Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 17:38, реферат
Публицистика - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, которое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского
Факультет славянской филологии и журналистики
Кафедра
межъязыковых коммуникаций
и журналистики
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПУБЛИЦИСТИКА»
На
тему: История отечественной
публицистики. Писательская
публицистика. Олесь
Гончар и Иван Драч.
Студентки 4 курса
группы 4ЖА
дневной формы обучения
Воротиловой
Елены Владимировны
Симферополь – 2010
Публицистика - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, которое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы. Охватывая большое содержание в столь разнообразных жанрах, публицистика включает в себя массовую агитационную и пропагандистскую литературу. Здесь с предельной отчетливостью выступает подлинная природа публицистики, ее смысл и значение как особого вида литературного творчества. Но публицистика существует не только как самостоятельный вид литературы, она нередко врывается в смежные области, выступая там в качестве «публицистической тенденции».
Так возникла уже в 60-х гг. публицистическая критика, так художественная литература 70-х гг. несла в себе яркую публицистическую окраску. В момент обострения классовой борьбы большое значение получает публицистическая критика, когда не столько само литературное произведение служит материалом для критика, сколько действительность, нашедшая в литературе свое отражение. Это обусловливается, прежде всего, остротой самих вопросов действительности, увлекающей критику, а также в условиях отсутствия свободы слова (революционно-демократическая критика 60-х гг.) стремлением использовать художественную литературу и критику как единственное средство выражения политических взглядов. Выясняя вопрос о взаимоотношении публицистики и литературы художественной, надо отличать те литературные произведения, в которых выступает тенденция, не вытекающая из положения и действия (по выражению Энгельса), от тех произведений, где публицистичность является органической частью идейно-образной системы. Публицистичность первого рода может проистекать и из неумения художника образно отразить мир, неумения, обусловленного в частности художественной беспомощностью автора.
Писательскую публицистику рассмотрим на примере Олеся Гончара. Это неповторимый классик писательской публицистики второй пол. ХХ в. В основе ведущих мотивов его публицистического творчества (создания государства, взаимоотношений художника и власти, развития национального языка, отношения к соотечественникам за пределами Украины, сохранения окружающей среды, оценки художественного наследия и его величайших представителей, роли молодежи в будущем государства) лежат коренные вопросы бытия украинского народа. Их анализ позволяет проследить эволюцию мировоззрения и подходов автора к отображению и оценке действительности: от лояльного отношения к существующей в СССР политической системе в довоенной время, через сомнения и непоследовательность в пору хрущевской "оттепели", попытки гуманизировать, демократизировать и направить в цивилизованное русло общественное развитие в годы "застоя", к осознанию необходимости борьбы за провозглашение Украины как независимого государства. Публицистические работы Гончара подтверждают, что он был одним из первых в Украине, кто понял важность и историческую необходимость такого шага, открыто заговорил о катастрофических последствиях Чернобыля, поставил вопросы предоставления государственного статуса украинскому языку
В
журналистском и
Их анализ дает все основания утверждать, что даже в творчестве одного писателя между жанрами журналистики и писательской публицистики имеется существенное различие: отдельные жанры, такие, как заметка, репортаж, отчет, информация, корреспонденция, литературная запись, встречаются только в журналистском творчестве Гончара, а речь, приветствие, предисловие, послесловие, некролог, запись в книге музея, заявление, открытое письмо, радиопублицистика (выступление, интервью), телепублицистика (выступление, интервью, очерк) - лишь в публицистике писателя, хотя имеются жанры, присущие обеим сферам деятельности (статья, интервью, очерк, обращение, рецензия, фельетон, реплика, письмо)
Поэтика
публицистики писателя представлена в
ономастическом и интертекстуальном
измерениях. В функционально-
Писатель-гуманист часто обращается к страницам литературного наследия не только украинского, но и других народов, создает оригинальный и сложный интертекстомир, используя "чужие" тексты как строительный материал собственных произведений на фабульным уровне, когда цитаты задействованы в раскрытии основных параметров сюжета, и внефабульном, в случае активного включения интеллектуального потенциала реципиента в процесс "дописывания" произведения. Свободное размещение цитаты в структуре произведения - в его начале, в конце или в средине, - усиливая такие сюжетные элементы, как завязка, развитие действия, кульминация или развязка, сближает публицистическое произведение с философским, которое начинается и заканчивается вопросом Иного.
Олесь Гончар - журналист-профессионал, и приобретенный им опыт работы в газетах еще до войны, в послевоенную пору - во время редакторской деятельности в журналах "Днепр" и "Отечество", а позднее - практика председателя и члена редколлегии ряда изданий классиков украинской и зарубежной литератур являются органической частью работы, направленной на усовершенствование текста. Осуществленный при этом непредубежденный анализ деятельности Гончара-редактора делает более выразительным автобиографический синерген в публицистическом дискурсе художника, открывает до сих пор неизвестные страницы его творческой биографии.
Заслуживает
внимания и творческая практика Гончара
как редактора собственных
Знаменитым
отечественным писателем-
Украинской литературе посчастливилось, что она получила себе именно такого, ни на кого не похожего поэта. Ивана Драча временами читать тяжело. Иногда и совсем не понимаешь, что хочет сказать поэт. Не все новации его, как отмечает критика, воспринимаются как положительные. А это в свою очередь подтверждает формулу: оригинальный поэт не тот, кому подражают, а тот, кому нельзя подражать. Поэт Драч - автор произведений разных жанров. И какую бы тему он не поднимал, она всегда приобретала гражданского звучания. Возьмем для примера его поэму «Вера, Надежда и первая моя любовь», которая вошла в сборник «Телижинцы». Из всех книг поэта она самая теплая, так как - исповедальная. В ней Иван Драч выражает искреннюю благодарность отцу, матери, родной земле и людям, которые живут на ней, за то, что они (все вместе!) научили его наиболее дорогому - жить по совести и не забывать своего гнезда. Так и хочется эпиграфом к этой поэме взять бессмертные слова Симоненко:
Иван
Драч в своих произведениях
Произведение «Чем в солнце» небольшое по своему размеру, но глубокое по идейным направлениям. Основная идея произведения довольно актуальная: выступление против использования естественных сил и достижений науки для уничтожения людей, для разрушения и смерти. И сегодня она звучит, возможно, еще современнее, чем в 60-е годы, когда писалась поэма, так как человечество пережило страшную трагедию, имя которой «Чернобыльская».
Следует отметить, что Драч один из первых литераторов мира, кто сказал свое слово о влиянии научных открытий на жизнь планеты. В его понимании наука не может существовать ради науки, она должна оказывать содействие повышению жизненного уровня, а не самоуничтожению. Появление образа Солнца в поэме И. Драч объяснил так: «Солнце - это воплощение человеческих стремлений к правде, к красоте, к нежности, к справедливости. Как возникло Солнце? Солнце возникло в фокусе человеческих взглядов, обращенных в небо, так как человек привыкший смотреть в небо, если он не животное». Соответственно, Солнце в поэме “Чем в солнце» - не только небесное светило, не только источник нашей галактики.
Скорее
это морально-этическая
И те ужасы, которые в некоторой мере в 1978 году трактовались как гиперболы, сегодня становятся жестокой реальностью, особенно после аварии на четвертом реакторе Чернобыльской атомной электростанции. Несомненно, более тревожного звона, чем в поэме И. Драча, которая призывает к внимательности, не прозвучало ни в одной из литератур. Драчу присуще восприятие жизни в ее высочайшем напряжении, так как он всегда стремится к тому, чтобы познать все, дойти умом и сердцем ко «дну росы» и к глубочайшим загадкам кибернетики.