Западноевропейское
искусство
1.ИСКУССТВО
АНТИЧНОСТИ.
1.1
Античное искусство
(от лат. antiquus
— древний) — искусство античной
эпохи; искусство Древней Греции,
а также тех стран и народов
древнего мира, культура которых
развивалась под определяющим
влиянием древнегреческой культурной
традиции: искусство эллинистических
государств, Рима и этрусков.Понятие «античное
искусство» появилось в эпоху Возрождения,
когда прекрасные творения Древней Греции
и Древнего Рима принято было считать
образцовыми, классическими для всей европейской
культуры.Единство античного искусства
обусловлено общностью эстетического
идеала. Образ идеально прекрасного и
гармонически развитого человека-гражданина,
доблестного воина и преданного патриота,
в котором красота атлетически тренированного
тела сочетается с нравственной чистотой
и духовным богатством, нашел свое воплощение
в скульптуре, живописи и прикладном искусстве.
Греческие мастера изучали строение человеческого
тела, соразмерность его пропорций, пластику
движений, особенно во время знаменитых
Олимпийских игр. Художники добивались
реалистически правдивого изображения
человека в греческой вазописи (чернофигурная
и краснофигурная роспись) и скульптуре,
которая обрела пластическую свободу
и жизненную убедительность (Мирон «Дискобол»,
Поликлет «Дорифор», Фидий — статуи для
афинского Акрополя).Неоценимый вклад
в мировое искусство внесли древнегреческие
архитекторы. Они создали строгий и величественный
тип храма прямоугольной формы, окруженного
со всех сторон колоннами (периптер), и
строгую, логически обоснованную систему
соотношений между несущими и несомыми
частями здания {ордер).Памятники древнегреческого
искусства дают нам эстетическое наслаждение
и яркое представление о единстве, синтезе
архитектуры и скульптуры.На смену классическим
традициям с конца IV в. до н. э. приходит
более сложное миропонимание, обостряется
интерес к раскрытию внутреннего мира
человека, передачи могучей энергии, динамики
образа, его правдивости. Как следствие
в искусстве этого времени отмечается
увлечение многофигурными композициями
и колоссальными размерами статуй.Три
последних столетия существования греческой
цивилизации называют эпохой эллинизма.Наследником
художественной культуры эллинской цивилизации
стал Древний Рим, который прошел за восемь
столетий в результате успешных завоеваний
исторический путь от маленького города
до столицы огромного государства — могущественной
Римской империи. Римляне высоко оценили
науку, литературу, театр, архитектуру
и скульптуру Древней Греции и внесли
свой вклад в дальнейшее развитие художественной
культуры древнего мира.Они построили
великолепные дороги, мосты и водопроводы,
создали особую систему сооружения больших
общественных зданий благодаря применению
в строительстве арок, сводов и бетона,
позволяющего заметно увеличить ширину
перекрытий. Во II в. впервые при постройке
круглого в плане храма был применен купол.
Таким образом, к IV в. сформировались основные
типы христианского храма — базилика
и центрально-купольное строение.Особого
внимания заслуживает искусство римского
скульптурного портрета, отличающегося
точной характеристикой и жизненным правдоподобием
образов. Власть римских императоров прославляли
многочисленные монументы, поставленные
в их честь, триумфальные арки, сооруженные
в честь их побед. Прекрасно спланированные
ансамбли городов, знаменитые императорские
бани — термы, самый большой амфитеатр
древнего мира — Колизей, колонна императора
Трояна, храм всех богов Римской империи
— Пантеон, фресковая живопись и мозаика,
открытые при раскопках Помпеи — это своеобразная
биография эпохи, запечатленная в неповторимых
художественных образах.Античное искусство
сильнейшим образом повлияло на развитие
искусства последующих эпох; трудно переоценить
его значение для развития западной цивилизации
(см. барокко, классицизм, ампир).
1.2
Эгейское искусство (крито-микенское
искусство)
Расцвет Эгейского
искусства был подготовлен длительным
развитием художественной культуры
эгейского мира в 7-м — начале
3-го тыс.н. э. (неолит, халколит; раскопки
поселений Димини в Фессалии, Неа-Никомедии
в Южной Македонии, Лерны в Пелопоннесе
и др.).Своеобразная культура эпохи ранней
бронзы открыта на островах Эгейского
моря, особенно архипелага Киклады (2600-2400
гг. до н. э., посёлки Кастри на о. Сирое,
Кинфос на о. Делос, Даскалейон на о. Керос;
посёлок близ Панорма на о. Наксос): укрепления
каменной кладки насухо, дома каменной
кладки на глиняном растворе, гробницы
— ящичные и круглые в плане, каменные
сосуды строго геометрических или мягко
округлых, иногда зооморфных форм, лепная
керамика с орнаментом из врезанных линий,
заполненных белой пастой, расписные сосуды
с резьбой по блестящей тёмной обмазке
(в том числе « сковороды » со стилизованными
изображениями корабля и рыбы).Специфический
вид изобразительного искусства киклад
— так называемые кикладские идолы —
мраморные статуэтки (преимущественно
женские, иногда изображения музыкантов)
геометризованных лаконичных монументальных
форм с чётко выраженной архитектоникой.Для
культуры Троады характерны поселения
горного типа (Троя I-V вв., 3000-1800 гг. дон.э.)
с развитой монументальной фортификацией,
застройкой кварталами тесно стоящих
домов, как правило, типа мегарона (Полиохни
на острове Лемнос), хорошим водоснабжением.Самые
яркие памятники искусства Троады — золотые
и серебряные украшения, выполненные с
тонким декоративным чутьём, сосуды из
кладов Трои II («клад Приама») и Полиохни.Во
второй половине 3-го тыс. до н. э. протогородская
культура эпохи ранней бронзы («раннеэлладский
период») развивалась в материковой Греции
(Лерна III, Рафина в Аттике, Эвтресис в Беотии,
Зигуриес в Арголиде).Высочайшие достижения
критских зодчих — дворцы (открыты в Кносе,
Фесте, Малии, Като-Закро), в которых сочетание
обширных открытых пространств (дворы)
с окружающими их комплексами помещений,
световых колодцев, пандусов, лестниц
создаёт эффект живописного перетекания
пространства, эмоционально богатый, насыщенный
бесконечной изменчивостью впечатлений
художественный образ.В изобразительном
и декоративно-прикладном искусстве Крита
орнаментально-декоративный стиль (XX-XVIII
вв. до н. э.), достигший совершенства в
вазописи «стиля камарес» (крупные розетки,
стилизованные цветы и спирали жёлтого,
красного и вишнёвого тонов на тёмном
фоне), сменяется в XVII-XVI вв. до н. э. более
конкретной и непосредственной передачей
образов растительного и животного мира
и человека (фрески дворца в Кносе, вазы
с изображением морских существ, произведения
мелкой пластики, торевтики, глиптикиXVII-XIII
вв. до н. э. — период высокого расцвета
искусства ахейской Греции.В архитектуре
жилища складывается тип прямоугольного
с портиком здания-мегарона, прообраз
древнегреческого «храма в антах».Искусство
XV-XIII вв. до н. э., как и критское, большое
внимание уделяло человеку и природе (фрески
дворцов в Фивах, Тиринфе, Микенах, Пилосе;
вазопись, скульптура), но тяготело к устойчивым
симметричным формам и обобщению (геральдическая
композиция с фигурами львов рельефа Львиных
ворот в Микенах).
2
ИСКУССТВО ГРЕЦИИ
2.1
Гомеровская Греция
В этот период перехода
от родового строя к раннему рабовладельческому
классовому обществу складываются греческая
мифология и эпос. Правда, от гомеровского
периода почти не сохранилось памятников
зодчества или монументальной скульптуры,
однако мы имеем представление о гончарном
ремесле, близком микенской керамике.
Самые ранние глиняные сосуды были украшены
геометрическим узором из горизонтальных
полос коричневого лака, вероятно, имевшим
символическое значение (X—VII вв. до н.
э.), позже появились фигуры зверей и птиц.
Сосуды многообразны по форме: амфоры
— для хранения вина и масла, кратеры—для
смешивания вина с водой, пиксиды с крышками
в виде фигурок животных или птиц — для
благовоний, кувшины с фигурным венчиком
—энохоя —для разливания вина во время
трапезы и т. д. С конца IX —начала VIII в.
до н. э. на вазах появляется и изображение
человеческих фигурок. Изображение предельно
плоскостное, условное, с головами и ногами
в профиль, а верхней частью торса — в
фас, как в египетском искусстве. О монументальной
скульптуре мы знаем только по описаниям
древних: это так называемые ксоаны —
статуи из дерева и камня.
2.2
Греческая архаика
VII—VI века до
н. э.—в это время уже четко
прослеживается социальное неравенство
и борьба демоса с аристократами,
эвпатридами. Греки быстро расселяются
в бассейне Средиземноморья. Из
Сицилии, с Апеннинского полуострова,
Египта, Северного Причерноморья они ввозят
рабов и хлеб, вывозят же в провинции в
основном произведения художественного
ремесла, керамики.В период архаики постепенно
была создана продуманная и ясная система
архитектурных форм, которая стала основой
всего дальнейшего развития греческого
зодчества. В основе греческого зодчества
уже в архаический период лежала определенная
система соотношения, равновесия несомых
и несущих частей — ордер (от латинского
«ордо» — строй, порядок). Первые ордера
назывались дорическим и ионическим (по
местам их возникновения), затем появился
коринфский, близкий к ионическому.Ордер
был общей системой правил, никак не исключающей
индивидуальности творческого решения
в вопросах соотношения храма с ландшафтом,
с другими сооружениями.Греческие храмы
архаического периода подкрашивались:
тимпаны (т. е. само поле) фронтонов и триглифы
—обычно синим, метопы —красным. Раскрашивалась
и скульптура. Краска подчеркивала архитектонику
здания, усиливала праздничность образа.
Белый с цветными деталями храм, для которого
греческие зодчие всегда умели найти удачное
расположение на холме, на возвышении,
легко «читался» силуэтом на фоне неба.Дорический
ордер явился выражением самых передовых
художественных идей времени, и строгий
тип периптера продолжал развиваться
и совершенствоваться в эпоху классики
как ведущий тип храма.Сложным путем шло
развитие архаической скульптуры. Можно
сказать, что греческая скульптура родилась
на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах.
Победители олимпийских игр всенародно
прославлялись, в их честь воздвигались
статуи. Иногда такие статуи достигали
нескольких метров высоты. Фигура монументальна,
моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности
отчетливо подчеркивается связь с блоком.
Руки прижаты к туловищу, одна нога выставлена
вперед. Подчеркнуто атлетическое сложение:
широкие плечи, узкие бедра. Углы губ чуть
приподняты, что позволило исследователям
ввести термин «архаическая улыбка», глаза
широко открыты. Четкая фронтальность,
подчеркнутые плоскости фаса и профиля,
статика позы, разработка волос напоминают
древнеегипетские статуи. Но улыбка, устремленный
вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности,
открытости человека перед миром, счастья
познания его, что составляет глубокую
гуманистическую идею греческого искусства.Если
в скульптурном изображении мужской фигуры
решалась проблема обнаженного тела, то
в женской — проблема задрапированного.
Такие фигуры назывались «корами» (по-гречески
кора — дева). Чаще всего их находят около
Афин, так как коры обычно изображали жриц
богини Афины. Уже в ранних архаических
корах видно, как скульптор стремился
под их одеждой — хитонами и пеплосом
— как можно точнее промоделировать тело.
Глаза удлиненные, широко раскрытые, «архаическая
улыбка» еле намечена.О монументальной
живописи архаического периода ничего
не известно. Очевидно, она существовала,
но не сохранилась до нашего времени. Зато
мы может судить о вазописи, как VII, так
и VI в. до н. э. В VII в. до н. э. живопись заполняла
всю поверхность сосуда, как ковром. Стиль
этот называется обычно ориентализирующим,
поскольку многое, особенно в орнаменте,
греки восприняли от искусства Востока:
пальметты, цветы лотоса, как и многие
мотивы животного мира. В конце VII в. до
н. э. ковровый стиль в вазописи уступает
место чернофигурному. Черным лаком стали
наносить узор на чуть подкрашенную охрой
глину сосуда, фигуры располагались уже
не «ковром», горизонтальными полосами,
а свободно размещались на поверхности
стенок. Помимо мотивов растительного
и животного мира в керамике Афин, особенно
в VI в. до н. э., появляется много сцен сражений,
пиров, охоты, эпизодов из гомеровских
поэм. Мастера-гончары с этого времени
стали подписывать свои сосуды. «Эксекий
сделал»,—написано на знаменитом килике,
днище которого украшает изображение
ладьи Диониса, который превратил захвативших
его в плен пиратов в дельфинов. Возможно,
гончар и живописец иногда объединялись
в одном лице.С последней трети VI в. до
н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная
(фигуры естественного цвета глины выступали
на фоне, сплошь покрытом лаком). Более
живописные, живые, динамичные жанровые
сцены все чаще сменяют традиционно мифологические
(мастера Евфимид, Бриг, Евфроний). Знаменитая
«ваза с ласточкой» Евфрония конца VI в.
до н. э. хранится в Эрмитаже.
2.3
Греческая классика
В архитектуре V
в. до н. э. развивался все тот же тип
храма-периптера преимущественно
дорического ордера. Пропорции его
стали стройнее, гармоничнее, приобрели
большую логику, ясность и простоту.
Так, число колонн стало определенным:
по длинной стороне вдвое больше,
чем по короткой, плюс одна (например, 13:6
или 17:8).Архитектура V в. до н. э. предстает
перед нами в гармонии со средой, в соразмерности
с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой.
В период ранней классики, так называемого
строгого стиля (490—450 гг. до н. э.), скульптура
носит переходный характер от архаики
к классике. Это прекрасно видно на фронтонных
группах.Образ атлета — по-прежнему самая
распространенная тема скульптуры. Совершенную
человеческую красоту —вот что стремились
воплотить греки в образах атлетов. Но
создать ее непросто, она состоит в том,
чтобы воедино слились добродетель души
с соразмерной красотой тела, писал Лукиан.
Фигура дельфийского возничего из композиции,
созданной около 476 г. до н. э. неизвестным
мастером по желанию одного из победителей
в состязаниях на колесницах, в ниспадающем
складками хитоне, напоминает величественную
дорическую колонну с каннелюрами. Лицо
полно сдержанной силы, спокойствия, торжественности
и благородства, линии лба, носа, бровей
и губ безупречны по рисунку. Идеально
прекрасный образ не лишен, однако, жизненности.
В зрачки глаз были вставлены цветные
камни, что оживляло выражение. Фигура
отлита в бронзе, ставшей с этого времени
любимым материалом.Конец V—IV в. до н. э.—
период бурной духовной жизни Греции,
формирования идеалистических идей Сократа
и Платона в философии, развивавшихся
в борьбе с материалистической философией
Демокрита, время сложения и новых форм
греческого изобразительного искусства.
В архитектуре поздней классики (410— 350
гг. до н. э.) в отличие от ранней и высокой
классики нет «чувства меры» (месотес),
характерного для предыдущего периода,
и более всего проявляется стремление
к грандиозному, внешне великолепному.
В Эфесе в середине IV в. до н. э. построен
заново некогда сгоревший храм Артемиды,
считавшийся одним из чудес света. К такому
же чуду можно отнести гигантскую гробницу
царя Мавсола в Галикарнасе (архитекторы
Пифей и Сатир; 353 г. до н. э.), от которой
и произошло позднее название «мавзолей».
Она завершалась колесницей с конями и
была украшена 150 м фризом с изображением
битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил
торжественную, восточную пышность декора
с изяществом греческого ионического
ордера.Большое место в архитектуре IV
в. до н. э. занимают общественные сооружения
для зрелищ. Это знаменитый театр в Эпидавре
(архитектор ПоликлетМладший; 360—330 гг.
до н. э.), на каменных скамьях которого
помещалось 10 000 зрителей. Актеры играли
на круглой площадке —орхестре (диаметр
ее 12 м), за орхестрой находилась каменная
стена — скене. Блестящая акустика позволяла
все отлично слышать с последнего ряда,
который был отдален от орхестры на 60 м
и находился на 23 м выше ее. В греческой
архитектуре IV в. до н. э. появляется упоминавшийся
выше коринфский ордер с колоннами, завершаемыми
богато декорированной капителью в виде
листьев аканфа (примером может служить
камерный памятник Лисикрата в Афинах;
335—334 гг. до н. э.).В скульптуре на смену
мужественности и суровости образов строгой
классики приходит интерес к душевномумиру
человека, и в пластике находит отражение
более сложная и менее прямолинейная его
характеристика. На смену мужественной
красоте атлета V в. до н. э. приходит красота
несколько женственная, изящная, но и более
одухотворенная. Порыв страсти, выражение
страдания, даже какого-то трагического
надлома нарушает гармоничную ясность.
Все это опосредованно выражает трагический
кризис этических и эстетических идеалов
классической поры.Для искусства поздней
классики было характерно введение новых
жанров, которые нашли дальнейшее развитие
на следующем этапе — в эллинизме.В блестящую
эпоху классики греки знали и монументальную
живопись, расписывая стены зданий многофигурными
композициями в технике фрески на те же
героические и мифологические сюжеты,
что и в скульптуре.Время не сохранило
этих работ. Известны только имена мастеров:
Полигнота, упоминаемого в «Описании Эллады»
Павсания, Аполлодора, о котором свидетельствует
Плиний в своей «Естественной истории»,
Апеллеса и его ученика Зевксиса.В вазописи
периода классики краснофигурный рисунок
стал более свободным, фигуры представлены
в сложных ракурсах. Сцены имеют жанровый
характер. Сюжетный рисунок уже приобретает
самостоятельное значение в композиции
сосуда. (Евфроний — мастер ранней классики;
позже — Дурис, Бриг.) К концу V в. до н. э.
вазопись стала приходить в упадок, теряя
индивидуальность мастера, все более превращаясь
в ремесло.
2.4
Эллинистическое
искусство
Различают эллинистическое
искусство собственно Греции; искусство,
сложившееся на землях, тесно связанных
с древнегреческой культурой (Малая
Азия, восточное побережье Средиземного
моря); искусство Древнего Египта, в котором
сосуществовали греческие и египетские
традиции.В эллинистическом искусстве
соединяются рационализм и экспрессивность,
скептицизм и эмоциональность, элегичность
и глубокий драматизм, архаизация и новаторство.Эллинистическое
зодчество отличается стремлением к освоению
огромных открытых пространств, к эффекту
грандиозности, величием и смелостью инженерно-строительной
мысли, логикой конструкций, импозантностью
форм, точностью и мастерством исполнения.В
подчёркнутой величественности художественного
облика городов (Александрия в Египте,
Антиохия на Оронте, Пергам, Приена в Малой
Азии, Селевкия на Тигре), построенных
по гипподамовой системе с прямоугольной
сеткой улиц и принципу функционального
зонирования, важная роль отводилась большим
колоннадам и монументальным портикам-стаям;
в формировании городских центров — царским
дворцам, домам для собраний, театрам,
святилищам.Особенность эллинистических
городов — величественные архитектурные
ансамбли, для которых характерны согласованность
зданий друг с другом и с окружающим ландшафтом,
регулярность планировки, подчёркивание
горизонталей и вертикалей фасадных плоскостей,
симметричность и фронтальность композиций
построек как элементов ансамбля, рассчитанных
на восприятие с фасада.Архитектурные
типы общественных, жилых и культовых
зданий восходили к сооружениям эпох греческой
архаики и классики, но интерпретировались
в духе времени; появились новые виды зданий
— библиотеки, мусейоны (Александрийский
мусейон), инженерные сооружения (Форосский
маяк в Александрии).Наряду с творческим
использованием классического наследия,
созданием гармонических образов (Афродита
Мелосская, мрамор, II в. до н. э.) существовала
тенденция механического подражания классике,
порождавшая внутренне холодные, лжепатетические
произведения (статуя Аполлона Мусагета,
нач.III в. до н. э.).Скульптура перестала
служить гражданству, идеалам полиса;
в ней нарастали отвлечённость, декоративность,
повествовательность, подчас иллюстративность.Широкое
развитие получила садово-парковая скульптура,
проникнутая настроениями гедонизма.Сочетанием
греческого сюжета с необычной для Греции
древнеиранской техникой наскального
рельефа выделяется изображение Геракла
на одном из рельефов в Бехистуне в Иране.В
эллинистической живописи (фрески, мозаики;
в основном известны по римским копиям
изПомпеи и Геркуланума), как и в скульптуре,
наряду с классицизирующей концепцией
развиваласьболее свободная экспрессивная
манера изображения; эволюционировали
и сосуществовали такие черты, как повествовательность,
декоративность, эскизность.Интерес к
человеческой индивидуальности проявился
в создании ярких жанровых образов («Уличные
музыканты», художник Диоскурид из Самоса,
мозаика, конец II в. до н. э.).Общие для эллинистического
искусства тенденции прослеживаются в
вазописи, глиптике, торевтике, художественных
сосудах из стекла.Влияние эллинистического
искусства сказалось во многих областях
древнего мира: от Карфагена и Древнего
Рима до Синьцзяна (Китай) на Востоке; эллинистические
художественные принципы творчески перерабатывались
в искусстве Византии, Ирана, Средней Азии.