Жостовская роспись

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:37, реферат

Краткое описание

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.

Файлы: 1 файл

жостов роспись.doc

— 404.00 Кб (Скачать)

Московский Гуманитарно-Экономический  институт

Кировский филиал

 

 

 

 

 

 

Жостовская роспись

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ДДС-520

Мартыненко О.Ю.

Преподаватель:

Булдакова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров 2010

 

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Промысел расписных металлических  подносов возник в середине XVIII в. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный  в центре подноса и обрамленный  по борту мелким золотистым узором. В композициях много места отводится гладкому фону, который обладает красивой поверхностью подноса, эффектно играющей на свету. Изображение цветов на лицевой поверхности подноса отличается особой мягкостью и округлостью рисунка. Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин, а порой и более скромные анютины глазки, вьюнки и т.п.) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими бликами на поверхности подноса. Чуть "утоленные" в фоне цветы кажутся легкими, полуобъемными, тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывали зрительно плоскости предмета. Мастера умеют находить красивые и выразительные очертания букета в целом на подносе. Верх часто завершается двумя-тремя плавно и широко расходящимися в стороны веточками, изгибы которых следовали за формой самой вещи. Легкое узорное кружево из разнообразной "травки" окружает букет по краям, вписывая его в гладкий фон подноса.

Много нового появляется в колорите, особенно в росписях на цветных фонах  на поверхности подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме, изображение красных роз на красном фоне и т.д.). Фантазия мастеров дает удивительное разнообразие решений одного и того же мотива. Пишут букеты четко и компактно составленные, - так называемые "собранные", а также более легкие и свободные "букеты в раскидку", с широкими просветами красиво поблескивающего лакового фона - черного, золотистого, цветного орнаментов подноса.

Для жостовской росписи подносов характерны и так называемые ландшафты, представлявшие собой чаще всего наивно-лубочную интерпретацию романтических пейзажей. Давая эффектные виды с экзотическими  замками и руинами на берегах  водоемов, причудливыми холмами и  скалами, озаренными порой малиново-красным закатом, мастера стремились создать празднично-приподнятое декоративное изображение природы в композиции жостовского подноса. В решении таких композиций большую роль играли и богатство фантазии, и "быстрота рук" мастера, расписывающего жостовский поднос.

В сюжетных росписях подноса изображаются главным образом колоритные сценки из русской народной жизни: стремительно мчащиеся тройки с веселыми ездоками, торжественные неторопливые чаепития с непременным самоваром в центре стола, плетение лаптей в крестьянской семье и т.д.

Во многих композициях орнамента  подноса явно чувствуется тенденция  к более острому и непосредственному  выражению авторами своего поэтического ощущения живой природы. Не случайно стали появляться такие образные названия вещей, как "Рассвет", "Розы и птицы" выдающегося художника Графова, "Осенняя рапсодия", "Розы" Гончаровой, "Утро", "Хризантема" Кледова, "Русское поле" Кледовой , Осенний букет" Мажаева и т.д. Большинство из этих подносов вы можете увидеть в фотогалереи. Не случайно художник Лапшин говорит о жостовском букете подноса , как о целом содружестве... "разных по формам, но одинаковых по душе цветов". В лучших жостовских работах - росписи подноса - цветы действительно имеют живую душу. Не менее интересно и плодотворно стремление написать полусказочные, подчеркнуто орнаментальные изображения. Был создан ряд очень своеобразных и интересных панно на подносах ("Фантазия" Графова, "Сказочное" Мажаева, "Цветы" Леткова), в которых яркие, по-особенному праздничные цветы словно явились из затейливой народной сказки. В последние годы эта тенденция к сказочности проявляется не так явно на подносах , хотя Графов и ныне имеет полное право говорить о "полуфантастичности" жостовских букетов, ибо все больше пишется цветов, которые не значатся ни в одном ботаническом атласе, а даже такие известные "героини" жостовского письма подносов, как розы, все чаще даются в условном колорите (голубом, синем, золотом и т.д.), да и формы их все более активно перерабатываются виртуозной кистью и богатой фантазией мастеров подносов. Причем реальность и сказочность, "правда и условность" переплетаются органично и неразрывно на жостовских подносах.

Жостовские металлические подносы  разнообразны по форме; подносы многоугольные, подносы круглые, подносы овальные, подносы комбинированные.

Особенности жостовской росписи:

  • Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
  • Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
  • По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
  • По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

 

Ведущие художники жостовского  промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Жостовская роспись