Жизнь и творчестве великого художника и изобретателя Леонардо да Винчи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 09:32, доклад

Краткое описание

Леонардо да Винчи - вероятно, самый универсальный гений во всей истории человечества. Во многом заложив основы современных ботаники, анатомии, геологии, биологии, физики, механики, астрономии, изобразительного искусства, архитектуры, он, по большому счету, не был ни одним из них. Точнее, не был ими каждым по отдельности.
Явив собой образец ренессансной личности, Леонардо был максимально «полным» человеком - то есть человеком, страстно ищущим истины. А относительных истин не бывает. «Естественное желание хороших людей - добывать знание», - однажды написал он, и в этих простых словах заключается идеология того мира, который мы зовем «миром Леонардо».

Файлы: 1 файл

Доклад Леонардо.docx

— 39.77 Кб (Скачать)

Слайд №2

 

Леонардо да Винчи - вероятно, самый  универсальный гений во всей истории  человечества. Во многом заложив основы современных ботаники, анатомии, геологии, биологии, физики, механики, астрономии, изобразительного искусства, архитектуры, он, по большому счету, не был ни одним из них. Точнее, не был ими каждым по отдельности.

Явив собой образец ренессансной личности, Леонардо был максимально  «полным» человеком - то есть человеком, страстно ищущим истины. А относительных  истин не бывает. «Естественное желание  хороших людей - добывать знание», - однажды написал он, и в этих простых словах заключается идеология  того мира, который мы зовем «миром Леонардо».

Однако эта одержимость «неизведанным» была не только счастьем великого ученого  и художника, она была и его  проклятьем. Пытливый ум, стремясь к  новому, заставлял Леонардо бросать  многие свои работы незавершенными. Некоторые его смелые эксперименты оканчивались провалом. Это касается, в первую очередь, художественного творчества.

Леонардо создал огромное число  чертежей различных машин, которые значительно опередили свое время. Среди этих машин есть прототипы вертолета, самолета, автомобиля, велосипеда, танка, ткацкие станки и многое другое...

Также кроме этого, Леонардо да Винчи усердно занимался древними языками и историей, и его сочинения и художественные произведения свидетельствуют о глубоком знании классического мира. В виде развлечения Леонардо занимался также музыкой, играл на скрипке и на арфе и достиг такого совершенства, что был одним из самых модных учителей музыкального искусства.

 

Слайд №3-4

 

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, расположенном на холме с тем  же названием. Загадки окружают жизнь  Леонардо с самого рождения. Он был  незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и  некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Практически ничего не известно о его матери. Известно только, что после первой женитьбы Пьеро, состоявшейся в том самом 1452 году, когда родился Леонардо, Катарина прекратила почти всякие отношения с обольстившим ее синьором и даже вышла замуж за какого-то крестьянина.

Вскоре после того Катарина умерла, а Пьеро взял маленького Леонардо в свой дом, где он воспитывался на попечении у первой мачехи, Альбиеры ди Джованни, и, главное, бабушки - матери отца - Лючии, которая в нем души не чаяла. Вторая мачеха Леонардо, Франческа Ланфредини, вышла за Пьеро, когда ей было 16, а Леонардо 13 лет, так что они оказались почти товарищами; последняя же, Маргарита, как говорят, была даже моложе своего пасынка, и все три мачехи умерли еще в весьма молодых годах.

От третьей жены синьор Пьеро  имел девять сыновей и двух дочерей, но никто из его детей не выказывал никаких особых талантов и способностей.

Леонардо воспитывался в доме Пьеро  да Винчи.  Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное  образование. Впрочем, уже тогда  Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и  играл на лире, замечательно рисовал.

 

Слайд №5

 

Леонардо вел самую разнообразную жизнь. Было в его натуре много эксцентричного: так, например, он любил писать на манер восточных народов, то есть справа налево.

"Самый красивый мужчина во  всей Флоренции", - говорили о  нем не только женщины, но  и его первые биографы, и это  мнение легко проверить, взглянув  на известную картину, на которой  молодой Леонардо изображен в  виде архангела Михаила.

Его знала вся Флоренция, и часто  этот весельчак, превращаясь в серьезного мечтателя, задумчиво блуждал по улицам города, в мягкой суконной шляпе, темном плаще, модных кожаных или бархатных башмаках и всегда с записной книжкой за поясом: сюда он вносил заметки о виденном и слышанном, здесь же набрасывал первые грубые эскизы.

  

 

Слайд №6

 

В возрасте 15 лет Леонардо стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских мастеров — Андреа дель Верроккьо (ок. 1435-1488).

Верроккьо - прозвище, под которым он известен. Настоящее имя этого главного из учителей Леонардо было Андреа ди Микеле ди Франческо Чони. Прозвище свое он получил по преемству от ювелира Джулиано Веррокки. Он был не только знаменитым художником и скульптором итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность же ему принесли скульптура и живописные работы. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов.

Он приучил юного Леонардо не только к добросовестному труду, но и к точному наблюдению природы, указывая ему, между прочим, на необходимость  основательного изучения анатомии.

Звание мастера живописи Леонардо получи 1472 году, но до 1476 года оставался  у Верроккьо. Возможно, это было связано  с какой-то совместной работой.

 

Слайд №7

 

Первой серьезной работой Леонардо да Винчи было изображение одного из двух ангелов, фигурирующих на лучшей из картин его учителя Верроккьо, а именно "Крещение Христа". Об этой картине составилась целая  легенда, впервые рассказанная старинным  биографом Вазари. По его словам, дело было так.

Написав Иоанна Крестителя и Христа, Верроккьо хотел изобразить двух ангелов, благоговейно созерцающих  происходящее в их присутствии великое  событие. После долгих неудачных  попыток Верроккьо написал одного ангела, нельзя сказать чтобы весьма удачно; но другой положительно не удавался, и художник временно оставил картину неоконченною. Воспользовавшись отсутствием учителя, Леонардо, в то время еще мальчик, взял кисть и нарисовал другого ангела. Возвратившись и увидев работу ученика, Верроккьо был так изумлен, что воскликнул: "Если ты, почти не учившись, сразу превзошел меня, возьми мою палитру, а я опять возьмусь за резьбу".

Новейшие исследования показали, что, не ограничившись фигурою ангела, мальчик-живописец переделал и усовершенствовал почти всю картину учителя, начиная с фигуры Христа и кончая руками первого, написанного учителем, ангела. Что касается второго, вполне неудавшегося Верроккьо ангела, то Леонардо попросту замазал его краской - следы этой работы заметны до сих пор на картине - и сверху написал другого. Тропический ландшафт также, по всей вероятности, принадлежит Леонардо, и из-под скал и воды, виднеющейся вдали, еще ясно заметны следы первоначального ландшафта, написанного Верроккьо. Только фигура Иоанна Крестителя, по-видимому, принадлежит исключительно Верроккьо и, без сомнения, составляет венец его художественного творчества.

Картина находится в настоящее  время во флорентийской Академии. Она была написана по заказу одного монастыря - монахи в то время давали большой заработок художникам.

 

Слайд №8

 

Среди самых ранних произведений Леонардо является БлаговЕщение. Было написано 2 картины. В этой большой картине Леонардо основывался, главным образом, на иллюстрированных Библиях 15-ого столетия:

Архангел Гавриил становится на колени в саду Девы, ( Лука 1.26-38) которая получает его известие и узнает, что она выбрана, чтобы родить Сына Бога.

Первая из них, находящаяся теперь в Лувре, была написана да Винчи в  восемнадцатилетнем возрасте (1470 год) и может считаться его первым крупным произведением.

Окончательным плодом этого вдохновения  была вторая картина, изображающая Благовещение, хранящаяся во Флоренции.

 

Слайд №9

 

Первый датированный рисунок Леонардо "Пейзажный рисунок долины Арно" (1473 год) как и "Благовещение" находится сейчас в галерее Уффици во Флоренции.

 

Слайд №10

 

Затем Леонардо вступает в период жизни, наполненный темой Мадонны  с младенцем: "Мадонна с гвоздикой" (Мюнхенский музей), "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" (обе Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме законченных картин осталось большое количество эскизов: мадонна с кошкой, мадонна с тарелкой фруктов и др.

 

Слайд №11

 

В 1481 году Леонардо получает заказ  на "Поклонение волхвов". Эта картина  предназначалась для алтаря монастыря Сан Донато а Скопето. Полотно было начато мастером, но заброшено в стадии наброска, поскольку через год художник отбыл в Милан,

 

Слайд №12

 

В 1482, получив приглашение играть на лютне ко двору правителя Милана Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи неожиданно уехал из Флоренции. Лодовико Сфорца считался самым ненавистным тираном в Италии, но Леонардо решил, что он будет для него лучшим покровителем, чем Медичи, правившие во Флоренции и невзлюбившие Леонардо. Чтобы расположить к себе Сфорца, мастер написал ему письмо, в котором ничего не говорилось о музыке, а об искусстве упоминалось лишь вскользь: Леонардо предлагал себя в качестве военного эксперта и изобретателя оружия. В этом он ошибся: Лодовико предпочитал войнам интригу и яд. Первоначально герцог взял его в качестве устроителя придворных праздников, для которых Леонардо придумывал не только маски и костюмы, но и механические "чудеса". За жалование меньшее, чем у придворного карлика, в замке герцога Леонардо исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника, позднее - архитектора. Одновременно Леонардо "работал на себя", занимаясь несколькими направлениями науки и техники одновременно, но за бОльшую часть работы ему не платили, так как Сфорца не обращал никакого внимания на его изобретения.

Годы, проведенные в Милане, были наполнены разнообразными занятиями. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску "Тайная вЕчеря" и начал старательно и серьезно вести свои записи.

 

Слайд №13

 

Первый заказ, который Леонардо получил в Милане в 1483 году поступил не от герцога, а от францисканского братства Непорочного зачатия. Леонардо с товарищами выполнял роспись алтаря для недавно построенной капеллы Непорочного зачатия Девы Марии. Первый вариант центрального полотна, которое выполнил Леонардо - "Мадонна в скалах* - был закончен в I486 году. Приблизительно с 1495 по 1508 годы Леонардо был вовлечен в судебное разбирательство по поводу оплаты работы. Когда все юридические споры были улажены Леонардо пришлось написать копию картины, поскольку оригинал к тому времени перешел к частному владельцу. В августе 1508 года второй вариант "Мадонны в скалах" (Национальная галерея, Лондон) был передан Братству.

1ая сейчас Лувре

2ая в Лондонской национальной  галереи

 

Слайд №14

 

На службе у герцога Леонардо оформляет декорации, как придворный художник пишет портреты (например, "Портрет Чечилии Галерани", Краков, Музей Чарторыжских) работает над колоссальной конной статуей Франческо Сфорца. Несколько лет он занимается разработкой эскизов для статуи и ему понадобилось 11 лет, чтобы изготовить глиняную модель коня высотой более 7 метров.

Сам памятник так и не был отлит. Леонардо даже изобрел по этому случаю специальные плавильные печи. Предназначенная для отливки грандиозного памятника, бронза была пущена в 1494 году на изготовление пушек. Модель погибла несколько лет спустя.

 

Слайд №15

 

Лодовико заставлял Леонардо писать для своей потехи самые нечистые мифологические сюжеты. Об этих "натуралистических" произведениях Леонардо сохранилось так мало сведений, что, очевидно, ни сам художник, ни его ученики не придавали им серьезного значения.  Одной из таких картин является «Леда и лебедь». До нашего времени она не сохранилась, и о ней можно судить лишь по копиям, сделанным в начале 16 века.

 

Слайд №16

 

В Милане Леонардо начал писать свой "Трактат о живописи", над  которым работал до самой своей  смерти. Он постоянно прерывал работу над ним ради других занятий, и  особенно ради изобретательства: сконструировал машину для производства напильников, затем прокатный стан, затем станок для выделки сукна, который вдвое  увеличивал производительность труда. Однако Сфорца не оценил его изобретения.

Значительную часть времени  в миланский период жизни да Винчи  занимала архитектура. Он создавал проекты  и эскизы храмов и даже был экспертом  и консультантом при строительстве  Миланского собора. Сохранились свидетельства  о небольших платежах мастеру  за эти работы, но ни один из его замыслов не нашел практического применения.

 

Слайд №17

 

"Идеальный город" одна из тем многих рисунков и записей Леонардо. В таком городе, указывал он, улицы должны быть проложены на разных уровнях, причем только по нижним будут ездить повозки и прочие грузовые телеги, а от нечистот город будет очищаться по подземным проходам, проложенным от арки до арки.

Он также разработал канализационную  систему для Милана и посоветовал, как перестроить город, чтобы  ему не грозила чума.

 

Слайд №18

 

После падения Лодовика Сфорца Леонардо да Винчи покинул Милан. В разные годы он жил в Венеции (1499, 1500), во Флоренции (1500-1502, 1503-1506, 1507), Мантуе (1500), Милане (1506, 1507-1513), Риме (1513-1516).

В 1516 (1517) принял приглашение Франциска I и уехал в Париж в качестве художника королевского двора.

Леонардо жил в небольшом замке недалеко от королевской резиденции, где наконец получает прекрасные условия для своего творчества: работы над записками и проведения научных экспериментов. Здесь он проводит последние два года своей жизни занимаясь гидрографией, мелиорацией и почти ежедневно беседуя с Франциском I на интересующие их обоих темы.

Информация о работе Жизнь и творчестве великого художника и изобретателя Леонардо да Винчи