Актуальность аналитических жанров в газете на примере газеты «Спорт уик-энд»

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Аналитическая журналистика может отчасти присутствовать даже в бульварных изданиях. Но главное место ее пребывания - это все-таки качественное издание, не важно, в Интернете или на бумаге. Издания с меньшим ритмом, естественно, содержат в себе больше аналитики. Ежедневные выпуски телевизионных новостей тоже могут содержать элементы аналитики, хотя и в меньшей степени, чем еженедельные информационно-аналитические программы, которые априори призваны анализировать события, а не просто пересказывать их.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….....3
Глава 1. Общая характеристика аналитических жанров……...…………….5
1.1 Статья………………………………………………………...…………….7 1.2 Корреспонденция………………………………………………………...10 1.3 Рецензия………………………………………………………………..…11 1.4 Обозрение, комментарий, расследование………………………………11 Глава 2. Примеры аналитических жанров в газете «Спорт уик-энд»…….14
2.1 Обозрение………………………………………………………………...14 2.2 Статья……………………………………………………………………..20 2.3 Корреспонденция………………………………………………………...23 Заключение………………………………………………………………...…25 Список литературы…………………………………………………………..27 Приложения…………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

Курсовая Сандры.docx

— 1.82 Мб (Скачать)

Теоретическая статья раскрывает связь теоретических явлений и социальной практики, выдвигает и доказывает их правильность. Здесь важно соотношение логических и эмоциональных приемов убеждения, правильно выбранный тон, продуманное использование полемических приемов, сосредоточенность на центральной идее6.

По данным Ворошилова В. В., "К особому подвиду статьи можно  отнести публицистический комментарий, позволяющий оперативно откликнуться на различные события, прокомментировать и оценить их"7.

Авторская позиция в статье может быть представлена как версия. Чаще всего для этой цели – истолкования события – используют авторскую  колонку. В последнее время многие отечественные газеты используют именно такую подачу материала. Слово column имеет два значения: газетная колонка – элемент оформления; колонка фельетона, юмора. Журналист, ведущий рубрику называется колумнист. Для него характерен один стиль – неповторимый голос. Колонка должна выражать одну точку зрения. Прежде чем начать работать колумнистом, нужно заработать себе имя. Судя по отечественной практике, сложившейся еще в 1990-е годы, когда сам этот термин приобрел права гражданства в русском языке, можно выделить три основных типа колумнистов. В первом случае это публичные знаменитости, как правило, не владеющие специальными познаниями в той области, о которых они высказываются, но располагающие, по мнению редакции, кредитом доверия у публики; в силу чего их высказывания, - по оценке теоретика журналистики С.А.Михайлова, - «читаются и публикуются из-за имени, а не из-за того, что они говорят»8.

В газете «Спорт уик-энд» мы, например, будем рассматривать колонку Геннадия Орлова, посвященную чемпионату России по футболу.

1.2 Корреспонденция.

Корреспонденция структурно представляет собой анализ фактов, связанных единством темы, и их комментарий. Ее задача – изучение причин и следствий явлений – определяет организационно-практическую направленность жанра9.

Корреспонденция – отображение "кусочка жизни", жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза, то есть проблема решается от частного к общему. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес.

Виды корреспонденции:

    • Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.
    • Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.
    • Постановочная корреспонденция – такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фактов.
    • Корреспонденция-раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная, то в корреспонденции – специфичная. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный, информационный, проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

 

1.3 Рецензия.

Рецензия – жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".

Рецензия (литературная, кино, театральная) – аргументированный критический отзыв, чаще всего, о произведении литературы, искусства. Обзор – результат сквозного наблюдения определенных явлений и процессов и их публичный анализ – спортивные соревнования, политика, предвыборная кампания.

Рецензент обычно оперирует  вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и  тезисы. Адресатами, к которым обращается рецензент являются реципиент, то есть читатель, слушатель и зритель, а  также автор оцениваемого или  критикуемого произведения. Из этого  вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция  рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные  задачи.

Виды рецензии:

    • литературная;
    • научная;
    • театральная;
    • кино-рецензия и т. д.

1.4 Обозрение, комментарий, расследование.

Обозрение или обзор – жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Главное назначение обозрения как публицистического жанра состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных, репрезентативных фактов современности воссоздать обобщенную картину (панораму) реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития.

«Обозрения публикуются во многих газетах и журналах. Основные программы радио и телевидения России имеют соответствующие рубрики: "Медицинское обозрением (МТК), "Международное обозрение"(Спб), "Итоги", "Панорама" (НТВ), "Обозреватель" (ТВ-6), "Футбольное обозрение" (ОРТ), "Экономическое обозрение" (РР), "Зеркало", "Парламентская неделя" (РТР) и т. д.

Определяющий признак  жанра обозрения – единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать - значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Обозреватель должен:

- возбуждать интерес аудитории,  рассказывать ей о событиях, процессах  происходящих в общественной  жизни;

- отстаивать передовые  точки зрения и способствовать  совершенствованию "личной стратегии"  граждан;

- обнаруживать в явлениях  их сущность, показывать противоречия  действительности;

- через выяснение сущностных  связей, определение линии развития  явлений, прогноз осмысливать  ход общественного развития;

- способствовать практическому решению проблем общества»10

 

Журналист выполняет сверхзадачу  – открыть в наблюдаемых событиях внутреннюю закономерность. Свободная, раскованная форма, аналогии, сравнения, ассоциации вызывают эффект «наглядности, что помогает читателям увидеть  связь фактов и мнений.

Виды обозрений:

    • Внутренние – о событиях жизни внутри страны.
    • Международные – о международной жизни; различают по времени: ежедневные, еженедельные, месячные, годичные; также бывают: информационные, проблемные.

По тематике:

    • политические;
    • экономические;
    • спортивные;
    • сельскохозяйственные;
    • культурные и т. д.

Особым подвидом обозрения  являются обзор печати и обзор  писем.

Аналитические жанры за последнее  десятилетие, наряду с информационными  жанрами, стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве.

Комментарий – основа аналитических  жанров, он представляет собой общий  композиционный и стилистический метод  отражения и отображения действительности. Комментарий призван не столько разложить по полочкам сложную фактуру, но и в полной мере публично выразить свое мнение по отношению к событию, факту, явлению.

Журналистское расследование – рассказ о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбора скандальных событий, криминальных историй, когда журналист собирает и анализирует факты автономно от соответствующих служб и органов или вкупе с другими специалистами. Версия – моделирование собственного суждения по поводу уже имеющегося хода событий или явления, предположение, основывающееся на их детальном изучении (подкрепленное порой неординарными аргументами).

 

Глава 2.

Примеры аналитических  жанров в газете «Спорт уик-энд».

«Газета «Спорт уик-энд» - крупнейшее спортивное издание Северо-Запада России. Основана в 1997 году. С 2006 года газета выходит по понедельникам, четвергам и воскресеньям, общим тиражом более 100 тысяч экземпляров в неделю. Газета, сохраняя петербургскую прописку и присущие региону тематические акценты, освещает все важнейшие спортивные события в стране и мире. Корреспонденты нашего издания работают на чемпионатах мира и Европы по футболу, чемпионатах мира по хоккею и крупнейших турнирах по другим видам спорта, сопровождают «Зенит» в поездках по стране и за рубежом. В числе основных приоритетов газеты – оперативность. В нашей стране, да и за ее пределами, немного найдется изданий, которые успевают отразить на своих страницах события, завершающиеся в 3 часа ночи. И это при том, что уже в пять часов утра «Спорт уик-энд» поступает к читателю. Газета рассчитана на широкий круг читателей – от специалистов спорта до простых болельщиков»11.

В этой газете на основе трех номеров были выделены следующие  аналитические жанры: обозрение, статья и корреспонденция.

 

2.1 Обозрение.

В газете «Спорт уик-энд» раз в неделю выходит колонка, посвященная проходящему чемпионату России по футболу. Постоянный ведущий рубрики – телекомментатор Геннадий Орлов. Геннадий Орлов – заслуженный деятель культуры РФ, мастер спорта СССР по футболу, председатель Федерации спортивных журналистов Санкт-Петербурга, обладатель премии Олимпийского комитета «За верность футболу», специального приза газеты «Комсомольская правда». Награждён медалью «За трудовое отличие», медалью «300-летие Санкт-Петербурга», нагрудным знаком «За заслуги в развитии физической культуры и спорта Санкт-Петербурга»12

Каждую неделю после окончания  очередного тура чемпионата автор анализирует все прошедшие матчи, перечисляет причины побед и поражений, комментирует турнирную таблицу, дает прогнозы.

Мы рассмотрим три обозрения в этой колонке в номерах, вышедших 16, 23 и 30 апреля.

- «Кандидатов в сборную Европы пока не густо» в номере за 19 апреля 2009 года.

«Для немецких футбольных изданий характерно опубликование  таблиц рейтинга футболистов. Высшая шкала  – игрок мирового класса, затем  европейского и, наконец, – бундеслига. О том, что оценки выставляются объективно, говорит тот факт, что за последние несколько сезонов местные журналисты в высшую графу вписывали лишь одно имя – Михаэль Баллак. Возьмем и мы на вооружение подобную практику, оценим наш чемпионат под этим ракурсом. После четвертого тура, на мой взгляд, от РФПЛ в высший класс нет даже кандидатов»

Сразу в начале Орлов дает оценку происходящего – по результатам недели нельзя выявить заслуживающих особой похвалы команд и игроков: «в сборную Европы … могли бы делегировать Юрия Жиркова, Анатолия Тимощука, Константина Зырянова… Остальные  наши «звездные» миллионеры в этом сезоне пока в большом долгу перед своими работодателями и особенно болельщиками».

Далее комментатор объясняет  свою точку зрения, описывая прошедшие  матчи: «Центральный матч четвертого тура состоялся в Москве: ЦСКА – «Локомотив». Армейцы вышли на поле без бразильцев, но провели игру уверенно, по-хозяйски. Жирков, Красич, Дзагоев явно превосходили своих опекунов за счет индивидуального мастерства и создавали численное большинство, особенно при развитии атаки. Четыре гола – следствие большого игрового преимущества. А что же «Локо»? Призванные выстраивать игру команды полузащитники Торбинский, Билялетдинов, Глушаков проиграли свои микропоединки и отдали центр поля армейцам. В такой ситуации произошла разбалансировка атаки, исчезла слаженность действий и как следствие – у штрафной «Локо» появились бреши в обороне». «Крылья советов» довольно легко разделались на своем поле с «Химками» и вышли на первое место в турнирной таблице… Финансовые возможности «Химок» ограничены, поэтому пока не будем спешить с выводами, удалось ли тренеру Сарсания подняться на уровень высшего дивизиона российского футбола».

Делает конкретные замечания  относительно хода игры: «И в этом году пока очки «Зенит» недобирает: большое игровое преимущество в матче с «Амкаром» в итоге не превратилось в забитые голы. Не могли нападающие реализовать созданные голевые моменты. Можно ссылаться на неровное поле, на судью, который отменил забитый Широковым мяч. И в то же время претензии у зенитовцев должны быть к самим себе. Класс игроков особенно проявляется в умении не только создавать, но и завершать атаку».

Отдельно отмечает интересные с «творческой» точки зрения матчи: «интересный комбинационный футбол был продемонстрирован в первую очередь ЦСКА, «Зенитом», «Крыльями Советов» и «Москвой». «Рубин» тоже победил, но по ходу игры с «Тереком» опять ничем особым не выделился».

После разбора конкретно  матчей Орлов оценивает шансы  команд: «Увы, две именитые московские команды – «красно-белые» и «красно-зеленые» - в предкризисном состоянии. У «Локомотива» есть хороший шанс в пятом туре выйти из тупика – дать бой «Зениту» и в случае победы встать на одну турнирную строку с обладателями кубка УЕФА. Спартаковцы в субботу принимают «Терек». И как не вспомнить, что Вячеслав Грозный – бывший спартаковский тренер (во времена Олега Романцева), так что интрига налицо».

Информация о работе Актуальность аналитических жанров в газете на примере газеты «Спорт уик-энд»