.

Оператор компьютерного  набора должен знать: 
- правила эксплуатации компьютерной техники и систем связи; 
- технологию обработки данных; 
- рабочие инструкции, программы, макеты, иные нормативные и методические материалы относительно техники проведения и последовательности выполнения операций в компьютерных системах (сетях); 
- стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; 
- правила орфографии и пунктуации; 
- технические требования к магнитным дискам, расходным материалам для принтера; 
- перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия; 
- основы организации труда, трудового законодательства; 
- правила внутреннего трудового распорядка предприятия; 
- нормы и требования по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

                                Список использованной литературы

 

 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D1%8C%D1%8E%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0
  2. http://www.coolreferat.com/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8
  3. http://www.coolreferat.com/%D0%92%D1%91%D1%80%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B0_%D0%B2_%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8
  4. http://www.parta.com.ua/articles/edu_center/28/
  5. http://delo.trud.ua/item/operator_komp_yuternogo_nabora_ukladchik_teksta_.html

Информация о работе Оператор компьютерной верстки