Исторические предпосылки возникновения журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:31, лекция

Краткое описание

Профессор Ахмадулин Е.В.

Файлы: 1 файл

Лекция 2 Исторические предпосылки.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

    «Юрнал  или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотенбурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году».

    Для сравнения приведем заголовок одного из печатных листков XVI в. (in quarto – в четверть листа):

    «Достоверная  новейшая ведомость из Маастрихта…  содержит в себе подробнейшее описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11-го июня текущего 1579 года».

    Номер «Ведомостей», изданный 29 января 1703 г. дошел до нас в печатном виде (как и все дальнейшие номера), поэтому официально именно от него ведет летоисчисление российская пресса, которой в 2003 г. исполнилось 300 лет (хотя ученые считают дату рождения «Ведомостей» с декабря 1702 г.).

    В общепринятом смысле петровские «Ведомости»  мало походили на уже довольно развитые европейские газеты, которых к тому времени насчитывалось около ста. За двадцать с лишним лет  своего существования «Ведомости» так и не приобрели необходимого государственного или иного статуса, не сформировали своего читателя, даже из среды государственных чиновников, не обрели не только сколько-нибудь постоянные типологические черты (в т.ч. периодичность, объем, формат, тираж), но даже своего постоянного названия (вариации заголовков: «Ведомости», «Ведомости московские», «Ведомости московского государства», «Ведомости о военных и иных делах…», «Российские ведомости»).

    Между тем в Европе задолго до появления  петровских «Ведомостей» публику уже  приучали к потреблению газетной информации. В книжке «О пользе газетного  чтения» (Гамбург, 1697 г.), по свидетельству Л.Саламона, давались следующие рекомендации: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен уметь приложить его на деле».1 Более того, в 1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже – по вопросам права прессы.

    Именно  образованием и воспитанием потенциальной читательской аудитории достигался растущий спрос на разнообразную массовую информацию, который, в свою очередь, сказывался не только на общем количественном росте средств массовой информации, но и на расширении их типологии.

    В 1665 г. в Париже вышел первый журнал («Journal des Savants» - «журнал ученого»), положивший начало развитию этого вида периодических изданий. Если к концу XVII в. выходило около 100 периодических изданий, то через век их было уже 900, а к началу ХХ в. – около 50 тысяч. К концу XIX в., по данным, собранным в свое время известным российским библиофилом Н.Рубакиным, на 1 млн. жителей приходилось периодических изданий: в Швейцарии – 230, Бельгии – 153, Германии – 129, Франции – 114, Норвегии – 89, Великобритании – 88, Испании – 68, Италии – 51, Австрии – 43, Греции – 36, Сербии – 26, России – 9.

    Итак, журналистика в «утробном состоянии» или пражурналистика уже заявила  о своей информационно-коммуникативной  природе как главной генетической функции. Факторами ее зарождения послужили следующие исторические предпосылки:

    - социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);

    - идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);

    - экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);

    - материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);

    - культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).

    При рождении и становлении журналистики все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

  1. Что такое вербальный и невербальный язык коммуникации?
  2. Какую роль и какие функции выполняет коммуникация в жизни общества?
  3. В каких взаимоотношениях находятся информация и коммуникация?
  4. Выберите наиболее понятные Вам определения «информации» и «коммуникации» и объясните их взаимодействие.
  5. Представьте графически и объясните процессы межличностной, групповой (публичной) и массовой коммуникации.
  6. Какой из процессов представляет массовая коммуникация: аксиальный или ретиальный?
  7. Какую из социально-исторических предпосылок Вы считаете главной для возникновения журналистики и почему?
  8. Какие основные задачи выполняют системоформирующие факторы журналистики?

    ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    Опишите процесс превращения информационно-коммуникативного феномена в систему журналистики с помощью исторических предпосылок. Объясните, как эти предпосылки стали системоформирующими факторами и как они воздействуют на систему журналистики в наше время.

    Литература:

    Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. М., 1995.

    Саламон Людвиг. Всеобщая история прессы // История  печати: Антология. –М.: Аспект Пресс, 2001. –С. 65-75.

    Свитич  Л.Г. Феномен журнализма. –М.: Факультет  журналистики МГУ, 2000. –С. 50-68.

    Федотова  Л.Н. Социология массовой коммуникации. –М.: Аспект Пресс, 2002. –С. 7-21.

 

Информация о работе Исторические предпосылки возникновения журналистики