Живопись итальянских футуристов

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства. («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора»). Как и «Коммунистический манифест», этот текст состоял из пронумерованных абзацев. Сходство его со знаменитым воззванием к пролетариату этим не ограничивалось. Футуристический манифест призывал к свержению старой культуры, к отказу от традиционной морали, классической литературы и академического искусства. В нем отрицались все духовно-культурные ценности прошлого.

Оглавление

ОПРЕДЕЛЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 2
ЗАРОЖДЕНИЕ МЫСЛИ. 2
ФУТУРИЗМ В ЖИВОПИСИ. 3
РАЗВИТИЕ ТЕЧЕНИЯ. 4
ИТОГИ. 5
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 5

Файлы: 1 файл

живопись итальянский футуристор.doc

— 63.50 Кб (Скачать)

содержание.

 

Футури́зм (итал. Futurismo, от лат. futurum – будущее) – авангардистское художественное течение начала XX века, наиболее полно проявившееся в Италии и России. Футуристы были и в других европейских странах – Германии, Англии, Франции, Польше. Футуризм заявил о себе в литературе, живописи, скульптуре, в меньшей степени в музыке.

Зарождение мысли.

Днем рождения футуризма считается  20 февраля 1909 года, когда на первой странице парижской «Фигаро» был напечатан текст, озаглавленный «Манифест футуризма», подписанный итальянским поэтом и романистом Филиппо Томазо Маринетти. Именно он стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов.

Манифест был обращен  к молодым итальянским деятелям искусства. («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора»). Как и «Коммунистический манифест», этот текст состоял из пронумерованных абзацев. Сходство его со знаменитым воззванием к пролетариату этим не ограничивалось. Футуристический манифест призывал к свержению старой культуры, к отказу от традиционной морали, классической литературы и академического искусства. В нем отрицались все духовно-культурные ценности прошлого.

Устаревшими были объявлены  жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.

Манифест положил начало новому жанру, внеся в художественную жизнь возбуждающий элемент –  кулачный удар. Теперь поднимающийся  на сцену поэт, артист будет всеми возможными способами эпатировать публику: оскорблять, провоцировать, призывать к мятежу.

На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму – почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, – это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий.

Футуризм в живописи.

Группа молодых  художников из Милана, а затем и  из других городов, немедленно откликнулась на призыв Маринетти. И своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется «Манифест художников-футуристов», осуждающий все формы академизма и пассеизма в искусстве, «все формы имитации, гармонии и хорошего вкуса» и приветствующий «все виды оригинальности» и «современную жизнь, бурно и непрерывно преобразуемую победоносной наукой». А 11 апреля того же года – «Технический манифест футуристической живописи». Оба подписанны У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени – наиболее крупными художниками-футуристами.

Анализируя футуристическую  живопись, художественная критика 20-х годов обращала внимание на появившиеся в ней новые художественные приемы: акцентированные «силовые линии», сдвиги, пересечения, наплывы планов, изображение движущегося объекта одновременно в его последовательных состояниях. Особенно новаторским считалось изображение движущегося человека и животного: танцовщиц с многочисленными ногами и руками (Северини), лошадей (Карра), а также попытки передать различные состояния: «Абстрактная скорость» Балла, «Эластичность» Боччиони, «Динамизм» Руссоло.

В натюрморте инновации проявляются в смещении, взаимопроникновении планов; в пейзаже это синтез реального и ассоциативного («Синтез города Прато» Арденго Соффичи); в характеристике городского человека – синхронные реакции («Прощание» Боччиони).

Итальянские футуристы  ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои полотна и скульптуры звук. «Наши холсты, – писал К.Карра, – будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».

Особым достижением  считается аэропиттура (воздухоживопись) – изобретение так называемого  второго футуризма, которая предлагает зрителю необычную точку зрения – вид сверху. Написанные в этой манере картины Фортунато Деперо, Жерардо Доттори, Энрико Прамполини, Пиппо Ориани – это почти исключительно пейзажи, увиденные сверху как пестрая геометрическая абстракция.

 

Развитие течения.

Кульминационный момент итальянского футуризма – 1913–1914 гг. – ознаменован появлением специальных галерей и собственных изданий. Наиболее значительные среди них – флорентийский журнал «Ласерба» и римская «Галерея Спровиери».

Показателем быстро растущей популярности нового течения  служат заголовки ведущих парижских  газет. Уже к началу 1912 г. «Эксцельсиор», «Пари-журналь», «Антрансижан» и другие возвещают: «Футуристы завоевали Париж». Выставки работ Боччиони, Карра, Северини, Руссоло проходят в престижных галереях Парижа и Милана. Через Северини, который связан дружескими отношениями с Пикассо, художники-футуристы встречаются с вдохновителями французского авангарда – живописцами и поэтами: Жоржем Браком, Хуаном Гри, Гийомом Аполлинером, Максом Жакобом. Мастерские и кафе, в которых проходят эти встречи, превращаются, как пишут газеты, в творческие лаборатории. Выставка, открывшаяся в феврале в парижской «Галерее Бернхайма-младшего», будет затем показана в галереях Лондона, Амстердама, Брюсселя.

В это время  группа живописцев пополняется талантливой  молодежью: Джованни Папини, Софиччи, Деперо, Прамполини. Последний в 1917 году основал в Риме самый представительный художественный футуристический журнал «Noi», который просуществовал до 1925 года.

 

Спад начинается в 1914 году. Этому способствует и начавшаяся война, и обостряющиеся внутренние разногласия. В феврале 1914 года «Ласерба» публикует памфлет «Футуризм и маринеттизм», подписанный тремя основателями этого журнала, которые ставят в вину своему вождю «культ невежества, описательный натурализм (для того времени тяжелое обвинение. – В.М.), школярский пропагандизм, мессианский оптимизм, милитаризм, шовинизм, светскую религиозность, презрение к женщине».

 

Вторая волна, новый период активности футуризма  после 1920 г. связан с тем, что можно  назвать идейной конвергенцией  – когда идеология пришедшего к власти итальянского фашизма оказалась созвучной футуризму. Однако союз футуристического искусства и фашистской диктатуры был в конечном счете недолгим.

Новый подъем футуристической  живописи связан с именами Балла, Прамполини, Деперо, Луиджи Филла и др. Началом этого периода, который позднее будет назван вторым футуризмом, принято считать момент опубликования манифеста «Тактилизм» (11 января 1921 г.).

Присмиревший, утративший свойственный ему пафос  агрессии, футуризм, склоняющийся к  апологии фашистского режима, теряет свое лицо. В Италии, как и в других тоталитарных странах (среди которых итальянский режим надо признать наименее жестким), этатизированные искусство и архитектура приходят к мегаломании и некоему подвиду неоклассицизма, имеющего и здесь специфическую ненатуральную окраску.

 

 

 

Итоги.

«Художественная революция, которая начинается футуристическим  движением, вызвала к жизни или  повлияла на многочисленные передовые  течения – кубизм, орфизм, дадаизм, симультанизм, зенитизм, лучизм, вортицизм, конструктивизм, супрематизм, имажинизм, ультраизм и т. д.», – писал Маринетти, остававшийся до конца (умер он в 1944 г.) лидером движения.

В живописи и  скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта. Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства.

Указание на роль футуризма в становлении  многочисленных течений художественного  авангарда особенно справедливо  в отношении России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников.

  1. Онлайн энциклопедия Кругосвет. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/FUTURIZM.html
  2. http://art.1september.ru/2002/15/no15_1.htm
  3. http://rusmilestones.ru/search/show/?id=39745
  4. http://www.russian.slavica.org/article290.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

 

Презентация на тему «Живопись итальянских футуристов».

 


Информация о работе Живопись итальянских футуристов