Феномен женской журналистики в военной журналистике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 19:03, реферат

Краткое описание

Когда мы говорим о журналистах и журналистике, нужно ли уточнять, является ли репортер женщиной или мужчиной? Наверное, во многих аспектах профессиональной деятельности это разделение – лишнее. Различия в стиле изложения, в преподнесении материала, в использовании фраз и оборотов, в расстановке акцентов – скорее индивидуальные, нежели гендерные

Файлы: 1 файл

чемякин реферат.docx

— 219.05 Кб (Скачать)

Уральский Государственный Университет им. Горького 

факультет журналистики 
 
 
 
 
 
 

Реферат по курсу

«Международное  гуманитарное право и СМИ» 

на тему

«Феномен женской журналистики в военной журналистике» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила Старцева Василиса,

группа 402 
 
 
 
 
 
 
 
 

Екатеринбург

2010г.

Введение 

      «Итак, ребята, а к 30 марта мы пишем реферат на тему «Работа журналиста в горячей точке»», - голос преподавателя прозвучал для меня как приговор. Скажу честно, про войну я мало что знаю. И, даст Бог, никогда не узнаю вообще. Мысли в голове лихорадочно метались: «Зачем мне, - видящей себя через пару лет дома в окружении чудных детишек, варящей борщ и провожающей мужа на работу – рассуждать о журналистах в горячих точках?» Ну, не поеду я никогда на фронт! Конечно, «никогда не говори никогда». Но если под дулом пистолета не заставят – не поеду! Уж слишком жизнь люблю и стараюсь лишний раз ей не рисковать.

Да и что  греха таить – трусиха я  редкостная, на самолетах-то летать боюсь, а Вы тут про фронт… Но искренне всегда восхищалась людьми, которые подвергают себя такому риску.

 Долго не могла настроиться и сесть за реферат: просто не знала за что взяться – все проблемы мне так далеки и непонятны. Конечно, можно просто переписать теорию из книжек, но не думаю, что это было бы интересно. И тут, совершенно случайно, набрав в поисковике «Журналисты на войне» я открыла для себя интересную статью молодой военной журналистки - Ирины Куксенковой.

В этот же вечер  я прочитала все ее статьи. Это  были статьи и с горячих точек, и о террористах, и о героях Войны.

Но что движет теми женщинами, которые так бесстрашно освещают события с горячих точек? Они настолько влюблены в профессию? Считают это своим долгом? Или же их привлекают хорошие гонорары? Тогда каких денег стоит человеческая жизнь?

    
 

Когда мы говорим  о журналистах и журналистике, нужно ли уточнять, является ли репортер женщиной или мужчиной? Наверное, во многих аспектах профессиональной деятельности это разделение – лишнее. Различия в стиле изложения, в преподнесении  материала, в использовании фраз и оборотов, в расстановке акцентов – скорее индивидуальные, нежели гендерные. И тем не менее, в такой области, как освещение травмирующих событий, катастроф, трагедий, можно попробовать порассуждать на тему того, в чем особенности "женской" журналистики. В этом я и решила разобраться в своем реферате. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть 

Женщины не любят войну.  
      Они дарят миру Любовь, Жизнь, Будущее.  
         И женщина на войне - это уже подвиг.
 

Прежде чем  говорить о журналистике в горячих  точках, давайте определимся, а что  же такое «горячая точка»? 
В интернете я нашла множество определений, но самым четким и ясным мне показалось определение  вещательной корпорации BBC: «Под "враждебной обстановкой/условиями" мы подразумеваем страну, регион или отдельную территорию, где происходят война, мятеж, гражданские волнения, террористические акты, а также крайне высок уровень преступности, бандитизма, беззакония или общественных беспорядков. Это определение распространяется и на территории с экстремальным характером климата или местности».

Ирак, Югославия, Афганистан, Чечня – войны в этих странах за последнее десятилетие продемонстрировали мировому сообществу, что их непосредственными участниками, а не только сторонними наблюдателями, стали журналисты.  
Журналисты, также как и любые другие граждане, могут стать жертвами обстрела, могут стать заложниками и погибнуть от взрыва. Однако есть еще и специфика профессии, вследствие которой подобные риски для журналистов оказываются наиболее вероятны.

Помимо преодоления  общих угроз безопасности, необходимости  остаться живым и здоровым, перед  журналистом стоит и другая задача: невзирая на все препятствия, выполнить  свою работу. 
СМИ формируют общественное мнение, от них во многом зависит дальнейшее развитие событий.  

Тем, кто выбирает для себя профессию журналиста, иногда приходится преодолевать базовый, казалось бы, инстинкт самосохранения. Журналист становится непосредственным участником военного конфликта, даже если этого не происходит, но существует риск получить травму "вторичную" – от интенсивного общения со страдающими людьми и принятием на себя чужого горя. 
Но поскольку моя тема «феномен женской журналистики в военной журналистике», более конкретно я хотела бы поговорить именно о женщинах-журналистах.

В интернете  я нашла интересное исследование канадского психиатра Энтони Файнштейна. Он написал несколько книг о военных журналистах. Файнштейн ссылается на многочисленные исследования, согласно которым в популяции в целом женщины примерно в два раза чаще, чем мужчины, испытывают такие психологические проблемы, как посттравматическое стрессовое расстройство, депрессию и тревожные расстройства. Однако его сравнение психологических портретов 110 военных журналистов-мужчин и 30 военных журналистов-женщин не выявило никаких гендерных различий в области психопатологий. Симптомы депрессии, тревожности, психосоматических нарушений, социальных дисфункций или суицидальных намерений женщины проявляли не чаще, чем мужчины. В области демографических характеристик женщины, участвовавшие в исследовании, также не отличались от мужчин. Единственное различие, которое обнаружил Файнштейн, лежало в области семейного положения: среди женщин всего 24% имели супруга, тогда как 52% мужчин были женаты. Если замужние женщины были в меньшинстве, то матерей среди них было и подавно меньше. Большинство журналистов, как женщин, так и мужчин, справляются с травматическими последствиями самостоятельно – и исследование Файнштейна, проведенное на военных журналистах, показало, что женщины в этой области не уступают мужчинам.  
 

Женская военная  журналистика знает много имён, одно из самых популярных – Анна Политковская.

В России Анна Политковская не являлась самым информированным  или самым влиятельным журналистом. Зато — одним из самых ярких. Для  многих читателей она была символом честной и бесстрашной журналистики. «Я не рвусь в крестовые походы, но чувствую, что кто-то должен писать о том, что происходит в нашей стране", - говорила Анна о своей работе.

Известность пришла к Политковской, уроженке Нью-Йорка, где ее родители - советские украинцы - работали дипломатами при ООН, после краха коммунизма, когда она начала свой мужественный путь в журналистике. Ее книга о конфликте в Чечне, 'Грязная война' (Dirty War), спровоцировала взрыв гнева в спецслужбах страны. После этого вышла еще одна ее книга, 'Грязная Россия' (Dirty Russia), в которой Политковская обвиняла Путина в свертывании демократических свобод и удушении свободы прессы. 
Особенно острой была ее критика в отношении поддержки Путиным Рамзана Кадырова, проросийского премьер-министра Чечни, которого она обвиняла в том, что его боевики много раз похищали людей и убивали их без суда и следствия. По словам Ярошевского, в последнее время Политковская много писала о Кадырове - самом вероятном, по мнению многих, кандидате на пост следующего президента Чечни.  
В самый разгар войны в Чечне Политковскую на три дня задержали российские спецслужбы, держали ее в яме, не давая ни воды, ни еды, а в конце 'в шутку' повели на казнь. 
Политковская была одним из сравнительно немногих голосов инакомыслия в России, где большая часть прессы уже покорилась воле Кремля.

Она регулярно  поднимала вопрос о том, что страна сползает обратно к советской  диктатуре. Также она неоднократно критически высказывалась об аресте и осуждении нефтяного олигарха Михаила Ходорковского, поссорившегося с Кремлем и посаженного в  тюрьму. Преданность делу даже обернулась для нее потерей семьи. Однажды, когда Политковская вернулась домой  из очередной поездки в Чечню, муж сказал ей: 'Все, я больше так  не могу'. 

Еще одна женщина-журналистка -  Ирина Куксенкова. Отрывки из ее материалов, прочитанные на лекциях В.М.Амирова, произвели на меня впечатление. «Французский маникюр превращается в Южно-Осетинский». Она такая же девушка, с маникюром и эмоциями, льющимися через край. Что затянуло ее на эту войну? Набираю в Яндексе «Ирина Куксенкова. Видео». Вижу интервью с ней. И впадаю в ступор. С экрана на меня смотрит девочка-ровесница. 23 года… А я-то думала, что все военные журналисты – взрослые, пожившие люди!

Читаю ВСЕ ее материалы! (все еще под впечатлением!). Нахожу биографию с ней, пытаюсь отыскать её в социальных сетях, чтоб лично задать пару вопросов – но… бесполезно! Еще бы! В 80% упоминания имени «Ирина Куксенкова» вижу «За автором этих статей, спецкором нашей газеты, Ириной Куксенковой, неизвестными установлено негласное наблюдение».

Нахожу в интернете  интервью с Ириной. (http://mejdu.narod.ru/kuksenkova.html)

 Ирина Куксенкова с 2001 корреспондент «Московского комсомольца». В интервью рассказывает, как при неожиданном стечении обстоятельств в 2004 стала корреспондентом военного отдела «МК» со специализацией Чечня. Недавно стала редактором телеканала «Вести 24», параллельно продолжает сотрудничать с газетой, пишет на чеченскую тематику.

В Чечню Ирина  попала случайно. Пришла в газету «МК» в отдел спорта. И вот грозненская  команда «Терек» вышла в полуфинал  кубка России. В «МК» некому было этим заняться, отправили Ирину. В Чечню она даже не собиралась – командировочный был писан до Минеральных вод. И тут эта встреча с чеченцем, служившим в армии Дудаева. Простое стечение обстоятельств.

Так Ирина и  стала военным корреспондентом.

Интервью заканчивается  «оптимистично»: «Ира проводила меня до входной двери. И очень возмутилась, что я забыла ее закрыть на ключ. Все-таки и в Москве журналист остается мишенью, попасть в которую мечтают многие».

Страшно…  

      Давайте обратимся к ее материалам. После бандитских терактов на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» Ирина Куксенкова едет в село Балахани в Дагестане, где провели свои последние дни исламские террористки – смертницы Марьям Шарипова и Джанет Абдулаева, совершившие это преступление. На подъезде к селу, наравне с дорожными знаками в глаза бросалось множество зеленых табличек с надписями арабской вязью «Аллах Акбар!». Надписи на арабском языке были повсюду: от названия заправок до различных по тематике красочных призывов, искусно написанных на скалах баллончиком с краской. Изредка попадались надписи и на русском языке, но они, скорее, свидетельствовали о том, кто «в доме» хозяин: «Саид, мы не забудем тебя», «Моджахеды» и т.д.

Через материал Ирина заражает нас своими эмоциями, по сложившемуся у корреспондента впечатлению нынешнюю ситуацию в горном Дагестане даже с натяжкой трудно назвать нормальной. В селе ощущалось абсолютное отсутствие власти - как местной, так и федеральной: все брошено на произвол судьбы.

В материале  опубликовано интервью журналиста с  отцом одной из террористок. Он поступок дочери не осуждает. «Если она сама туда пошла, а она сама туда пошла, потому что она не безмозглая скотина, то это личное дело ее и Аллаха. Только они знают, почему она это сделала и с какими целями». Поражает эгоизм и антигуманиз отца террористок. На вопрос: «А что вы можете сказать семьям погибших?», он заявляет, что сочувствует, но «у каждого своя судьба». Да уж…Яблоко от яблони недалеко падает. 

Личность Ирины  Куксенковой произвела на меня большое  впечатление. Я прочитала еще  несколько материалов, посвященных  биографии и творчеству этого журналисту.

Оказалось, мое восхищение вовсе даже не безосновательно. Ирина Куксенкова награждена президентом РФ медалью «За отвагу».

Про свои командировки в Чечне она пишет просто и  ясно: «Когда такое происходит, как-то собираешь нервы в кулачок и делаешь дела, а потом садишься на пригорочек и вспоминаешь… И тут становится страшно».

Знаете, а я  не перестаю восхищаться людьми! Особенно женщинами! Особенно такими, как Ирина Куксенкова. Так хочется побыть в наш век хрупкой и беззащитной! А кони все бегут, а избы все горят… 
 
 
 
 
 

Заключение

Чем больше войн – тем больше журналистов погибает. Все это позволяет сделать  вывод, что журналист сегодня  – полноправный участник военного конфликта, такой же, как и военные. А женщина-журналист на войне обладает теми же правами и обязанностями, что и мужчина.

И в заключении реферата, я хотела бы привести мнения известных людей о женщинах в военной журналистике.

С.Непорада, корреспондент газеты «На страже Родины»:

«Для женщин не закрыт путь в военную журналистику. Они бы и работали в ней, если бы здесь можно было прокормиться. Хотя некоторые из тех, кто попробовал военную журналистику на вкус, оставались в ней довольно долго. Например, Марина Елисеева из пресс-службы ЛенВО теперь работает в "Красной Звезде". К нам приходили и студентки факультета журналистики. Но они получают какие-то навыки и уходят туда, где платят больше.»

Надежда Ажгихина, председатель Ассоциации журналисток:

«По этому поводу в Италии написана целая книга, она, правда, посвящена событиям немножко от нас отошедшим, это события войны на Балканах. Дело в том, что это была, наверное, в истории журналистики война, на которой работали очень много корреспондентов в юбках. Их репортажи вызвали море эмоций читателей, не только эмоций, они были очень яркие, они были очень интересные. И как раз после их массового появления стали говорить о том, что женский военный репортаж сосредоточен не только и не столько на количестве захваченных орудий, на занятых городах, на количестве пленных, убитых и так далее, в центре этих репортажей всегда была человеческая судьба, будь то солдат, будь то повстанец, будь то мирный житель, в том числе женщина, ребенок, старик. Любой человек, который волею судеб оказался в этой драматической ситуации. Я должна сказать, что тот факт, что массовые изнасилования по этническому принципу в бывшей Югославии были признаны преступлением против человечности, это один из итогов женской журналистки, потому что они на этом обстоятельстве делали акцент последовательно и постоянно. Мужчины-журналисты об этом писали вскользь, просто это традиционно не входило в мужской военный репортаж. Женщины изменили стиль репортажа, стиль разговора о войне. Далеко ходить не надо, те же репортажи Анны Политковской, будь то "Дом престарелых" или судьбы каких-то конкретных детей, людей, пленных, - в центре внимания. Мне кажется, это очень позитивно, это гуманизирует нашу журналистику, это приближает ее не к политическим баталиям на верху, не к какой-то виртуальной реальности, но к реальной жизни людей, которые со всем этим сталкиваются» 

Информация о работе Феномен женской журналистики в военной журналистике