Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 08:31, лекция
Профессор Ахмадулин Е.В.
«Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду под крепостью Нотенбурхом чинилось сентября с 26 числа в 1702 году».
Для сравнения приведем заголовок одного из печатных листков XVI в. (in quarto – в четверть листа):
«Достоверная новейшая ведомость из Маастрихта… содержит в себе подробнейшее описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11-го июня текущего 1579 года».
Номер «Ведомостей», изданный 29 января 1703 г. дошел до нас в печатном виде (как и все дальнейшие номера), поэтому официально именно от него ведет летоисчисление российская пресса, которой в 2003 г. исполнилось 300 лет (хотя ученые считают дату рождения «Ведомостей» с декабря 1702 г.).
В общепринятом смысле петровские «Ведомости» мало походили на уже довольно развитые европейские газеты, которых к тому времени насчитывалось около ста. За двадцать с лишним лет своего существования «Ведомости» так и не приобрели необходимого государственного или иного статуса, не сформировали своего читателя, даже из среды государственных чиновников, не обрели не только сколько-нибудь постоянные типологические черты (в т.ч. периодичность, объем, формат, тираж), но даже своего постоянного названия (вариации заголовков: «Ведомости», «Ведомости московские», «Ведомости московского государства», «Ведомости о военных и иных делах…», «Российские ведомости»).
Между тем в Европе задолго до появления петровских «Ведомостей» публику уже приучали к потреблению газетной информации. В книжке «О пользе газетного чтения» (Гамбург, 1697 г.), по свидетельству Л.Саламона, давались следующие рекомендации: «Кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами: тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное, должен уметь приложить его на деле».1 Более того, в 1690 г. в Лейпциге была защищена первая диссертация о газетном деле, а чуть позже – по вопросам права прессы.
Именно образованием и воспитанием потенциальной читательской аудитории достигался растущий спрос на разнообразную массовую информацию, который, в свою очередь, сказывался не только на общем количественном росте средств массовой информации, но и на расширении их типологии.
В 1665 г. в Париже вышел первый журнал («Journal des Savants» - «журнал ученого»), положивший начало развитию этого вида периодических изданий. Если к концу XVII в. выходило около 100 периодических изданий, то через век их было уже 900, а к началу ХХ в. – около 50 тысяч. К концу XIX в., по данным, собранным в свое время известным российским библиофилом Н.Рубакиным, на 1 млн. жителей приходилось периодических изданий: в Швейцарии – 230, Бельгии – 153, Германии – 129, Франции – 114, Норвегии – 89, Великобритании – 88, Испании – 68, Италии – 51, Австрии – 43, Греции – 36, Сербии – 26, России – 9.
Итак,
журналистика в «утробном состоянии»
или пражурналистика уже
- социально-политические (возможность использования информации в директивно-управленческих целях, в том числе для формирования общественного мнения в пользу правящей элиты);
- идейные (использование информации для пропаганды определенных философско-мировоззренческих, религиозных и социально-политических идей, возникающих и бытующих в различных слоях населения в виде группового общественного мнения);
- экономические (возможность использования информации для организации рыночного пространства и продвижения товаров на нем, в том числе и самой информации в качестве товара);
- материально-технические (возможности оперативного сбора, тиражирования и распространения информации на доступных носителях и в удобной для читателя форме);
- культурно-образовательные (подготовка потенциальной массовой аудитории к доступу и восприятию информации).
При рождении и становлении журналистики все эти предпосылки станут ее главными системоформирующими факторами, определяющими типы систем и типологию основных групп средств массовой информации.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Опишите
процесс превращения
Литература:
Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. М., 1995.
Саламон Людвиг. Всеобщая история прессы // История печати: Антология. –М.: Аспект Пресс, 2001. –С. 65-75.
Свитич Л.Г. Феномен журнализма. –М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. –С. 50-68.
Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. –М.: Аспект Пресс, 2002. –С. 7-21.
Информация о работе Исторические предпосылки возникновения журналистики