Информационная политика журналиста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Краткое описание

Проблемы ответственности, объективности в журналистике всегда были и остаются одними из важнейших. Сегодня резко встает вопрос о качественных материалах, которые все реже появляются в изданиях, на телевизионных каналах и радиостанциях. Что может служить причиной спада профессионализма в области журналистики? Возможно, отчасти это можно объяснить активно развивающейся блогосферой и другими ресурсами, направленными на удовлетворение информационной потребности людей. Возрастающее количество журналистов-любителей заполняют свои Интернет-страницы, «зарабатывая» постоянных читателей.

Файлы: 1 файл

Автор.doc

— 47.50 Кб (Скачать)

Московский государственный  университет им. М.В. Ломоносова

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра социологии журналистики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Терминологическая работа по курсу 

«Ведение  в теорию журналистики» 
 
 
 

Работа

Студентки 1 курса, гр. 104

Черных  Анастасии 
 

Преподаватель

к.ф.н., ст. преп. Аникина М.Е. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2009

 
 
 
 
 
 

Автор- создатель  какого-либо произведения. Творец, составитель, создатель какого-нибудь научного, литературного, художественного произведения, проекта, изобретения. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

творец всякого  литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощённого искусством. 
 

Блогосфера - совокупность всех блогов как сообщество или социальная сеть. Разрозненное мегасообщество, отражающее интерес, настроения и тенденции общества. 
 

Информационное  пространство - часть глобального информационного пространства, ограниченная рамками коммуникационных сетей. Совокупность результатов семантической деятельности человечества.  

Общественное  мнение - усредненная и поддерживаемая большинством точка зрения различных социальных групп на какую-либо проблему с учетом развития массового сознания и ролевых представлений социальной группы о поведении и мышлении внутри социума. Совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение массового сознания к наиболее значимым и актуализированным проблемам, событиям и фактам экономики, политики, культуры, общественной жизни. Состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности, к деятельности различных групп и отдельных личностей. 
 

Потребность в  информации - социальная потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Потребность, вытекающая из сущности социальной системы как системы информационной, в которой взаимодействие (сотрудничество) между подсистемами и элементами протекает не только в форме энерговещественных, но и информационных процессов. Потребность в информации выражает в субъекте общественную необходимость в информационном обеспечении практически всех видов человеческой деятельности и предопределяет включение личности в существующую в обществе систему социальной информации. Потребность в информации как бы пронизывает все другие человеческие потребности, обслуживает их и в то же время носит и самостоятельный характер, выражая творческую сущность человеческого сознания. Ведь информация обеспечивает процесс мышления, который «имеет своей основной функцией опережение, предвосхищение, активное отношение к извне поступающим данным. 

Субъективность  – свойство субъекта или производное  от его деятельности; характеристика знания, выражающая те моменты, в которых значение не вполне точно и всесторонне воспроизводит свой объект. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информационная политика журналиста. 
 

Проблемы ответственности, объективности в журналистике всегда были и остаются одними из важнейших. Сегодня резко встает вопрос о качественных материалах, которые все реже появляются в изданиях, на телевизионных каналах и радиостанциях. Что может служить причиной спада профессионализма в области журналистики? Возможно, отчасти это можно объяснить  активно развивающейся блогосферой и другими ресурсами, направленными на удовлетворение  информационной потребности людей. Возрастающее количество журналистов-любителей заполняют свои Интернет-страницы, «зарабатывая» постоянных читателей. Научно-технический прогресс и, собственно, формирующийся тип постиндустриального, информационного общества создают предпосылки для  расширения информационного пространства. Конечно, трудно сейчас представить свою жизнь без современных средств коммуникации. Это удобно, не покупать газету, а прочитать ту же новость, с утра проверяя, например, свою электронную почту. С другой стороны, сейчас журналистом может быть человек, и не имеющий специального образования, которое как минимум необходимо для корректной работы в этой области. Разумеется, правило это не без исключений. Нельзя руководствоваться четкой схемой « если есть диплом, значит  журналист хороший, если нет диплома - плохой». История журналистики знает немало ярких примеров, доказывающих, что главное- это талант, определенные склонности и способности человека, истинное понимание назначение журналистики. Вспомним хотя бы Геннадия Бочарова, советского журналиста. Образец для подражания, мастер публицистики, он образования специального не имеет и до сих пор не считает его важным критерием оценки такой творческой профессии. И о состоянии современной журналистики отзывается он нелестно, приводя примеры, к сожалению, нередко встречающихся проявлений продажности сотрудников «четвертой власти».

И все же политические конфликты, сенсационные новости, обсуждение событий и важных явлений, происходящих в жизни общества, естественно, нуждаются в освещении. Но каком освещении? Сегодня редко можно встретить новостной  материал действительно достойного уровня, не приходится говорить и  о высокопрофессиональной аналитике и публицистике. Разумеется,  они есть, но количество, как замечают исследователи, уменьшается.

Итак, весь информационный поток посредством многих каналов  идет на получателя  этой информации. Потребительскую аудиторию в данном случае условно можно разделить на две части: люди, которые  «заглатывают» этот поток, принимая все новые факты, и люди, которые принимают информацию из проверенных источников, желая получить наиболее объективную точку зрения. Первая часть несколько преобладает, формируя общественное мнение. Единственное, что позволяет человеку активно воспринимать информацию - это реальное участие в определении путей развития общества. Если человек реально, жизненно заинтересован в чем-то, он будет стремиться не только получать информацию, но и понимать ее. Однако будет не совсем верно утверждать об объективной журналистике, потому что по сути своей человек субъективен, и как бы автор ни старался абстрагироваться от внешних воздействий и своих эмоциональных впечатлений, используя для создания текстов разные источники, чтобы подкрепить материал достоверной информацией, абсолютно объективной будущую статью мы не сможем назвать, потому что остаются факторы, которые независимо от желания на то человека имеют свое влияние: выбор той или иной темы, подача новости в определенной стилистической манере,- все откладывает свой отпечаток. В данном случае хороший журналист должен стремиться к взвешенности.

Какой же должна быть информационная политика  хорошего журналиста? Иначе говоря, какие должны быть основные принципы, по которым он будет строить свои отношения с  

обществом? Для начала необходимо определить, чем журналистика является для человека, который хочет заниматься этим. Способ ли это обогащения, преследование меркантильных целей, желание стать знаменитым или же это та сфера деятельности, ответственно подходя к работе в которой, возможно формирование  мировоззрения людей, их мнения насчет разных проблем и событий, помощь людям, заключающаяся в добросовестном выполнении своих обязанностей, в поиске  нужной информации, в потребности узнавать факты о произошедшем с максимальной точностью. Не должно быть принципиальным то, для какого издания, известного или нет, работает журналист. Материал для выхода  в тот самый информационный поток должен быть  обработан по максимуму, пусть это даже самая, казалось бы, незначительная новость, она должна быть точной и проверенной. Журналист должен четко понимать всю ответственность, которую он несет  вместе с выпуском новоиспеченной статьи.     

Существуют также  правила, законодательно закрепленные, которые необходимо знать. Каждый журналист  должен действовать в  строго очерченном правовом пространстве. В противном случае ему угрожает  серьезная опасность попасть в ситуацию, когда вместо обеспечения  информационных потребностей общества, последовательного выполнения гуманистических функций журналистики на основе полной, достоверной  информации он будет совершать недопустимые с точки зрения общества информационные проступки и преступления. Можно руководствоваться теми нормативами, которые были выработаны международным журналистским сообществом. Их не так много, и они в общем развивают одни и те же идеи. Прежде всего это «Международная декларация принципов поведения журналистов» (Принята Конгрессом МФЖ в 1954 году. Поправки внесены на Конгрессе Международной федерации журналистов в 1986), «Международные принципы профессиональной этики журналиста» (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года ), а также российские аналоги: «Кодекс профессиональной этики журналиста» (принят первым съездом Союза журналистов СССР на конфедеративной основе 24 апреля 1991 года) и «Кодекс профессиональной этики российского журналиста» (одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года).

Все вышеперечисленное  в совокупности представляет некую  идеальную модель взаимодействия журналиста с аудиторией. Но нельзя забывать о том, в каком положении находятся многие из них, готовые раскрывать   правду, проводя расследования и тщательный анализ событий. Учитывая тот факт, что за последние 9 лет издано 44 закона, ограничивающих возможности журналистов добывать информацию,  а дела об убийстве за последние годы как минимум 17 журналистов до сих пор не раскрыты, имеем основание утверждать, что журналистика – профессия опасная. Угрозы или применения физической силы по отношению к представителям данной профессии приводит  нередко к деформации личности. Нужно быть морально готовым к предстоящим трудностям.

За последние  пятнадцать лет, иными словами, со времени  появления независимой журналистики у нас в стране, этические вопросы её существования становятся всё острее. В нашем обществе успел уже сформироваться негативный образ «жёлтой прессы», «продажных журналистов». Складывается во многом противоречивая ситуация. С одной стороны, журналистика считается престижной профессией. С другой стороны, сохраняется откровенно настороженное отношение к журналистам со стороны не только персон, которые могут объектами журналистского профессионального интереса, но и просто обывателей. Задача грамотного журналиста вести такую информационную политику по отношению к потребителю, которая  будет соответствовать уровню высокопрофессиональной и качественной журналистики. 

Литература: 
 
 
 

1.Толковый словарь  русского языка Ожегов С.И.2008 г.

2. Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова. 2003 г.

3.Тематический  толковый словарь по естественным  наукам.2000 г.

4.Советский энциклопедический  словарь. 1989 г.

5.Правовые и  этические нормы в журналистике. Е.П. Прохоров.2008 г.

6. «Ради единого  слова». Валерий Аграновский 2007 г. 

Информация о работе Информационная политика журналиста