Живопись и культура романского периода

Автор: 7lt Rl7, 24 Октября 2010 в 12:28, доклад

Краткое описание

Романская средневековая мода представляет собой смесь античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», и вместе с тем - она нечто совершенно новое

Оглавление

нет

Файлы: 1 файл

Доклад на тему по МХК.docx

— 250.47 Кб (Скачать)
 

    Доклад  на тему по МХК: “Живопись  и культура романского периода” 

                Сдал: Авдеев Никита

                Проверил: Темрюков Ю.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2010

Романская средневековая мода представляет собой  смесь античных традиций, византийских деталей и «варварских новинок», и вместе с тем - она нечто совершенно новое. Из античных времен, через Византию, романская мода взяла плащ, так  как он не только защищает тело, но и  символизирует выделение человека из внешней среды. Средневековый  феодальный порядок принудил моду к  тому, чтобы она позаимствовала у  Византии систему классовых различий в одежде, которая проявилась в  моде романского периода в виде каймы, вышивок, и даже материалов. Романская  мода приняла также и некогда  «варварские» штаны. Женская мода, как  и в Византии, предписывает надевать на тело несколько одеяний, одно на другое. Обычно это было нижнее рубашкообразное платье с узкими рукавами, поверх которого одевалась верхняя одежда подобного же покроя, но с более широкими рукавами. Одежда лиц, относящихся к высшим слоям общества, шилась из дорогих тканей, края которой отделывались декоративной каймой. Эта кайма не только вышивалась, кроме того она была украшена золотыми пластинками и драгоценными камнями. Некоторые ученые считают, что этот излишек дорогих украшений является отголоском стремления к роскоши и великолепию после эпохи переселения народов. На этот счет есть и другие мнения. Многие авторы полагают, что эти два отдаленные друг от друга временные периода можно объединить, так как мода в то время изменялась крайне медленно.

«Вид женщин этой эпохи весьма живописный и яркий ... Но одежда носит полуварварский, неэлегантный, незаконченный характер... Из разных языческих, классических, античных и византийских элементов, которые до сего времени не сочетались между собой, теперь начинает создаваться новая культура. Одежда совсем не прилегает к телу и не имеет складок», - говорит Якоб фон Фальке в 1875 г. Однако в наши дни образ женщины того времени нам представляется несколько иначе; если мы посмотрим на женскую фигуру с точки зрения её структуры, то увидим, что она представляет как бы блок, поверхность которого, вертикально и горизонтально, разделена отделочной каймой на самостоятельные части. Например, рукава отделены от платьев нашитой каймой, а лиф с юбкой зачастую разделяются ещё на две или четыре части. В этом делении мы видим художественную основу романской моды. Её понимание соответствует романской архитектуре, которая также блочная; поверхность зданий аналогично членится зарубками, аркадами, арочными фризами. Подобно тому, как украшенная система плоскостей в архитектуре имеет тектонические черты, так и кайма в одежде выполняет подобные же функции. Таким образом, кайма в романской моде является не только украшением и знаком отличия, как это предписывала Византия. В романский период материал сшивается по швам, которые оторачиваются тесьмой и тем самым укрепляются — это в истории моды является новинкой. Все остальное остается по-старому. Как и в Византии, поверх верхней одежды надевается ещё и плащ, который становится универсальной одеждой всех классов. Голова покрыта небольшим покрывалом, которое ниспадает по самые плечи, а поверх него часто накидывается ещё верхний плащ. С подобной стилизацией мы встречались ещё у этрусков. В то время одежда делалась кустарным способом. Как выглядело кустарное производство в Чехии романского периода, до возникновения цехового производства, свидетельствуют некоторые исторические памятники. Предполагают, что в Праге и других местах были большие ремесленные мастерские, где женщины ткали, пряли и шили одежды. Такие мастерские назывались гинецеум (gynaecbum). Источники говорят о том, что в Пражском Граде было около 30 портних, при этом предполагается, что в мужских мастерских работали портные мужчины. Само собой разумеется, что все эти ремесленники были крепостные. Из других источников мы узнаем, что такие мастерские были при отдельных крепостях в разных жупах(Жупа - единица административного деления. (Прим, перевод.)) Чехии, и что готовая продукция отвозилась в Прагу. Согласно источникам XII века, на пражских рынках сшитой одеждой торговали оптом (пачки брюк содержали, например, и по 40 штук).

В романскую  эпоху мужская одежда принципиально  отличалась от женской. Нижняя и верхняя туника в мужской одежде уже ранее поднялись до колен и открыли штаны — неприлегающие штанины, которые заправлялись в высокие ботинки. Характер и украшения мужской одежды аналогичны женским. И мужчины носят плащи, остатки античной хламиды, скрепленные застежкой, по большей части на правом плече.

Обуви не хватает  красочности и разнообразия фасонов  — поголовно все носят полувысокие ботинки без застежек, собственно какие-то штиблеты без шнурков. Но уже в это время начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем средневековье.

Покрытия  для головы также не отличаются изобретательностью и разнообразием, формы их не сложны. Носят полукруглые шапки либо нечто вроде фригийского колпака.

В прическах  попрежнему господствует античная традиция, волосы коротко пострижены, большинство мужчин ходят без усов и бороды, их оставляют только высшие церковные и светские сановники. И у женщин прическа не отличается выразительными чертами — накидка, которой почти у всех прикрыта голова, не способствует созданию сложных причесок. Женские длинные волосы остаются незавитыми и только свободно расчесываются.

Сумасбродные девушки. Фреска из костела  в Педрете, 1-я половина XII века. Музей изобразительных искусств в Каталонии, Барселона. 
 

                              
 
 

Информация о работе Живопись и культура романского периода